Библиографическое описание:

Габдрахманова Л. Р. Гипотеза как логическая основа диагноза // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 148-150.

Понятие «гипотеза» является важнейшей категорией современной науки. Авторитетный эпистемолог ХХ века К. Поппер, полагавший, что любая научная теория неточна, часто заменял в своих работах термин «теория» на термин «гипотеза». В самом широком смысле под гипотезой понимают «процесс выдвижения и проверки частично обоснованного предположения о причинах или свойствах исследуемого объекта» [1, c. 178]. В. П. Прытков при определении гипотезы обращает внимание на ее вероятностный характер: «Гипотеза — это суждение, истинностное значение которого является неопределенным [2, c. 156]. В медицинской практике врач имеет дело с гипотезой, как правило, при диагностировании заболевания. «Столкнувшись с проблемой диагностики заболевания, которым страдает данный пациент, врач начинает его обследование не с нуля, но исходит из целого ряда предположений, одни из которых функционируют как направляющие поиск гипотезы, а другие — как гипотезы, для интерпретации полученных результатов», — замечает В. П. Прытков [2, c. 156]. В медицинской науке гипотеза — это частично обоснованное предположение о сущности исследуемого явления или о связях этого явления с другими явлениями. Иногда гипотезу называют версией — термином, заимствованным из правоохранительной практики и правовой науки.

Гипотеза выполняет следующие функции при исследовании события или объекта: а) создает основу для планирования исследования; б) выполняет роль логического центра исследования; в) придает направленность и комплексный характер исследованию.

Нередко гипотезу отождествляют с догадкой, что неверно. Главным отличительным признаком, позволяющим различать гипотезу от догадки, является наличие у гипотезы оснований. Основания гипотезы — это факты. Но это такие факты, которые не могут быть достаточно ясно объяснены в данное время. В медицине, как правило, в качестве оснований гипотезы выступают данные внешнего осмотра пациента, его возраст, пол, социальное положение, результаты лабораторных анализов, факты, о которых сообщает врачу сам пациент или его родственники и знакомые.

По меньшей мере существуют три обстоятельства, делающие гипотезу необходимым компонентом диагноза:

1.       Когда существующие факты недостаточны для объяснения природы заболевания.

2.       Когда факты сложны и гипотеза выступает как первая попытка их обобщения и объяснения.

3.         Когда причины, вызвавшие заболевание, недоступны исследованию, а их следствия могут быть изучены.

Правильное использование гипотезы при постановке диагноза предполагает знание логических норм её выдвижения и проверки.

В зависимости от предмета исследования. гипотезы делятся на общие и частные. Общая гипотеза — это предположение о свойствах или причинах, объясняющих целые группы однородных явлений. Как правило, это предположение, объясняющее закономерности природных, социальных или психических явлений. Именно из них при подтверждении получаются научные теории. Примером общей гипотезы являются коэволюционная гипотеза происхождения вирусов, согласно которой они возникли из комплексов белков и нуклеиновых кислот одновременно, что первые живые клетки, и зависят от жизни клетки и не могут развиваться вне неё.

Частная гипотеза — это предположение о происхождении и свойствах единичных событий и явлений. Примерами частных гипотез являются предположения о месте и времени заражения пациента болезнетворными вирусами, влияния диагностируемого заболевания на определенный орган (почки, кишечник и т. д.).

На практике и в научно-исследовательской деятельности наряду с понятиями общей и частной гипотезы довольно часто применяют термин «рабочая гипотеза». Рабочей называют такую гипотезу, которая представляет собой предположение, которое, как правило, выдвигается на первых этапах исследования при крайне ограниченном исходном материале.Это условное допущение, позволяющее на первых порах сгруппировать существующие факты и задать определенное, наиболее вероятное при существующих условиях направление поиска новой информации об объекте. Рабочими могут быть как общие, так и частные гипотезы.

Процесс развития гипотезы предполагает наличие трех этапов:

1.      Логическую обработку оснований гипотезы.

2.      Процесс выдвижения различных предположений.

3.      Проверку выдвинутых предположений и выбор наиболее вероятного из них.

Что из себя представляет логическая обработка оснований гипотезы?Это различные мыслительные операции по упорядочению информации об исходных данных гипотезы (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и т. д.). Сюда относятся:

а) установление точности и достоверности обнаруженных фактических данных (или степени их вероятности). Установление точности, достоверности фактических данных предполагает, с точки зрения научного исследования, четкую классификацию всех имеющихся исходных данных на:

-        достоверные (абсолютно точные);

-        вызывающие сомнение;

-        маловероятные;

-        ложные.

Во время этой операции определяется также круг фактических данных, подлежащих обязательной проверке. Естественно, что в основание гипотезы должны войти лишь проверенные фактические данные.

б) установление связи между обнаруженным фактом и объектом исследования;

в) установление существенности этой связи;

г) оценка полноты собранных фактических данных;

д) оценка условий, при которых эти фактические данные были получены [3; 4; 5]

Следующим этапом развития гипотезы является выдвижение различных предположений, способных как-то объяснить свойства, причины исследуемых исходных данных, оценку логической состоятельности этих предположений и выбор некоторых из них, как более вероятных. Логическая структура гипотезы представляет собой два правильных модуса условно-категорического силлогизма:

утверждающий модус: а → b, aили же отрицающий модус: а → b, ¬ b

b ¬ a

При этом следует помнить о возможной ошибке, связанной с применением неправильного утверждающего или отрицающего модуса, которые выглядят как правильные, но являются лишь правдоподобными:

а → a, bили же: а → b, ¬ a

а ¬ b

Строить гипотезу в форме двух последних модусов условно-категорического силлогизма не запрещено, но при этом нужно помнить о вероятном характере полученного результата.

При выдвижении гипотезы необходимо обратить внимание на следующие требования:

а) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместима со всеми фактами, которые имеют прямое отношение к исследуемому объекту. Из множества конкурирующих гипотез предпочтительна та, которая объясняет большее количество фактов, относящихся к исследуемому объекту;

б) гипотеза по возможности должна быть простой. Чем больше в ней предполагаемых фактов, тем меньше степень ее достоверности;

в) гипотеза должна быть принципиально проверяема;

г) необходимо выдвигать все возможные гипотезы, объясняющие изучаемое событие. Нельзя игнорировать маловероятные гипотезы;

д) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть одновременно истинными, за исключение случаев, когда они объясняют разные стороны изучаемого события;

е) в гипотезе должны быть учтены не только логические нормы, но и законы, свойства, тенденции развития исследуемого явления.

Эти требования позволяют выбрать наиболее перспективную из существующих гипотез и обосновать её достоверность.

Важнейшим этапом развития гипотезы является её проверка.Для этого из нее выводятся все возможные следствия. Она считается подтвержденной, если выведенные из нее следствия совпадают с обнаруженными в процессе исследования фактами. Здесь действует следующая закономерность: чем разнообразнее выведенные следствия и чем больше они подтверждаются фактами, тем выше вероятность сделанных при помощи гипотезы выводов. Но следует помнить, что любая версия опровергается единственным противоречащим ей фактом.

Обычно это достигается путем опровержения всех конкурирующих гипотез, кроме одной, истинность которой доказывается в форме вывода по известной в логике схеме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического силлогизма:

aÚbÚc, Øa, Øb,

c

где а, b и c — конкурирующие гипотезы. Но и в этом случае остается сомнение в истинности гипотезы с — ведь существует вероятность наличия и других гипотез (кроме а, b и c).

Видимо к обоснованию версии нужно подходить весьма осторожно. Недаром один из крупнейших специалистов в области методологии научного познания К. Поппер говорил, что абсолютно точных знаний не существует: можно утверждать лишь о степени вероятности того или иной гипотезы. Поэтому всякое логическое обоснование должно быть подтверждено внелогическим критериями истины, где на первое место выходит степень «вписанности» полученных результатов в систему существующих теоретических, эмпирических, мировоззренческих знаний и убеждений субъекта познания.

При рассмотрении гипотезы как логической процедуры, мы отвлекаемся от парамедицинских способов диагностирования, когда целитель ставит диагноз, основанный на ясновидении, механизмы которого не могут быть объяснены современной наукой. Метафизическим основанием подобной диагностики является вера в существование некой реальности абсолютных истин, подобной платоновскому миру идей и возможность проникновения в этот мир сакрального, если человек овладевает определенными психотехническими навыками [6; 7; 8; 9; 10].

Литература:

1.         Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А., Линкевич А. Е. Логика: учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2010.

2.         Прытков В. П. Гипотеза // Современный философский словарь. М.: Академический проект, 2004.

3.         Рахматуллин Р. Ю. Логика: экстерн-пособие. Уфа: Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, 2005.

4.         Рахматуллин Р. Ю., Исаев А. А. Практикум по логике. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России, 2005.

5.         Рахматуллин Р. Ю. Методология науки и научного познания. Уфа: Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права, 2004.

6.         Рахматуллин Р. Ю. Модель человека в суфизме // Вестник ВЭГУ. 2014. № 3 (71).

7.         Рахматуллин Р. Ю. Суфийская антропология // Исламоведение. 2013. № 1.

8.         Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4.

9.         Юсупова А. А. Сущность человека в суфизме // Молодой ученый. 2014. № 9 (68).

10.     Яковлева Е. З. Религия и наука о сущности человека // Молодой ученый. 2014. № 7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle