Библиографическое описание:

Алиева М. К. К вопросу о проектном методе как способе повышения уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров вуза // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 441-443.

В настоящее время все сферы общественной жизни используют информационные технологии в своей деятельности. В связи с этим, проблема поиска научно-методологических средств повышения уровня профессиональной подготовки будущих бакалавров вуза в образовательной сфере немыслима без информационных технологий современного общества.

Информатизация образовательного пространства набирает высокие обороты, и проектная деятельность в образовании приобретает особую актуальность в связи с переходом обучения от традиционного «ЗУНовского» подхода к компетентностному [1, с. 235–237.]. Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена необходимостью обновления содержания подготовки профессионального образования будущих бакалавров вуза на основе внедрения информационных ресурсов, которые выступают основой формирования информационной компетентности и компетенций.

Развитием информационных средств обусловлена необходимость внедрения в образовательный процесс различных методов обучения. Одним из основных способов повышения подготовки профессионального образования будущих бакалавров ДГПУ является проектный метод.

Целью данной статьи является рассмотрение метода проектов как способа повышения подготовки профессионального образования будущих бакалавров вуза.

Под проектами понимается самостоятельная итоговая исследовательская творческая работа будущих бакалавров. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность будущих бакалавров. Логика построения проектов основывается на включении обучаемых во все этапы практической деятельности. Проектная деятельность позволяет раскрыть творческие решения и проявлять аналитические проектные способности. Именно поэтому она играет одну из самых важных ролей в подготовке современных специалистов. Проектная деятельность ведет к получению продуктов, носящих субъективно-творческий характер и отражающих личностные достижения будущего бакалавра, способного внедрять полученную информацию в будущую теоретическую и практическую деятельность, самостоятельно принимать решения, генерировать идеи, находить способы их разрешения.

Необходимость подготовки бакалавров педагогики к проектной деятельности подчеркивается в работах Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова, И. С. Якиманской, А. А. Вербицский, И. А. Зимняя и др. Особенности обучения проектной деятельности исследовались в работах И.Г Роберт, В. В. Гузеева, Е. А. Крюковой, Е. С. Полат, И. Д. Черчиль и др. Е. Карпов определяет проектную деятельность как «образовательную технологию, нацеленную на приобретение будущих бакалавров новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска». Как отмечает В. В. Колотилов, деятельность по созданию проекта является одним из вариантов интеграции известных видов деятельности: игровой, учебной и трудовой. Проектная деятельность, по его мнению — это вид познавательной активности студентов, направленный на освоение профессионального опыта и овладение специальными (креативными) умственными действиями и операциями в процессе создания продукта [1,c. 105].

Проектная деятельность подразумевает наличие глобальной цели: разработку, описание одной темы, решение одной проблемы, реализацию которой каждый бакалавр или группа бакалавров (2–3 человека) ведет по своему плану, но в соответствии с последовательностью, описанной в методе. Будущий бакалавр не только работает над конкретной темой (проблемой), но и попутно, выполняя проект, затрагивает, изучает, повторяет большой объем теоретического материала.

Для решения проблемы бакалавр должен: определить цель работы (исследования), сформулировать задачи, которые помогут решить проект, подготовить выступление-презентацию проекта (к защите, экзамену) и методические рекомендации к его использованию.

Исходя из этого, следует отметить ряд факторов, влияющих на успешное конструирование знаний и эффективную работу будущего бакалавра над проектом. Это формирование базы знаний, составляющей основу для начала самостоятельной работы над проектом; установка на новые знания, получаемые в процессе исследования; контроль за правильной интерпретацией знаний; выработка умения конструировать знания.

Проектная деятельность состоит в том, что бакалавры самостоятельно ставят перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку полученного результата; педагог выполняет только функции управления и коррекции их деятельности.

Будущие бакалавры педагогики должны широко применять на практике активные методы обучения. Для этого учебные программы должны быть построены на комбинации лекций и семинаров с активным участием бакалавров: кейс-методы, ситуационные и деловые игры, подготовка к защите проектов.

Содержание учебных программ должно быть направлено на обучение методике добывания знаний с использованием всех имеющихся средств. Оно должно включать студентов в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования, проектной деятельности. В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение.

При этом преподаватель не преподносит готовое знание, которое передается студентам, не объясняет и не демонстрирует бакалаврам правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания, не показывает и наивысших достижений, наилучших результатов, эталонных образцов, к которым бакалавры могли бы стремиться, хотя такой ракурс тоже очень важен. Необходимое знание и правильные ответы на поставленные вопросы бакалавру нужно добывать собственными силами — именно этому и надлежит учиться в первую очередь. Студенты должны учиться при подготовке использовать все возможные источники информации: справочники, газеты, журналы, учебную и художественную литературу, информационные ресурсы сети Интернет. Лучший способ такого учения — заняться разработкой и осуществлением того или иного учебного проекта, нацеленного на поиск решения заключенной в задании проблемы.

В ходе выполнения проектов у студентов формируется самостоятельность и настойчивость в решении творческих задач, приобретается умение планировать свою деятельность, работать коллективно. Самостоятельные активные действия в свою очередь способствуют развитию инициативности. Задания, предназначенные для самостоятельной работы, должны носить активный и творческий характер, стимулировать поиск самостоятельных решений, побуждать к активной целеустремленной деятельности. Таким образом, обеспечивается развитие навыков собственно самостоятельной деятельности и творческих способностей каждого студента [5,с 227].

Так как проект является большой самостоятельной частью подготовки бакалавра педагогики и имеет своей целью:

-          систематизацию, закрепление и углубление теоретических и практических знаний по предметам, применение этих знаний при решении конкретных научных, научно-методических задач;

-          совершенствование форм и методов самостоятельной работы, овладение методикой научно-исследовательской деятельности и выработку навыков письменного изложения и оформления получаемых результатов;

-          выяснение степени подготовленности выпускника к профессиональной творческой деятельности;

то в зависимости от педагогической задачи проект может использоваться:

-          как метод освоения крупных тем программы, предполагающих интеграцию знаний из разных предметных областей;

-          как вариант проведения итоговых занятий по разделам программы или же по всему курсу;

-          как большая творческая работа, позволяющая более глубоко освоить предлагаемый программой материал.

Выбор проектной формы проведения итоговых занятий объясняется тем, что данная форма организации обучения, избранная в качестве приоритетной для преподавания, позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Участвуя в проектной деятельности, студенты демонстрируют:

-          знание и владение основными исследовательскими методами (сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем);

-          умение выдвигать гипотезы;

-          владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации (текстовой, графической), умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой (по необходимости);

-          владение коммуникативными навыками;

-          умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Преподаватель должен проявлять внимание к технологиям сотрудничества и личностной ориентации обучения (брать на вооружение методы психодиагностики, изменять отношение и организацию деятельности студентов, применять разнообразные и мощные средства обучения, перестраивать содержание обучения, ориентироваться на развитие сотрудничества и создание условий для творчества и самоактуализации).

На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью выявления комплекса педагогических условий формирования ресурсов в процессе подготовки будущих бакалавров вуза, а также разработки учебно-методического обеспечения дисциплины «Прикладная информатика в проектной деятельности», которое включает электронное учебное пособие, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Литература:

1.                  Фещенко Е. М.. ВАК статья Проектная деятельность педагога-психолога 2007 С. 10.

2.                  Сагадеева А. А. Содержание и пути подготовки бакалавров педагогики к проектной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. С. 237.

3.                  Сауренко Н. Е. Проектная деятельность как средство формирования творческой активности студентов колледжа: Дис. канд. пед. наук Москва, 2004. 218 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle