Библиографическое описание:

Пьянова Е. Н. Нравственно-психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 44-45.

В настоящее время СМИ пестрят сообщениями о нестабильной ситуации в жизни общества. Насильственные преступления, терроризм, жестокое отношение к людям. Массовая пропаганда криминального мира вселяют в молодое поколение атмосферу вседозволенности, безнаказанности. Наблюдая насилие над идеалами жизни, вырабатывается страх, недоверие, сомнение в будущем. В данной ситуации, образовательные учреждения, общая система воспитания в силах сформировать сознательное правоисполнительное поведение как школьников, так и студентов. В юношеском возрасте ведущим институтом социализации выступает система образования, которая создает условия для воспитания правовых убеждений личности, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, закладывает в учащемся правовые действия, необходимые для формирования той зрелой личности, которая адекватно оценивает свои поступки и поведение. Учебное учреждение как важнейший социальный институт должно вести работу по повышению уровня правосознания молодого поколения, при этом опираясь на возрастные особенности. Ведь, как известно, чем выше уровень образования, тем легче человеку измениться, перестроиться на уровень осознанного поведения, иначе взглянуть на окружающий его мир.

Особую значимость в формировании устойчивости личности к негативным влияниям социальной среды имеет период юности. Именно тогда под влиянием формирования мировоззрения, то есть возникновения у учащихся системы устойчивых взглядов на мир, на себя и на свое назначение в жизни, под влиянием того, что юноша уже начинает разбираться в самом себе и адекватно осознавать мотивы своего поведения, он действует менее непосредственно, менее импульсивно, он научается обдумывать свои поступки, принимать решения и действовать в соответствии с сознательно поставленными целями. Именно в это время стоит направить все свои силы на воспитание правоисполнительной личности. На основе формирующегося мировоззрения, личностных качеств, выстраивается жизненный путь личности, ее образ жизни, жизненная позиция: личность принимает себя, свои ценности, индивидуальность, как носителя возможностей и способностей, поддерживает и укрепляет свою самооценку.

В период ранней юности начинает формироваться нравственная устойчивость. Человек приобретает способность быть относительно эмансипированным от непосредственных воздействий и преобразовывать обстоятельства. В отличие от младших возрастов в данный возрастной период увеличивается способность оптимально использовать свои индивидуальные особенности. Это дает возможность добиваться результатов в различных видах деятельности, организуя профессиональную сторону деятельности в соответствии со своими возможностями. По-видимому, именно в различиях процессуальной стороны деятельности индивида выступает его способность преобразовывать собственное поведение.

Юношеский возраст – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в ранней юности – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и т.д.).

Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятного. Социальная среда мощно воздействует на психику человека, ведет ее к определенной трансформации, предлагая человеку огромный объем информации. Наряду с позитивным воздействием на сознание человека отмечаются факты негативного влияния, что может катастрофически сказаться на результатах личностного и профессионального самоопределения, самореализации и самоактуализации личности.

Исследование личностной устойчивости к негативным влияниям социальной среды является актуальным для современной науки, поскольку в информационном обществе становится важным умение каждого отдельного человека противостоять негативным воздействиям внешней среды и справляться с внутренними проблемами, стрессами, кризисами, сложными жизненными ситуациями. В психологической науке понятие устойчивости имеет несколько значений. В отечественной психологии понятие «устойчивости личности» (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский, А.В. Петровский) трактовалось преимущественно в контексте «нравственной устойчивости». Так, в статье «Устойчивость личности как проблема психологии воспитания» В.Э. Чудновский писал: «В проблеме устойчивости личности можно выделить разные аспекты: устойчивость поведения как результат последовательного стремления человека к определённой заранее поставленной цели; устойчивость научных взглядов и убеждений; устойчивость как результат ориентировки поведения на определённые «нравственные инварианты». … В ряде случаев мы употребляем понятие «устойчивость личности» вместо понятия «нравственная устойчивость личности», понимая что первое понятие шире второго. При этом мы исходим из того, что нравственная устойчивость личности – одна из наиболее существенных характеристик устойчивости личности в целом, в известном смысле её фундамент». В рамках настоящей работы мы остановимся на нравственно-психологической устойчивости. Нравственно-психологическая устойчивость будет характеризоваться системой личностных качеств человека (знаний, убеждений, умений, навыков, установок, взглядов, мотивов и др.), которые будут, несомненно, определять его способность сохранять высокую функциональную активность и успешно выполнять поставленные задачи в любых условиях. Нравственно-психологическая устойчивость, безусловно, находит выражение в нравственно-психологическом состоянии человека, т.е. в динамическом проявлении его нравственных качеств и психологических свойств личности, выражающемся в его отношении к реальной действительности. Нравственная устойчивость личности определяется, как способность человека регулировать свое поведение, исходя их принятых и усвоенных им нравственных норм и принципов. Психологическая устойчивость личности говорит о том, что для каждого индивида характерен специфический, типичный только для него тип реагирования на условия окружающей среды.

Формирование личностной устойчивости старшеклассников и студентов в образовательном пространстве школы, вуза, может и должно рассматриваться как двуединый процесс, который включает в себя, во-первых, совокупность различных приемов, методов и способов образовательного воздействия, определяющих, в первую очередь деятельность педагогов с целью поиска и создания у каждого учащегося интегративного качества личности, которое могло бы определять его способность сохранять высокую функциональную активность, а также успешно выполнять поставленные задачи в различной деятельности; во-вторых, целенаправленное развитие учащимися своих потенциальных возможностей и, конечно, совершенствование своих личностных характеристик.

Существенным отличием юношей и девушек во взаимоотношениях со взрослыми является тот факт, что для них характерна потребность в помощи и поддержке для совершенствования собственной системы саморегуляции, развития самостоятельности и целеустремленности. В этом возрасте и в самом деле создаются наиболее благоприятные предпосылки для удовлетворения такой потребности. Весь ход предыдущего интеллектуального и нравственного развития подготавливает человека к усвоению научного и морального мировоззрения. Знания об окружающем мире и сведения об основах нравственности объединяются в их сознании в единую картину. Это способствует изменению системы нравственной саморегуляции учащегося, которая становится более полной, осмысленной и гибкой. Формирующиеся на основе научных знаний и жизненного опыта убеждения все больше становятся основными ориентирами поведения и обусловливают относительную самостоятельность, независимость от привходящих ситуационных влияний. Разумеется, этот процесс не завершается в юношеском возрасте, в нем только закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование системы нравственной саморегуляции.

Образовательное учреждение дает лишь базу правовых знаний, при помощи которых учащийся в последующем для себя должен решить что важно, а что переходит на второй план. Именно от правосознания и собственного мировоззрения в дальнейшем зависит его юридически грамотное поведение.

Таким образом, вопрос о формировании правосознания подрастающего поколения актуален в настоящий момент. Учебные учреждения в силах вести целенаправленную работу по повышению уровня правосознания граждан, опираясь на социологические и психологические исследования по вопросам общественного знания о правах и обязанностях, отношения к Закону и практике его применения. В результате, воспитав правоисполнительного учащегося, мы получаем личность, которая основывается в принятии решении и поступках на свои правовые установки, ценности и морали.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle