Библиографическое описание:

Анисимова А. В. Родительская компетентность как основа предупреждения и профилактики девиантного поведения // Молодой ученый. — 2014. — №17.1. — С. 7-8.

Формирование навыков безопасного образа жизни детей и молодёжи в условиях негативных воздействий социума и агрессивной информационной среды – одно из основ предупреждения девиантного поведения.

В основе формирования безопасного образа жизни ребёнка, подростка, молодого человека лежат процессы социализации, социального воспитания, социального развития. Социальная среда формирует стратегии как опасного, девиантного, так и безопасного образа жизни в детско-молодёжной среде.

Образ жизни – одна из важнейших социально-педагогических категорий, интегрирующих представления об определённом способе жизнедеятельности человека. Безусловно, огромную роль в формировании навыков безопасного образа жизни детей и молодёжи играет семья. Именно семья, родители в тесном взаимодействии с образовательным учреждением, общественными организациями должны сформировать и развить навыки ответственного отношения к жизни, утверждения ценностей безопасного и здорового образа жизни.

Результаты этой деятельности во многом зависят от того, на каких ступенях профессионального роста находятся представители органов власти, учреждений здравоохранения и образования, социальной защиты и общественных организаций. В связи с этим, необходимо рассматривать не только профессиональную компетентность педагогов, врачей, психологов, социальных педагогов и социальных работников, но и компетентность родителя как непосредственного участника процесса формирования и развития навыков безопасного образа жизни.

Родительскую компетентность можно рассматривать как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений, мотивации.

Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива учебного и воспитательного учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на формирование и развитие родительской компетентности. Предлагаемые в статье способы такой работы прошли проверку временем и дали свои ощутимые результаты.

Клуб родительского всеобуча «Школа компетентного родителя». Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом, потому что проведение встреч-занятий ложится на плечи всех имеющихся в образовательном учреждении специалистов. Оптимальная форма проведения занятий - проблемная лекция, основанная на технологии проблемного диалога. Суть её заключается в том, что ведущий занятие в начале и по ходу изложения учебного материала предлагает проблемные психолого-педагогические ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые родители самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых для них знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, «подталкивает» к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции родитель находится в социально активной позиции: он может обозначить её, задать вопросы, найти ответы и представить их на суд всей аудитории. Когда аудитория привыкает работать в диалогических позициях, начинается совместное творчество. Если традиционная лекция не позволяет установить сразу наличие обратной связи между родительской аудиторией и педагогом, то диалогические формы взаимодействия со слушателями позволяют создавать и контролировать такую связь.

Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для родителей и педагога. Для технологии мастерских характерны следующие основные принципы:

1.                  Отношение педагога к родителям как союзникам в воспитании детей

2.                  Не сообщение педагогом знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное "строительство" знаний родителем посредством критического отношения к изучаемой информации

3.                  Самостоятельность решения творческих задач

4.                  Плюрализм мнений, подходов, опыта, предложений

5.                  Умение работать в команде

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам.

Большой интерес со стороны родителей вызывают тренинги. Отзывы показывают, что тренинги зарекомендовали себя как эффективное средство развития родительской компетентности, толерантного общения, преодоления внутрисемейных конфликтов «отцов и детей», установления позитивных отношений как между родителями, так и между классным руководителем, психологом, социальным педагогом и родителями. Тренинг — это запланированный процесс, направленный на развитие компетенций, необходимых для воспитательного процесса.

Рекомендуемая технология проведения тренингов.

I. Сбор и анализ предварительной информации. Определение стратегических целей и конкретных задач. Согласование времени, места и продолжительности тренинга.

II. Подготовка тренинга. Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие воспитательных компетенций, а также навыков и умений. Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев. Составление поминутного расписания программы тренинга.

III. Проведение тренинга: Реализация программы тренинга.

IV. Оценка эффективности: Получение устной и письменной обратной связи по окончании тренинга.

Бесспорно, актуальным сегодня является дистанционное обучение, которое позволяет совмещать обучение с присутствием в семье. Условно форма для него может быть выбрана такая: «Виртуальный родительский класс», или «Виртуальная школа родителей».

Именно дистанционное обучение стало основным механизмом реализации на территории Республики Удмуртия социально-педагогического пилотного эксперимента по Проекту «Профессиональная Школа родителей», организованного Институтом Социальной Педагогики РАО. Идеи проекта сформировались в результате реальной родительской потребности в профессиональных знаниях с учетом богатейшего всероссийского традиционного опыта просвещения родителей по вопросам воспитания и развития детей, укрепления семьи. Почти 500 семей из 13 регионов России стали участниками проекта, благодаря возможностям дистанционного образования. А это по самым приблизительным подсчётам полторы тысячи человек, которые на год окунулись в изучение психолого-педагогических аспектов воспитания!

В Ижевске (регион Удмуртия) приняла участие в работе проекта 21 семья, среди которых 5 межпоколенных. И значит, без малого 80 человек сумели изменить восприятие мира человеческих отношений, осознать, что семья создает для ребенка ту модель жизни, в которой он будет жить. Все мамы, участницы проекта, успешно защитили дипломные работы в рамках проекта, а некоторые из них уже работают, распространяя в семейно-соседском сообществе приобретённые во время учёбы знания. Обрести здравый смысл, принять необходимое решение помогут профессиональные знания, потому что «родительство» – это ежедневная работа и понимание того, что с детьми не бывает только легко, только радостно, что могут быть трудности, и необходимо прикладывать усилия, чтобы получить «хороший продукт» своего труда. Этому родители должны обучаться профессионально.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle