Библиографическое описание:

Фардетдинова Л. А. Превенция преступности несовершеннолетних: мировой и российский опыт // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 48-50.

Превенция (предупреждение) преступности — это «...все те меры, которые осуществляются с конкретными намерениями свести к минимуму диапазон и опасность преступлений, будьте снижение возможностей для совершения преступлений или воздействие на потенциальных правонарушителей и население в целом».

Современная концепция предупреждения преступности закреплена в документах международного сообщества. Основополагающее значение имеют, в частности, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. (Эль-Риядские принципы, 1990г.). Ряд важных положений, имеющих профилактическое значение, содержится и в ратифицированной Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка 1990г. Задачей российского государства является скорейшая полная имплементация и реализация положений указанных документов.

Важнейшим принципом профилактики, закрепленным в международных актах, является приоритет мер предупреждения перед уголовной репрессией. В отношении несовершеннолетних особое значение получают закрепленные в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве задачи предупреждения преступлений, принципы гуманизма и экономии репрессии.

Ряд гуманных положений, направленных на обеспечение приоритетной защиты прав несовершеннолетних в ходе уголовного процесса и исполнения, содержатся в УПК и УИК РФ. В то же время крайне медленно создается система ювенальной юстиции, центральным институтом которой являются особые суды для несовершеннолетних. Такая система действует во многих зарубежных странах. Существовали суды для несовершеннолетних и в дореволюционной России. Ювенальные суды функционируют в Ростове-на-Дону и ряде других регионах России. Создание ювенальной юстиции отвечает закрепленной в Конституции ООН о правах ребенка рекомендации «в случае необходимости и желательности принимать меры по обращению с детьми-правонарушителями без использования судебного разбирательства, при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий».

Одним из руководящих принципов ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних является «обеспечение уровня жизни, гарантирующего физическое, умственное, духовное, нравственное, социальное развитие». К другим элементам общесоциальной профилактики Эль-Риядские принципы относят доступ несовершеннолетних к общеобразовательной системе и культурным ценностям, обеспечение содержательного досуга и отдыха.

Во многих странах мира социальная реабилитация несовершеннолетних правонарушителей осуществляется в рамках программ примирения жертвы и правонарушителя (Victim-Offender Reconciliation Programs), также известных как программы посредничества (Victim-Offender Mediation Programs). Они включают в себя организацию встреч правонарушителя и жертвы лицом к лицу. Помощь опытного ведущего позволяет пройти этим встречам конструктивно. В условиях подобных встреч правонарушитель обнаруживает конкретные, человеческие последствия своих действий, учится принимать на себя ответственность за них. Жертвы (которые обычно игнорируются уголовным правосудием) получают возможность выговорить свой страх или гнев, что необходимо для исцеления их душевной жизни от последствий травмы или шока причиненного преступлением. Правонарушители отвечают за совершенное ими, заключая примирительный договор с жертвой, в котором обязуются возместить ущерб преступления. Подобные договоры направлены на восстановление чувства справедливости; обычно они содержат обязательства выплачивать деньги и/или сделать какую-то работу для жертвы, участвовать в общественных работах.

В настоящее время существует около 300 подобных программ в США и Канаде, около 500 в Англии, Германии, Скандинавии, Польше, Чешской республике, Австралии и Новой Зеландии. Статистика по программам примирения всей Северной Америки (которые развиваются с 1974 года) показывает, что около 2/3 случаев всей массы преступлений, по которым примирение допускается местными законами, разбирается на встречах между жертвой и правонарушителем; около 95% встреч приводит к подписанию примирительного договора; около 90% соглашений о возмещении ущерба выполняются в течение 1 года. Для сравнения следует добавить, что действительный процент выплат назначаемых судами Северной Америки реституций обычно не превышает 30%.

Наше предложение связано с введением процедур примирения между обвиняемым и потерпевшим в России. Оно направлено на расширение возможностей подбора мер воспитательного воздействия к несовершеннолетнему правонарушителю. Мы уверены, что специально организованная процедура примирения сможет обеспечить: материальные интересы потерпевшего, связанные с возмещением ему/ей вреда, причиненного преступлением. В последние два-три года вопросы о правах жертв правонарушений поднимаются во многочисленных дискуссиях. Отметим, что жертвы преступлений не всегда являются потерпевшими (как процессуальными лицами). Сегодня доходящая до конкретных людей защита их интересов как жертв преступления достаточно затруднена из-за проблем в исполнительном производстве в правосудии. Кризисные явления в местах лишения свободы приводят к тому, что многие осужденные не могут заработать деньги, которые должны идти на возмещение ущерба. Но защита жертв преступлений (потерпевших) может быть обеспечена не только в суде, но и на досудебной стадии уголовного преследования. Там могут развертываться адресные программы и механизмов, в которых учитывались бы такие конкретные обстоятельства дела, как тип правонарушения, личность преступника, характер причиненного ущерба и т.п.

Возложение персональной ответственности на правонарушителя в форме заключения и исполнения примирительного договора. В этом процессе будут участвовать различные государственные и негосударственные организации, связанные с проблемами профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Процедуры примирения (составление примирительного договора, контроль за его исполнением и т.д.) могут найти широкое применение в деятельности органов обеспечения правопорядка.

Систематическое применение процедур примирения позволит сократить расходы федерального бюджета на уголовное преследование малозначительных дел (если дело будет прекращено в связи с примирением, то обвиняемого можно не содержать в СИЗО в ожидании суда. Кроме того, прекращение дела позволит не проводить судебного разбирательства). Освободившиеся средства понадобятся для организованного государственного противодействия наркобизнесу, профессиональной преступности, коррупции и т.п.

В отношении части уголовных дел будет введен в действие дополнительный механизм адресного возмещения вреда потерпевшему на этапе досудебного производства.

Устранение данных недостатков возможно на пути создания комплексной социальной технологии примирения с участием представителей уголовной юстиции, а также представителей различных государственных и негосударственных некоммерческих организаций, психологов и социальных работников.

Кроме всего следует уделять больше внимания проблемам профилактики повторности преступлений, которая осуществляется непосредственно в процессе исполнения наказания, а также в период после его отбытия. Профилактические меры включают контроль и социальную помощь подросткам, совершившим преступления, а также деятельность сотрудников милиции, прокуратуры, судей по выявлению и устранению причин и условий конкретных преступлений.

Наиболее актуальной сегодня является проблема социальной адаптации несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно - исполнительной системы, вернувшихся из специальных учреждений закрытого типа, осужденных условно, осужденных к мерам наказания на связанных с лишением свободы. Главным здесь остается вопрос координации действий всех субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для повышения эффективности работы разработано соглашение «О порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», проект которого был рассмотрен на заседании и утвержден с учетом замечаний и предложений профильных учреждений и ведомств.

В связи с ростом преступлений среди школьников, большое внимание было уделено работе школьных инспекторов милиции и педагогических коллективов образовательных учреждений Республики Татарстан. Так, положительный опыт отрядов профилактики Набережных Челнов будет распространен по республике в учреждениях, специализирующихся на работе с несовершеннолетними.

В январе 2009 года в Республике Татарстан был принят закон «Об общественных воспитателях». Он предусматривает создание института общественных воспитателей, основной задачей которых является помощь несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. В том числе, участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, проведение индивидуальной профилактической работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что система профилактики преступности несовершеннолетних в РФ в процессе становления, отдельные подобные явления на местах создают крепкий фундамент для работы всей системы правоохранительных органов и содействуют оздоровлению гражданского общества от преступности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle