Библиографическое описание:

Ожиганова М. В. Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 41-44.

В настоящее время в России продолжает оставаться актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Постановление Президиума Совета судей РФ обозначило, как направление развития, процесс гуманизации правосудия в отношении несовершеннолетних. При этом базовыми позициями становится экономия уголовной репрессии, усиление воспитательного воздействия, организация помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в конфликте с законом, с целью его интеграции в общество и предупреждения рецидива.

К сожалению, заявляя о гуманистических приоритетах интересов ребёнка, в уголовном правовом поле мы выходим на формализацию отношений, где очень часто под интересами несовершеннолетнего понимается применение условной меры наказания в уголовно-правовом формате и только.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации, устанавливая требования повышенной правовой защиты несовершеннолетних, предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних (статьи 73, 421 УПК РФ). Обратите внимание: цель – воспитание, а не наказание. Воспитание может быть определено как направление духовного морально-нравственного становления личности в организуемых условиях среды. Соответственно суду, принимающему решение в отношении несовершеннолетнего, необходимо решить и воспитательную задачу, что выходит за рамки назначения уголовного процесса. Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчёркивает: судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Указом Президента РФ предполагается создание дружественного к ребёнку правосудия, где под дружественным правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.

Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия - это общедоступность; соответствие возрасту и развитию ребенка; незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка; уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни; признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке; усиление охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; специальная подготовка судей по делам несовершеннолетних; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.

Ювенальный уголовный процесс сам по себе становится воспитательной процедурой, что требует обязательного закрепления в законе. Необходимо чётко определить задачи уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних, что станет основой организации процесса.

Уголовное судопроизводство – это деятельность суда, прокурора, следователя, дознавателя и иных участвующих лиц по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешению уголовных дел, осуществляемая в строго установленной уголовно-процессуальной форме в целях установления лица, реально совершившего преступление, и опровержения презумпции его невиновности в результате быстрого и полного раскрытия преступления, изобличения виновного и правильного применения закона при производстве в отношении него по уголовному делу.

Основные задачи судопроизводства в общем деле борьбы с преступностью, возлагаемые в качестве обязанностей на все правоохранительное органы для достижения единой цели судопроизводства, это: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновного и обеспечение правильного применения закона. В свете данной трактовки видится более правильное понимание ещё одной самостоятельной задачи уголовного судопроизводства по делам в отношении несовершеннолетних (ювенального уголовного судопроизводства), в дополнение вышеназванным - воспитательной.

Уголовное судопроизводство представляет собой активную правоприменительную деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих включение в производство иных категорий участников. По общему правилу, направления (виды) уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой уполномоченными на то субъектами и преследующее достижение определенных целей, реализующих назначение уголовного судопроизводства, называют уголовно-процессуальными функциями. Каждая функция отражает основное назначение деятельности участника уголовно-процессуальной деятельности. Ряд авторов выделяют как самостоятельную воспитательно-профилактическую функцию, включающую в себя воспитание граждан (в том числе и участников уголовного процесса по конкретному делу) в духе уважения и соблюдения нравственных и правовых норм, а также процессуальную деятельность по предупреждению преступлений.

Воспитательная функция уголовного судопроизводства связана с публичным характером уголовно-процессуальной деятельности. И.Я. Фойницкий обоснованно утверждал, что публичное начало уголовного судопроизводства состоит в том, что уголовное судопроизводство осуществляется «в общегосударственных интересах, требующих не осуждения обвиняемого во что бы то ни стало, а правильного приложения закона, путем полного раскрытия истины; наказание невиновных вредит государству еще более, чем оправдание виновных. Отсюда необходимость ограничения государством в уголовном процессе произвола сторон...».

По делам в отношении несовершеннолетних данный подход представляется достаточно ограниченным: направления деятельности отдельных участников не могут обеспечить решение воспитательной задачи уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. Само производство по делам несовершеннолетних (ювенальный уголовный процесс) должно ставить перед собой задачу воспитания несовершеннолетнего, что будет отражаться как в форме процесса, так и в деятельности его участников.

А.Ф. Кони писал: «В каждом судебном действии наряду с вопросом, "что" следует произвести, возникает вопрос о том, "как" это произвести». Нужно настойчиво желать, подчеркивал он, чтобы «в выполнение форм и обрядов, которыми сопровождается правосудие, вносился вкус, чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа».

При организации и построении уголовно-процессуальной деятельности в отношении несовершеннолетних решение педагогических задач должно быть поставлено наравне с собственно уголовно-процессуальными. Ребёнок должен почувствовать справедливость, целесообразность уголовного судопроизводства. Нравственная позиция и поведение «взрослого» в процессе имеют серьёзное педагогическое воздействие на подростка. Большая опасность нарушения педагогического воздействия заложена в формализации процесса, формализации доказывания истины. Ребёнок остро чувствует фальшь.

О.В. Гладышева считает, что законность и справедливость в уголовно-процессуальной сфере не должны существовать независимо друг от друга. Справедливость права воплощается в законе, и законность есть проводник справедливости в правоприменительной деятельности. Справедливость заключается в том, чтобы закон предусматривал такой процессуальный порядок, при котором обеспечивается максимальная убедительность результатов уголовного судопроизводства, в том числе путем их возможной проверки.

Ощущение собственной правоты свойственно ребёнку в силу возрастных особенностей, очень важной становится предоставленная уголовным процессом возможность объяснить суть и последствия преступного поведения несовершеннолетнему, а не формально демонстрировать силу государственного воздействия. Именно в ювенальном уголовном судопроизводстве публичные и частные интересы находятся в органической взаимозависимости, когда жизненные проблемы отдельной личности, которая не в состоянии в силу возраста, отсутствия должного педагогического воздействия, уровня образования и воспитания, психологической слабости и (или) иных причин, выливаются в совершение общественно опасного деяния. Социализация, воспитание несовершеннолетнего становится значимой задачей уголовно-процессуальной деятельности.

Наказание – один из старейших методов воспитания. Обосновывая правомерность наказания как метода воспитания А.С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». Педагогика предъявляет следующие требования к применению мер наказания:

а) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

б) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невиновного;

в) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

г) строго соблюдать педагогический такт;

д) опираться на понимание и поддержку общественного мнения;

е) учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

В то же время нельзя отождествлять наказание в уголовно-правовом смысле с содержанием наказания в сфере педагогики. Уголовно-правовой формат часто воспринимается как «возмездие», ответная реакция государства на противоправное деяние. Выделяют следующие уголовно-правовые функции наказания: психологическая; экономическая; охранительная; сакральная.

В уголовном процессе по делам в отношении несовершеннолетних должна превалировать педагогическая функция наказания с целью исправления и корректировки поведения в будущем. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься над собственным поведением, проступками, а также порождает потребность и желание изменить свое поведение. Обращая пристальное внимание на уголовно-правовые нормы и реабилитацию несовершеннолетних в уголовно-исполнительной системе, законодатель оставляет практически без внимания достижение поставленных целей в рамках процессуальной деятельности. Государственная политика в области обеспечения гарантий и защиты детства должна устанавливать престиж воспитания не только в форме убеждения, но и педагогического наказания, что требует отражения во всех правовых институтах, а также в социально-правом поведении конкретных людей, работающих с несовершеннолетними.

Регламент ювенального уголовного судопроизводства должен быть основан на знаниях педагогики. Осознание юридической значимости таких категорий, как «воспитание», «обучение», «разъяснение», «педагогическое воздействие» имеет высокую степень практической значимости назначения уголовного процесса. Немаловажную роль будет играть личность «педагога»: как он понимает педагогическую суть процесса, как он воспитан и образован, от его индивидуальных качеств может зависеть восприятие несовершеннолетним сути уголовно-процессуальной деятельности.

С момента возбуждения уголовного дела подросток испытывает сильные негативные эмоциональные переживания. Именно в этот момент несовершеннолетний особенно нуждается в помощи взрослого человека, специалиста, способного помочь ему разобраться в сложившейся ситуации, сгладить возникший конфликт, примирить ребёнка с родителями, с потерпевшими. На досудебных стадиях уголовного производства по делам несовершеннолетних ведущая роль отводится работникам правоохранительной сферы, которым объективно необходимо иметь педагогическую подготовку к работе с несовершеннолетними, под которой можно понимать «профессионально-значимую характеристику, включающую внутренние устойчивые мотивы к работе с несовершеннолетними, понимание необходимости защиты ребенка в неблагоприятной ситуации и его реабилитации (мотивационный компонент); знание современного опыта работы других стран с несовершеннолетними, знание теории и технологии воспитания и перевоспитания несовершеннолетних, ювенальных технологий (когнитивный компонент); владение педагогическими и ювенальными технологиями, владение умениями общения с несовершеннолетними (операциональный компонент).

Процессуальный компонент предполагает отбор форм, методов и средств в работе с несовершеннолетними.

Процесс взаимодействия с несовершеннолетними несёт воспитательную нагрузку и должен быть построен с учётом мер педагогического воздействия. В ситуации уголовного процесса государство выступает как педагог, и задачами уголовно-процессуального законодательства становятся также педагогические задачи организации воспитывающей среды и перевод социальной ситуации развития в педагогическую, потому что сама процедура производства по делам несовершеннолетних должна стать формой педагогического воздействия, направленной на формирование социально-правовых установок поведения, умений и навыков, необходимых ему для успешного функционирования в социальной среде.

Необходимость такого междисциплинарного подхода диктуется требованиями правоприменительной практики. Повышение уровня научных знаний судейского сообщества по указанной проблематике неизбежно приведёт к осознанию иной роли уголовно-процессуальной деятельности по делам в отношении несовершеннолетних. Общество непрерывно развивается, и поэтому системы обеспечения защиты прав несовершеннолетних в уголовном процессе нуждаются в новом теоретическом осмыслении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle