Библиографическое описание:

Иващенко Н. В., Игнатенко А. В., Осадчий С. В. Особенности подготовки педагогических работников для учреждений профессио-нального образования с использованием дистанционной формы обучения // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 483-486.

Статья посвящена обоснованию целесообразности и эффективности использования дистанционной формы обучения в процессе подготовки педагогических кадров для работы в учреждениях профессионального образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, профессиональное образование, педагогическая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, высокотехнологическое производство, непрерывное образование.

Общеизвестно, что современное общество характеризуется развитием не только энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичного производства, нанотехнологий и кибернетики, но и информатизацией общества, развитием науки, повышением уровня образования, медицины и качества жизни людей. Новый мир технологий и коммуникаций требует высокого уровня подготовки человеческого капитала для обеспечения устойчивого развития, стабильности и даже выживания.

В этих условиях неизбежно происходит переосмысление роли и места высшего образования в обществе. Подобного рода образование призвано обеспечивать активное привлечение студентов к познавательной деятельности, которой присущи качества личностной ориентации и творческого начала процесса обучения, развития инновационного мышления и креативных способностей на этапе личностно-профессионального становления. В то же время значительно расширяются функции профтехобразования, происходит его трансформация в профессиональное образование, которое соответствует мировым тенденциям непрерывного профессионального образования — роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни.

В связи с этим приобретают особое значение такие направления развития указанной сферы образования: интеллектуализация профессионального образования, учет научно-технических достижений, внедрение новейших технологий; формирование рынка образовательных услуг; модернизация информационного, научно-методического и материально-технического обеспечения; личностно ориентированный подход в профессиональном обучении и воспитании; развитие социального партнерства; международное сотрудничество [1]. Иными словами, профессиональное образование должно быть средством достижения определенной значимой для личности цели, предусматривая возможность использовать образование как гибкий инструмент расширения и реализации жизненного потенциала.

Таким образом, особое значение приобретает проблема подготовки педагогических работников для учреждений профессионального образования, поскольку именно они призваны формировать у современной молодежи способность к активной трудовой деятельности и стремление к самореализации.

В то же время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) составляют весомую долю мирового производства. Они ведут к глобальному перераспределению как рынка труда, так и рынка образовательных услуг. Одним из главных направлений использования информационных технологий в образовании является внедрение дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс. А, следовательно, есть необходимость рассмотрения целесообразности и возможностей подготовки педагогов для учреждений профессионального образования с использованием дистанционных технологий обучения.

Вопросы теории и практики дистанционного обучения являются предметом исследования А. Андреева, В. Быкова, Л. Брескиной, Х. Венга, Н. Жевакиной, С. Калашниковой, В. Кухаренко, В. Лугового, Н. Моисеевой, А. Петерса, Э. Полат, М. Симонсона, А. Хуторского, С. Щенникова, С. Яшанова и других.

Возможности и перспективы внедрения дистанционного обучения в учебных заведениях профессионального образования рассматривали В. Быков, И. Вильш, М. Кадемия, И. Кириллович, Н. Ничкало, Т. Смовженко, М. Тютюнник и другие.

Проблемам подготовки специалистов для работы в учреждениях профессионального образования посвящены научные труды А. Никулиной, Е. Беловой, В. Бельченко, И. Васильева, Р. Венгреновича, А. Джантимирова, В. Дрыги, Н. Ничкало, А. Щербака и других. Особого внимания заслуживают публикации В. Борисова, И. Вильш, посвященные формированию информационной культуры учителя [2, 3]. Сегодня есть все основания говорить о том, что профессиональная деятельность педагога системы профессионального образования в будущем все больше и больше будет связана с оперированием информации на различных уровнях. Однако, следует отметить, что проблема подготовки педагогических работников для учреждений профессионального образования с использованием дистанционной формы обучения недостаточно акцентирована.

Учитывая актуальность проблемы и недостаточное изучение потенциала внедрения технологии дистанционного обучения в процесс подготовки педагогов для учреждений профессионального образования, нами определены цели исследования: обосновать необходимость подготовки педагогических работников для учреждений профессионального образования с использованием дистанционной формы обучения.

Для любой страны степень экономического и технологического развития, благосостояния общества пропорциональны среднему уровню знаний, умений, навыков и квалификаций ее активного населения [4]. Развитие высоких технологий значительно повышает спрос на интеллектуальность в образовании широких масс населения. Это кардинально меняет состояние системы образования в обществе, его институциональный статус. Образование становится не только инструментом взаимопроникновения знаний и технологий в глобальном масштабе, но и капитала, средством борьбы за рынок, решения геополитических задач.

Современную систему профессионального образования составляют учреждения профессионально-технического и высшего образования в сочетании с научными, научно-методическими и методическими организациями, включая управление. То есть, профессиональное образование может быть реализовано путем поэтапного обучения будущих специалистов в профессионально-технических, высших учебных заведениях, учебных заведениях последипломного образования, аспирантуре, магистратуре. По выбору учащегося обучение может быть завершено, или временно приостановлено, с целью осуществления профессиональной деятельности, после завершения любого из перечисленных уровней образования. Однако, в условиях, сложившихся на современном рынке труда, особую актуальность приобретает сочетание профессиональной трудовой деятельности с одновременным обучением. Поэтому появление дистанционного образования не случайно. Это закономерный этап развития и адаптации образования к современным условиям.

Первые попытки использования элементов дистанционного обучения в Украине были осуществлены сотрудниками Проблемной лаборатории дистанционного обучения ХПИ. Учитывая западный опыт и результаты собственных экспериментальных исследований с 1999 года ими были выявлены преимущества дистанционного обучения перед традиционным [5, с.3]. Особенно четко выражены указанные преимущества в учебном процессе вуза.

Внедрение дистанционного обучения в отечественную систему образования на государственном уровне началось с декабря 2000 года, когда было принято «Концепцию развития дистанционного образования в Украине». Дальнейшее развитие дистанционного образования в Украине регламентировано рядом нормативных документов: Закон Украины «О высшем образовании», Программа развития системы дистанционного обучения на 2004–2006 годы, утвержденная Кабинетом Министров Украины, Решение Коллегии Министерства образования и науки Украины «О состоянии и перспективах развития дистанционного обучения в Украине» от 23 июня 2005 года, Общегосударственная программа «Электронная Украина» на 2005–2012 годы, Положение об электронных образовательных ресурсах от 01.10.2012 № 1060, «Положение о дистанционном обучении», утвержденное Приказом Министерства образования и науки Украины от 25 апреля 2013 № 466, впервые было утверждено Приказом министерством образования и науки Украины от 21.01.2004 № 40, Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 № 3792-XII.

На сегодняшний день под дистанционным обучением подразумевается индивидуализированный процесс приобретения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, которая осуществляется в основном через непосредственное взаимодействие удаленных друг от друга участников учебного процесса в специализированной среде, которая функционирует на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Дистанционное обучение реализуется путем: применения дистанционной формы как отдельной формы обучения; использования технологий дистанционного обучения для обеспечения обучения в различных формах. Для внедрения обучения с использованием дистанционной формы учебные заведения могут создавать центры дистанционного обучения как отдельные, входящие в их состав, структурные подразделения [6].

Дистанционное обучение, основываясь на новых информационных и коммуникационных технологиях (электронная почта, видео-конференция, вебинар и др.), совмещает теорию и практику и становится «средой знаний» (knowledge-media). Оно основывается на принципах открытого образования:

-          креативный характер познавательной деятельности;

-          соответствие фундаментальности образования познавательным потребностям слушателей;

-          свободный выбор полученной информации путем определенной деятельности;

-          индивидуальная образовательная деятельность слушателей;

-          учет индивидуальных особенностей слушателей;

-          виртуализация образования и системное структурирование информации;

-          приоритет деятельностных критериев оценки результатов обучения;

-          создание слушателями личностного образовательного продукта;

-          интерактивность в общении с информацией [7].

Система дистанционного образования имеет ряд преимуществ и значительно расширяет круг потенциальных студентов. Получить образование дистанционно имеет возможность молодежь, которая не может совмещать учебу с работой или проживает в удаленных от областных центров населенных пунктах; военнослужащие; домохозяйки; руководители; бизнесмены или студенты, желающие параллельно получить второе образование. Дистанционная форма обучения подходит почти всем, потому что дает возможность гармонично совмещать учебу и повседневную жизнь.

С другой стороны, учитывая специфику профессионального образования, необходимо отметить, что педагогическая деятельность в соответствующего рода заведениях имеет свои особенности. В частности, педагог профессиональной школы должен быть профессионалом в области подготовки будущих специалистов. Уровень профессиональной компетентности такого педагога, в большинстве случаев, определяет уровень владения ним рабочей специальностью. Так, например, способность преподавать спецпредметы по основам швейного производства в процессе подготовки будущих мастеров производственного обучения соответствующего профиля (Технология изделий легкой промышленности) будет намного выше при условии, если педагог сначала получил высокий разряд по профессии портной или закройщик, а затем освоил основы педагогического мастерства и методики преподавания основ швейного производства путем дальнейшего обучения в профессионально-педагогическом колледже или высшем педагогическом учебном заведении.

С другой стороны, современное производство быстро меняется. Совершенствуются технологии и производство в направлении автоматизации и информатизации. В этих условиях, за время обучения в колледже или вузе (2–5 лет) образуется определенный разрыв между системой знаний личности и практикой производства. Этот разрыв может быть компенсирован путем внедрения следующей схемы подготовки педагогов для работы в учреждениях профессионального образования.

На первом этапе, после завершения школы, необходимо получить профессию по выбранной специальности.

На втором этапе, после завершения профессионально-технического заведения, рекомендуется устроиться на работу по специальности и поступить в высшее педагогическое учебное заведение, выбрав дистанционную форму обучения.

Эффективность использования дистанционной формы обучения усиливается возможностью сочетания общих педагогических принципов (научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности, сознательности и активности, доступности и продолжительности знаний) и специфических принципов дистанционного обучения (открытости, приоритета стандартизации, интерактивности, идентификации, педагогической целесообразности использования средств новых информационных технологий, открытости и гибкости обучения).

По такой схеме будущий педагог имеет возможность получить высшее образование и, в то же время, усовершенствовать свои практические навыки в условиях современного производства.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, количество образовательных услуг в системе высшего образования, путем внедрения дистанционного обучения не только увеличивается, но и принципиально меняются их качественные характеристики, что в свою очередь позволяет повышать рейтинги педагогических вузов на образовательном рынке Украины и мира за счет повышения профессионализма, а значит и конкурентоспособности будущих педагогов профессионального образования.

В этих условиях, перспективным направленностью дальнейших исследований можно определить направление формирования готовности учащихся профессионально-технических учебных заведений к получению образования с использованием дистанционной формы обучения для повышения их квалификации и обеспечения стремления к обучению в течение жизни.

Литература:

1.         Професійна освіта України за роки незалежності (1991–2003 рр.) Науково-допоміжний бібліографічний покажчик / Упорядники: Л. О. Пономаренко, І.П. Моісеєва, Л.І. Ніколюк, Л. Н. Штома, Є.К. Бабич. — Київ, 2004. — 198 с.

2.                  Борисов В. В., Вільш І., Батурін С. Зміст інформаційної культури вчителя / В. В. Борисов, І. Вільш, С. Батурін // Гуманізація навчально-виховного процесу: зб. наук. пр. — 2011. — № LIV. — С. 20–27.

3.         Wilsz J. Umieejetnosci potrzebne nauczycielowi techniki do skutecznego komunikowania sie z uczniami [w:] Techika- Informatyka-Edukacja. Teoretyczne I praktyczne problem edukacji informatycznej, t. IX, red. W. Walat, Rzeszow: 189.-2008.

4.         Педагогічні аспекти відкритого дистанційного навчання [Андрєєв О. О., Бугайчук К. Л., Каліненко Н. О., Колгатін О. Г., Кухаренко В. М., Люлькун Н. А., Ляхоцька Л. Л., Сиротенко Н. Г., Твердохлєбова Н.Є.] За ред. Андрєєва О. О., Кухаренка В. М. — Харків.: ХНАДУ, 2013. — 212 с.

5.         Технологія розробки дистанційного курсу / [Биков В. Ю., Кухаренко В. М., Сиротенко Н. Г., Рибалко О. В., Богачков Ю. М.]; За ред. Бикова В. Ю. та Кухаренка В. М. — Київ: Міленіум, 2008. — 324 с.

6.         Татарчук Г. М. Институционализация дистанционного обучения: социологический аспект / Г. М. Татарчук // Образование. — 2000. — № 1. — С.63–72

7.         «Положення про дистанційне навчання», затверджене Наказом Міністерства освіти і науки України від 25 квітня 2013 року № 466 [Электронный ресурс] — Режим доступу: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/z0703–13.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle