Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудрина, Л. В. Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников / Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. И. Панфиленко, Г. Е. Лагоша. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 501-503. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12986/ (дата обращения: 20.04.2024).

Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум.

К. Г. Юнг

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением, — именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно — информационной работы с подрастающим поколением. При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии, применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применение в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Речь — важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными.

Педагогический взгляд на психотерапевтическую песочницу — довольно яркое и эффективное решение этого вопроса.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Песок — загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека-своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю, начиная с трех лет. Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкольников.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет:

-          стабилизировать психоэмоциональное состояние;

-          совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-          стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

-          развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

-          стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

-          разнообразить способы сотрудничества.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.

Игры с песком разнообразны:

-          обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

-          познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

-          проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

Выделяют пять шагов организации игрового процесса с песком

Первый шаг — демонстрация песочницы.

Обычно мы говорим детям следующее. «Посмотрите, наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».

Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок

При этом мы говорим детям следующее. «Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки»

Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке

Очень часто педагоги задают такие вопросы. «Как научить детей бережному отношению к песку? Как запретить кидать песок в глаза товарищам? Как объяснить, что рушить созданное другими нельзя?» Действительно, игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений, мы рекомендуем познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются

Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия

Этот шаг осуществляет сказочный герой (Песочный Человечек, Фея, черепаха Тортила и др). Он задает тему занятия, от его лица ведется увлекательный рассказ о каком-либо событии, он формулирует задания и загадывает загадки. Иными словами, весь образовательный материал преподносится детям этим сказочным персонажем. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят

Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода

Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.

Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила:

-          Присоединение к ребенку.

Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.

-          Искренняя заинтересованность.

Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

-          Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.

Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Педагогам следует не забывать и о работе со взрослыми. На собраниях с родителями можно проводить семинары, посвященные формам и методам развития речи дошкольников используя методику песочной терапии. Это необходимо для того, чтобы родители ясно представляли уровень речевого развития ребенка, знали о его индивидуальных особенностях и могли сами помочь своим детям дома — развивать и закреплять навыки, полученные на занятиях в детском саду.

Литература:

1.      Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 4.

2.      Зинкевич-Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. Спб., 2006.

3.      Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитиии дошкольников, ООО «Сфера», 2014.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песок, игра, песочная терапия, игровой процесс, мир, окружающий мир, педагог, песочная картина, развитие речи.


Похожие статьи

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, совместная деятельность, окружающий мир, детский сад, мелкая моторика

Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Мир, окружающий ребенка, становится год

Организуя игры детей с песком, педагог должен включаться в строительство, объяснять

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, цветной песок, рисование, рисование песком, песочная анимация...

Песочная терапия как одна из современных...

песочная терапия, песок, игра, здоровый образ жизни, ребенок, задача, сохранение здоровья детей, этап прикосновений.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.

Включение песочных технологий в работе с детьми с особенностями психофизического развития вносит...

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, песок, развитие, развитие речи, песочная терапия, дошкольный возраст, кинестетическая чувствительность, произвольное внимание, окружающий мир, взрослый.

Похожие статьи

Использование песочной терапии в коррекционном образовании...

ребенок, песок, игра, развитие, фонематический слух, окружающий мир, песочная терапия, мелкая моторика рук, тактильно-кинестетическая чувствительность, поверхность песка.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда...

песок, ребенок, окружающий мир, игра, занятие, песочная терапия, коррекционная работа, мелкая моторика, развитие, голубой цвет.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей...

песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной игротерапии в проектной деятельности...

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, совместная деятельность, окружающий мир, детский сад, мелкая моторика

Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе...

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песочная терапия, поверхность песка, песок, развитие, мелкая моторика рук...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей...

Мир, окружающий ребенка, становится год

Организуя игры детей с песком, педагог должен включаться в строительство, объяснять

Основные термины (генерируются автоматически): песок, ребенок, игра, цветной песок, рисование, рисование песком, песочная анимация...

Песочная терапия как одна из современных...

песочная терапия, песок, игра, здоровый образ жизни, ребенок, задача, сохранение здоровья детей, этап прикосновений.

Песочные арт-технологии в работе с детьми с особенностями...

Ключевые слова: арт-технология, песочная технология, пескография, рисование песком, sand-art, sand-play, песочная анимация, песочница, песочная терапия.

Включение песочных технологий в работе с детьми с особенностями психофизического развития вносит...

Песочная игротерапия для дошкольников | Статья в журнале...

ребенок, песок, развитие, развитие речи, песочная терапия, дошкольный возраст, кинестетическая чувствительность, произвольное внимание, окружающий мир, взрослый.

Задать вопрос