Библиографическое описание:

Бобылева Я. В., Борисова С. В., Гриценко Л. А. Педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 452-454.

В статье исследуются педагогические условия формирования правовой культуры студентов. Изучаются новые педагогические условия, модели, формы и методы, направленные на формирование правовой культуры будущих учителей. Рассматриваются структурные компоненты правовой культуры. Анализируются различные виды работ по формированию правовой культуры студентов в учебно-воспитательном процессе. Рассмотрены педагогические условия формирования правовой культуры студентов в зависимости от вида деятельности.

Ключевые слова:правовая культура, педагогические условия, правовое самовоспитание.

Одной из актуальных проблем современного общества была и остается проблема формирования правовой культуры молодёжи. С каждым годом увеличивается социально-политическая активность молодёжи. Все чаще студенты высших учебных заведений принимают непосредственное участие в жизни страны, вносят предложения об улучшении деятельности различных государственных органов, объединяются в молодёжные общественные организации, учатся отстаивать свои права и интересы. Эти факты говорят об активном развитии демократического общества. Однако, для того, чтобы участие студентов в жизни общества находилось в рамках законодательства, не затрагивало интересов других граждан и не вредило им самим необходимо сформировать правовую культуру молодёжи. В решении этой проблемы информационно-образовательной среде высшего учебного заведения отводится одна из ключевых позиций.

Теоретико-методические основы решения этой проблемы заложены в работах В. Борисова, И. Вильш, Т. Гуцан, С. Рашидова, С. Тугутовой [1; 2; 3; 5; 6].

Исследования, проведенные В. Борисовым и С. Рашидовым, показали, что большая часть молодёжи имеет низкий уровень правового сознания, и в том числе не достаточно глубокие знания законодательной базы. Не смотря на различие во взглядах на взаимоотношение личности и государства, личности и общества В. Борисов и С. Рашидов считают наличие правового сознания у педагога одним из признаков профессионализма.

В исследовании В. Борисова нас заинтересовали подходы к изучению национального сознания самосознания студенческой молодежи [3]. Мы исходим из положения, что правовое сознание, как и национальное сознание необходимо рассматривать как специфическое явление, имеющее определенные, лишь ему свойственные черты и оригинальную внутреннюю структуру. Эти аргументы дают возможность предположить принципиальную возможность диагностики и развития правового сознания студенческой молодежи.

В исследовании С. Рашидова, посвященному гражданскому воспитанию, зафиксировано желание молодёжи изучать правовые нормы и участвовать в общественно-полезной деятельности [3]. Поддержать эти стремления и помочь студентам повысить свою правовою культуру важная задача современной высшей школы. Практика воспитания показывает, что воспитательное воздействие изучения культуры, гражданских прав и свобод неразрывно связано с профессиональной ориентацией студентов.

Технологии педагогической науки, в том числе и в области формирования правовой культуры постоянно развиваются, реагируя на изменения в требованиях современного общества. Актуальной проблемой остается разработка новых педагогических моделей, форм, методов и условий, направленных на формирования правовой культуры студента. Наше исследование посвящено именно педагогическим условиям формирования правовой культуры.

В современной педагогике под педагогическими условиями понимают структурную оболочку педагогических технологий или педагогических моделей, с помощью которых реализуются компоненты технологии [2]. Приведенное выше определение педагогических условий поможет нам раскрыть цель данного научного исследования.

В свою очередь, изучая проблему формирования правового сознания, Т. Гуцан утверждает, что реализация педагогических условий направлена на: обеспечение организационно-педагогического и психолого-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущих учителей; усовершенствование системы профессиональной подготовки педагогических кадров для работы в условиях профильного обучения; определения форм и методов информационной поддержки процесса формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в реальных условиях общеобразовательного учебного заведения [2].

Важными для нашего исследования являются структурные компоненты правовой культуры. Большинство исследователей относят к ним: правовые знания, правовые установки, правовое поведение, отношение к праву, не желание нести юридическую ответственность, правовую уверенность. Педагогические условия формирования правовой культуры должны охватывать каждый названый нами компонент.

Заслуживает внимания модель формирования правового сознания студенческой молодёжи, которая была предложена А. Романкевич. Одним из компонентов модели являются педагогические условия формирования правового сознания, к которым были отнесены:

1.                  Наличие учебных курсов „Правоведение”, „Конституционное право”, как обязательных дисциплин для изучения студентами высших учебных заведений.

2.                  Организация общественной деятельности. Предполагает участие студентов в различных видах деятельности, создание условий для гражданской самореализации, гибкую организацию учебно-воспитательного процесса, ориентацию на более высокий уровень общекультурной, гуманитарной и профессиональной подготовки будущих специалистов.

3.                  Студенческое самоуправление как институт гражданского общества. Реализация самоуправления студентами выражается в том, что они участвуют в разработке и реализации локальных нормативных актов университетов, вносят предложения для улучшения учебно-воспитательного процесса, решении вопросов обучения отдельных студентов и другое.

4.                  Включение в план роботы куратора академической группы лекций, бесед, круглых столов на правовые темы.

5.                  Создание позитивной мотивации к изучению права у студентов. С этой целью можно использовать: положительный пример, помощь в реализации своих прав, активное участие в жизни педагогического университета, принятие важных решений. [4, с. 142–143].

Выделенные педагогические условия являются недостаточными, потому, что они не предполагают обеспечение элементов самовоспитания. Чтобы выйти на траекторию устойчивого развития личности профессионала, необходимо предусматривать правовое самовоспитание. Педагогический университет закладывает фундамент в профессиональной подготовке учителя. А стать профессионалом учителю предстоит в процессе профессиональной педагогической деятельности. Дальнейшее формирование профессионализма педагога во многом зависит от его стремления к самостоятельному росту и развитию в мире, где особое значение приобретает взаимодействие личности и государства, личности и гражданского общества. Сказанное выше относится и к правовой культуре личности. Программа правовой подготовки студента должна включать самостоятельную работу. Задача преподавателя скоординировать самостоятельную подготовку молодого специалиста в соответствии с профессиональными идеалами, что в дальнейшем станет основой правового самовоспитания.

Изучая проблему формирования правовой культуры будущих учителей в процессе учебно-воспитательной деятельности университета, необходимо отметить использование информационно-коммуникационных технологий. Сегодня не возможно себе представить процесс обучения в современной высшей школе без использования компьютерных технологий. В связи с этим, одним из педагогических условий формирования правовой культуры студента мы можем назвать использование информационных технологий. С целью повышения заинтересованности студентов в изучении права в учебно-воспитательном процессе рекомендуется использовать: мультимедийные презентации, неограниченные возможностей сети Интернет, программное обеспечение для оценивания знаний студентов. Дополнительно, во время внеаудиторной роботы можно организовать онлайн-конференций, на сайте факультета вести рубрику на правовые темы, проводить опросы о соблюдении прав студентов и другое.

Наше исследование позволяет сделать вывод о том, что педагогические условия формирования правовой культуры будущих учителей должны иметь системный характер, базироваться на принципе партнерства между студентами и преподавателями и комплексного использования различных методов организации учебно-воспитательного процесса.

Важно отметить, что педагогические условия формирования правовой культуры должны обеспечивать получение студентами правовых знаний и умений, формирование направленности студентов к правовому самовоспитанию, обеспечении правовой поддержки молодёжи.

Литература:

1.                  Борисов В. В. Теоретико-методологічні засади формування національної самосвідомості учнівської та студентської молоді: автореф. дис. … доктора пед наук. –Тернопіль, 2006. –40с.

2.                  Гуцан Т. Г. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей экономики к профильному обучению старшеклассников / Гуцан Татьяна Григорьевна // [Электронный ресурс] — Режим доступа http://intkonf.org/gutsan-tg-pedagogichni-umovi-formuvannya-gotovnosti-maybutnih-vchiteliv-ekonomiki-do-profilnogo-navchannya-starshoklasnikiv/

3.                  Рашидов С. Ф. Воспитание у студенческой молодёжи ценностей гражданского общества: проблема теоретической концептуализации / Сейфулла Фейзуллаевич Рашидов — Луганск: Ноулидж, 2012. — 271 с.

4.                  Романкевич А. В. Модель формирования правового сознания студенческой молодёжи педагогических университетов / Романкевич Анна Вадимовна // Духовність особистості: методологія, теорія і практика збірник наукових праць. — Вып. № 3 (56). — Луганск: Изд-во ВНУ им. В. Даля, 2013. — с. 137–146.

5.                  Тугутова С. А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников: автореф. дис. на соискание науч. cтепени канд. пед. наук 13.00.01 — общая педагогика / Светлана Александровна Тугутова — Улан-Удэ, 2000. — 20 с.

6.                  Wilsz J. Umieejetnosci potrzebne nauczycielowi techniki do skutecznego komunikowania sie z uczniami [w:] Techika- Informatyka-Edukacja. Teoretyczne I praktyczne problem edukacji informatycznej, t. IX, red. W. Walat, Rzeszow: 189.-2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle