Библиографическое описание:

Мухаметгалиева С. Х. Ценности и нормы криминальной субкультуры несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 28-29.

Понимание социально-криминогенных процессов, протекающих в среде подростков и молодежи и применения профилактических мер диктует необходимость историко-правового анализа их возникновения и распространения, а также выявления тенденций их эволюции и роли в современном обществе.

Можно утверждать, что феномен асоциальной подростковой группы носит универсальный характер. Исторические документы XVII-XIX вв. свидетельствуют о существовании подобных городских подростковых группировок, оказывавших значительное влияние на формирование противоправного поведения несовершеннолетних. Изначально, асоциальные подростково-молодежные группы возникали в основном из представителей маргинальных и люмпенских слоев общества. Подростки, вытолкнутые жизненными обстоятельствами из традиционных групп и институтов социализации, объединялись в альтернативные неформальные группы, которые образовывались по территориальным и возрастным признакам.

Их появление стало закономерным процессом и эмоциональным протес том подрастающего поколения против существующих условий жизни и своей социальной незащищенности в ней. В настоящее время в асоциальные подростково-молодежные группы входят представители различных классов и слоев, что является результатом высокой социальной мобильности реформируемого общества, способствующим распространению маргинальной ментальности практически во всех социальных группах.

Состояние групповой преступности вызывает существенное влияние на динамику и структуру преступности с общеуголовной и организованной преступностью.

Консолидация отчужденных личностей подростков в асоциальные группы предшествует ряд предпосылок: деформация семейных отношений, отсутствие твердых взглядов, социальна незанятость и как следствие избыток свободного времени.

Пусковым «механизмом» становления групп несовершеннолетних правонарушителей выступает неудовлетворенность социальных потребностей личности подростка в результате возникшего чувства отчужденности от семьи, от социально-нормативных групп сверстников, что выталкивает его в сферу себе подобных. Так он получает возможность заглушить страх социальной изоляции и удовлетворить потребности в социальной идентификации, эмоциональном благополучии, в интимно-личностном общении, в самоутверждении. Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры происходит довольно быстро, так как подростки бывают увлечены ее атрибутами, имеющими эмоциональную окраску – налет ложной романтики, таинственности, необычности. Эти нормы формируют и сплачивают группу, регулируют внутригрупповые процессы в ней. Криминальная субкультура – это проявление образа жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в группы. Она порождена культурой __ и нередко паразитирует на общечеловеческих ценностях и нормах. Так, чувство гражданского долга подменяется понятием долга воровского, товарищества - круговой порукой, дружбы – преданностью лидеру или преступной группе, «воровской семье». Существующие в криминальных группах нормы и ценности строго обязательны для всех ее членов. В этом отношении она автократична и тоталитарна.

Ценности и нормы криминальной субкультуры формируются несколькими путями. Первый путь – посредством насаждения более сильными людьми, которые выдают эти ценности и нормы за «воровской закон». Второй путь – усреднение норм криминальной среды. Одни нормы применяются группой, другие – корригируются, третьи – отвергаются. В результате появляется новая совокупность норм и правил, новая разновидность криминальной субкультуры. Третий путь – результат проявления игровых ситуаций, которые свойственны несовершеннолетним и молодежи. Элементы игры переносятся в повседневное общение членов группировки в виде определенных правил, которые неукоснительно должны соблюдаться. Четвертый путь – путь прецедента. Если подросток добросовестно или по принуждению один раз __ определенные обязанности, которые удовлетворили группу, то она и дальше будет ожидать от него того же посредством навешивания ярлыка.

Нормы криминальных групп можно классифицировать по направленности действии и функциональному значению. По направленности действий: во-первых, отношение группы к представителям органов власти, правоохранительным органам, администрации воспитательного или исправительного учреждения, и педагогам; во-вторых, отношение к взрослым, ведущим криминальный образ жизни, и правопослушным гражданам; в-третьих, отношение к «чужим» подросткам и взрослым; в-четвертых, отношение к своим членам группы.

По функциональному значению нормы отражают статус и роль подростка в группировке, внутригрупповую иерархию. Лидеры обязаны контролировать поведение всех членов группировки, судить и наказывать нарушителей конвенции, отступников, предателей, разрешать конфликты в группе. «Средние» проходить «прописку», иметь и носить кличку, вести себя в соответствии со статусом. «Униженные» - выполнять всю работу за других членов группы, имеющих более высокий статус. Нарушение этих норм влечет за собой суровые санкции со стороны группы. Основными санкциями являются избиение и насилие. Но, в большинстве случаев, применение санкций носит комплексный характер. Они включают в себя методы угрозы, шантаж, избиение, подкуп, приучение, перестают здороваться, сидеть за одной партой, на стенах подъездов домов рисуются различные символы, надписи, снижающие статус подростка в глазах других. У такого подростка выбор средств противодействия таким воздействиям ограничен и они выбирают добровольное бегство из социума, уход из семьи, бродяжничество, наркоманию и даже самоубийства.

К сожалению, в отечественных исследованиях данного явления, еще не сложилась однозначная трактовка криминальных подростково-молодежных группировок и их классификация. Даже в отечественном уголовном праве, в отличие от североамериканского, отсутствует определение.

Несомненно, что данное обстоятельство обусловлено сложностью исследуемого явления, его многосторонностью. Но сложности в его определении связаны также с теоретической противоречивостью уголовно-правового и социологического подхода к содержательному анализу и определению как преступной группы, так и криминальной подростково-молодежного единства в трактовке этих явлений. В противном случае, в уголовно-правовой и социологической теории и практики будут существовать определенные трудности, связанные с разграничением одного вида преступных групп от другого. Это может привести к различным и противоречащим друг другу оценкам роли и распространенности исследуемых группировок.

Основные термины: криминальной субкультуры, нормы криминальной субкультуры, криминальной субкультуры несовершеннолетних, асоциальные подростково-молодежные группы, ценностей криминальной субкультуры, разновидность криминальной субкультуры, усреднение норм криминальной, функциональному значению, криминальной подростково-молодежного единства, функциональному значению нормы, криминальных группах нормы, членов группировки, становления групп несовершеннолетних, противоправного поведения несовершеннолетних, городских подростковых группировок, асоциальной подростковой группы, условий преступности несовершеннолетних, альтернативные неформальные группы, образа жизнедеятельности несовершеннолетних, потребностей личности подростка

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle