Библиографическое описание:

Дукач Е. М. Работа с информацией в справочной литературе // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 476-478.

Школа есть тот общественный институт, который призван привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, его желание и умение читать. Справляется ли сегодня школа с этой задачей? Увы, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше.

Не будем обвинять кого-либо в этой тенденции. Лучше задумаемся над тем, почему ученикам сегодня объективно труднее учиться. Трудности эти отчасти запрограммированы самой школой:

1.                  В последнее время увеличилась удельная масса творческих заданий взамен репродуктивных, что, с одной стороны, даёт возможность развитию интеллекта, с другой — объективно усложняет умственную работу, увеличивает затраты времени и сил ученика.

2.                  Усложнилось содержание образования за счёт усиление теоретического его компонента.

3.                  И, наконец, резкое увеличение объёма информации, вызванное к жизни колоссальными достижениями научно-технического прогресса, коснулось всех сфер образования, в том числе и начального школьного звена, выдвинув на первый план задачу ликвидации перегрузок учащихся.

В условиях развивающего обучения мы видим противоречие между желательным и необходимым ростом познавательной активности и самостоятельности младших школьников и реальным явлением информационной перегрузки учащихся, которая не способствует этому росту.

Мы не можем оградить ребёнка от воды и, беспокоясь о его жизни и здоровье, учим его самостоятельно «держаться на плаву». Мы не можем оградить ребёнка от растущего информационного потока. Должны ли мы позаботиться о том, чтобы он мог самостоятельно ориентироваться в нём, не рискуя захлебнуться? Роль гида для ребёнка в море информации, на наш взгляд, обязан взять на себя педагог. Информационные вкусы, интересы, потребности, приёмы рациональной работы с информацией- суть универсальных учебных действий, которые призвана формировать школа. И, прежде всего это связано с формированием и развитием читательских умений.

Предлагаем вашему вниманию систему основ библиотечно-библиографической грамотности учащихся, которыми они должны владеть по классам:

Таблица 1

1 КЛАСС

2 КЛАСС

3 КЛАСС

4 КЛАСС

Знать основные элементы книги (обложка, корешок, титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрация).

Характеризовать книгу, опираясь на основные её элементы. Понимать содержание каталожной карточки. Уметь найти нужную книгу по каталожной карточке, картотеке, рекомендательному списку. Уметь составить простейшую каталожную карточку.

Навык определения примерного содержания книги по её основным элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации). Знакомство с рекомендательной библиографией и сериями книг для детского чтения. Умение пользоваться доступной справочной литературой. Умение целенаправленно выбирать и читать художественную, научно-популярную, справочную и детскую периодику. Умение вести читательский дневник, журнал для чтения.

Систематически вести дневник прочитанного. Знать разные типы словарей. «Детскую энциклопедию». Уметь подбирать книги на тему, пользуясь выставкой, указателем, каталогом, открытым доступом к книжным полкам. Умение привлекать материалы детской периодики на уроках и во внеклассной работе. Умение пользоваться справочным аппаратом прочитанных книг. Систематически работать с рекомендательным списком учебной литературы.

Предлагаем наиболее актуальные и незаслуженно забытые приёмы работы со словарём, каталогом, текстом в начальном звене:

-        Создание опыта адекватного поведения в читальном зале библиотеки (выбор детьми и длительное чтение книг по собственному вкусу);

-        Знакомство с библиотечными читательскими ориентирами: стеллажами, справочными стендами, указателями, каталогами;

-        Обучение правильному формулированию информационного запроса;

-        Опыт экономии сил и времени школьника в процессе информационного поиска на основе рациональных приёмов работы с книгой;

-        Стратегия поведения ученика при встрече с новым понятием в тексте.

-        Правила заполнения каталожной карточки.

-        Демонстрация опыта поиска информации по определённой проблеме.

-        Составление аннотации по прочитанной книге.

-        Приём использования системы закладок.

-        Приём поиска информации в книге, тексте.

-        Приём «встреча с новым понятием».

Можно также провести игру «Учёный совет». Дети делятся на группы, им раздаются нужные словари и энциклопедии, бумага, карандаши, по 3 слова для толкования из конверта «Непонятное слово» и игра начинается. Оценивается грамотность, понятность толкований, лаконичная подача. Поощряется увлекательная подача информации. Говорить кратко, т. е. лаконично считается большим достоинством человека.

-              Приёмы скорочтения.

Приемов скорочтения много, мы остановимся на самых интересных, на наш взгляд.

Приём «Губы»: ученики читают вслух, но раздаётся команда «Губы!» — и все прикладывают палец к губам, читают одними глазами, молча. Команда «Вслух!» – опять читаем вслух. И так далее. (1–2мин)

Приём «Буксир». Читает самый быстрочитающий ученик. Остальные следят за его чтением. Учитель говорит «Стоп!» на любом произнесенном слове. Другой ученик должен продолжить до конца недочитанное предложение. Упражнение учит следить глазами за чтением товарища, не отставать от его темпа. (2–3 раза)

Приём «Черепаха-ракета» – чередование чтения в комфортном режиме и скоростного чтения в соответствии с двумя командами: «Черепаха!», «Ракета!». Оба приёма выполняются негромко — вполголоса — всеми детьми одновременно.

Есть ещё приёмы более скоростного чтения. Когда надо быстро просмотреть большие тексты, найти среди нескольких книг нужную, среди многих текстов — один, самый важный. Делается это так, детям предлагается следующая памятка по которой и работают дети.

Памятка

Способы скоростной работы с объёмным текстом.

1.      Читаю все (главный и промежуточные) заголовки и определяю, о чём может быть этот текст.

2.      Не читая текст, просматриваю его, проводя взглядом по каждому абзацу наискосок, пытаясь определить, о чём этот абзац.

3.      Читаю опорные слова, выделенные в тексте (жирным шрифтом, курсивом), рядом с ними пытаюсь найти объяснение. После их прочтения уточняю, о чём может быть этот текст, что в нём содержится нового и важного для меня.

4.      Из опорных слов и замеченных мною важных фрагментов текста пытаюсь определить, что для меня в этом тексте может быть главным, а что — второстепенным.

-                   Приём ориентировки в тексте.

Предлагаю вашему вниманию несколько секретов, которые помогут детям лучше ориентироваться в тексте.

Секрет 1.

Самые главные слова в тексте автор обычно старается выделить либо шрифтом (жирным, косым, цветным), либо подчёркиванием.

Задание 1. Ученикам предлагается пролистать учебник по окружающему миру и найти такие главные слова в тексте.

а)     на какой странице нашли главные слова;

б)    к какому тексту они относятся;

в)    каким способом выделены.

Но важно не только их найти, но и понять. Это значит, что рядом со словом где-то в этом же месте текста есть и толкование этого слова.

Задание 2. Необходимо не только найти какое-либо важное для текста слово, но и обнаружить в тексте объяснение, что это слово значит.

Секрет 2

В любом тексте есть не только главные слова, но и главные мысли. Мысли увидеть труднее, чем слова, ведь их не выделишь жирным шрифтом. Но выход тоже есть. Чтобы мы поняли главные мысли статьи или рассказа, автор приготовил для нас вопросы после текста.

Главное — научиться находить в тексте место, где содержится ответ на этот вопрос.

Задание 3.

Откройте учебник по чтению. Рассказ… (автор, название). Дети ищут по оглавлению указанный учителем незнакомый текст, лучше небольшой. Учитель даёт время прочитать текст молча. Кто прочитал раньше- выбирают вопросы после текста, на которые они хотели бы поискать ответы.

Найденные в тексте места, помогающие ответить на вопрос, дети отмечают закладками, вложенными в книгу, а рядом с текстом на полях примерно такими записями: вопр.1- стр.16, 2 абзац.

вопр.4- стр.17,3 абзац.

Затем учащиеся доказывают классу, что они нашли именно тот отрывок, в котором содержится ответ на вопрос.

Этот приём должен использоваться учителем как можно чаще на уроках гуманитарных дисциплин и должен стать обязательным элементом работы с текстом.

-                   Приём «Шпаргалка».

Шпаргалка придумана как средство для запоминания самого главного по интересующему вопросу, помогает уменьшить объём информации.

Для коллективного написания шпаргалки учитель выбирает уже знакомую ученикам статью из учебника по окружающему миру.

Работа выполняется в следующем порядке:

а)     Ученики читают название статьи, максимально сокращают форму записи этого названия в шпаргалке.

Важно научить учеников пользоваться сокращениями грамотно и разумно, не усложняя восприятие записанного.

б)     Ученики ищут в тексте важные слова и записывают их толкования в сокращенном варианте.

в)     Прочитайте вопросы к тексту, выберите из них самые важные и запишите коротко ответы на них.

г)     Ученики ещё раз просматривают статью и добавляют то, что они считают необходимым учесть при изложении темы статьи.

Учитель обращает внимание на то, что очень удобно в шпаргалке использовать рисунки, схемы, стрелки и прочие способы сокращения и кодирования информации.

Шпаргалка не должна содержать последовательных предложений: лишь опорные слова, их толкования, логические связки, переходы, основные мысли.

Суть предложенных приёмов, выполняемых в рамках урока одна: учить работать с конкретными информационными источниками в максимально скоростном режиме.

Литература:

1.      Криволапова, Н. А. Формирование учебно-информационных умений учащихся /Н. А. Криволапова. — Курган, 2005.

2.      Соколова, Т. Е. Информационно-поисковые умения: От наблюдения и описания к сравнению / Т. Е. Соколова. — Самара: Изд. Дом «Фёдоров», 2008.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle