Библиографическое описание:

Железняк Е. А. Изменения в исчислении страховых взносов с 2015 года // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 268-270.

С 1 января 2015 г. вступает в силу новый Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ [1], который вносит изменения в правила исчисления и уплаты страховых взносов. Изменения затронут порядок перечисления страховых взносов, подачи отчетности в электронном виде, перечень необлагаемых выплат [2]. Данный Закон направлен на совершенствование правового регулирования при исчислении и уплате страховых взносов и укрепление платежной дисциплины плательщиков страховых взносов.

Основные изменения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения в исчислении страховых взносов с 2015 года

Основные изменения

Комментарии

1

Новые требования к отчетности в электронном виде

С 1 января 2015 г. отчетность в Пенсионный фонд и ФСС РФ нужно будет подавать в электронном виде тем работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет 25 человек и более.

2

Выплаты всем временно пребывающим иностранцам будут облагаться пенсионными взносами

А именно — с будущего года с выплат всем временно пребывающим в России иностранцам нужно начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР.

3

Изменен перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами

Новым Законом устанавливается ограничение для освобождения от обложения страховыми взносами

4

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов

Закон № 212-ФЗ дополнен новыми положениями о праве компаний на отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов.

5

Новое в порядке проведения выездных проверок

Для улучшения качества администрирования страховых взносов органами государственных внебюджетных фондов по аналогии с нормами Налогового кодекса вводится понятие «повторная выездная проверка».

Рассмотрим данные изменения подробно.

Новые требования к отчетности в электронном виде

С 1 января 2015 г. отчетность в Пенсионный фонд и ФСС РФ нужно будет подавать в электронном виде тем работодателям, у которых среднесписочная численность работников составляет 25 человек и более. Данное изменение сократит время взаимодействия между плательщиками взносов и внебюджетными фондами — ПФР и ФСС РФ — за счет расширения электронного документооборота.

Внешних совместителей и сотрудников по гражданско-правовым договорам не учитывают при расчете среднесписочной численности (п. 79 и пп. «а« и «б« п. 80 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения).

Если среднесписочная численность работников за 2014 г. составит 25 человек (28 чел. — 3 чел.), то такая компания должна представить расчеты по форме РСВ-1 ПФР и форме-4 ФСС в электронном виде начиная с представления отчетности за I квартал 2015 г.

Компания с численностью работников менее 25 сотрудников также может сдать отчетность в ПФР в электронном виде. Такое право предоставлено данным плательщикам законодательством о страховых взносах (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Кроме того, представление отчетности в электронной форме сокращает время и трудозатраты при приеме и обработке отчетности.

Выплаты всем временно пребывающим иностранцам будут облагаться пенсионными взносами

Поправки расширили перечень работников, с выплат которым нужно платить страховые взносы в ПФР. А именно — с будущего года с выплат всем временно пребывающим в России иностранцам нужно начислять и уплачивать страховые взносы в ПФР.

С 1 января 2015 г. иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории РФ, признаются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования с момента заключения с ними договора, по которому осуществляется деятельность, независимо от срока договора.

Таким образом, выравнивается фискальная нагрузка на работодателей как на плательщиков страховых взносов. Она больше не зависит от гражданства работника.

Изменен перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами

Поправки затронули перечень выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами.Новым Законом устанавливается ограничение для освобождения от обложения страховыми взносами:

-          сумм выходного пособия и среднего месячного заработка при увольнении на период трудоустройства;

-          компенсации при увольнении руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации.

Ограничение — в размере трехкратного среднего месячного заработка или шестикратного среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ приведен список выплат, не облагаемых взносами на случай травматизма. В него также внесены изменения:ограничение необлагаемой суммы выходного пособия устанавливается также для целей начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Выплаты работникам, не облагаемые страховыми взносами в ПФР, делятся на две категории:

-          выплаты не относятся к объекту обложения страховыми взносами (ст. 7 Закона № 212-ФЗ);

-          выплаты освобождены от начисления страховых взносов. Они перечислены в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Первый вид выплат не указывают в форме РСВ-1 ПФР. В их числе, например, оплата путевки, внесенная компанией на счет детского оздоровительного лагеря.

Выплаты, освобожденные от начисления страховых взносов в ПФР, отражают в форме РСВ-1 ПФР в разд. 2.

Отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов

Закон № 212-ФЗ дополнен новыми положениями о праве компаний на отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов. Компания может получить отсрочку по уплате страховых взносов, если уплатить эти взносы в установленный срок ей не позволяет ее финансовое положение, но есть основания полагать, что она сможет это сделать в течение какого-то срока.

Определены три случая, в которых компания получит отсрочку или рассрочку по уплате страховых взносов:

1.         Организации причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других обстоятельств непреодолимой силы;

2.         Организация является получателем бюджетных средств, но не получила их или получила несвоевременно, а также если ей не были перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства в оплату услуг (работ, товаров) для государственных или муниципальных нужд;

3.         Компания производит или реализует товары, работы или услуги и эта ее деятельность носит сезонный характер.

Новое в порядке проведения выездных проверок

Для улучшения качества администрирования страховых взносов органами государственных внебюджетных фондов по аналогии с нормами Налогового кодекса вводится понятие «повторная выездная проверка». Это выездная проверка по страховым взносам, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период. Она также охватывает период не более трех лет.

Повторная выездная проверка компании может быть проведена:

-          вышестоящим органом ФСС РФ или ПФР в целях контроля за деятельностью своих территориальных отделений, проводивших проверку;

-          территориальными отделениями ПФР или ФСС РФ, если компания представила уточненный расчет по страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. Тогда в рамках повторной выездной проверки проверяется период, за который представлен уточненный расчет.

В новом Законе определены основания продления сроков выездных и повторных выездных проверок. Ими могут являться (ч. 11.1):

1)                 получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика взносов нарушений законодательства РФ о страховых взносах и требующей дополнительной проверки;

2)                 наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;

3)                 проведение проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:

-          четыре и более обособленных подразделения — до четырех месяцев;

-          десять и более — до шести месяцев;

4)        непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.

Согласно ч. 27, если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции. Исключение составляет случай, когда невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов [2].

Литература:

1.                  Федеральный закон от 28.06.2014 N 188-ФЗ;

2.                  Журнал «Зарплата» № 8, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle