Библиографическое описание:

Шовкопляс Д. А., Гаджиахмедова Ш. И. Сущность инвестиционной активности организации // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 363-366.

В статье рассматривается регион как экономическая система, которая является неотъемлемой частью воспроизводственного комплекса страны. Авторы рассмотрели основной цикл воспроизводства через трудовые ресурсы, основных и оборотных фондов, хозяйственных связей и отношений.

Ключевые слова: регион, цикл, взаимоотношения, региональная экономика.

Структуризация хозяйственного механизма в ходе рыночных реформ представляет собой продолжительный, противоречивый, а главное — многоуровневый процесс, базовые формы которого перемещаются на региональный уровень. На этом уровне и происходит формирование оптимального соотношения и оформление взаимосвязи внутренних элементов региональной экономики, определяемое наличным потенциалом экономических ресурсов данного региона и его социально-значимых потребностей.

Доминирующее влияние региональных факторов и неравномерная динамика структурных импульсов макроэкономического характера обусловливают постоянную изменчивость внутренних пропорций региональной экономики и ее вынужденное отклонение от сформировавшихся ранее параметров.

Таким образом, способность региона удерживать колебания в допустимых пределах, восстанавливать нарушенное равновесие, воспроизводить сопряженность структурных элементов характеризует потенциал рыночно-развитой региональной экономической системы и тенденции ее саморазвития. Как отмечается в литературе, «именно на уровне экономики региона обеспечивается полный цикл воспроизводства, сохранение и развитие его экономического потенциала. В связи с этим особенно актуальны задачи повышения эффективности использования уже накопленного на территории конкретного региона экономического потенциала».

В теоретическом аспекте правомерно выделять движение по трем основным стадиям в развитии региональной экономической системы: во-первых, становление и восходящее развитие экономики региона; во-вторых, зрелое состояние реализации потенций экономики данного региона; в-третьих, преобразующее движение, связанное с обновлением основных форм регионального производства.

Региональная экономика в переходный период характеризуется следующими признаками: присущая регионам в переходной экономике неустойчивость темпов экономического развития, обусловленная ее несистемностью; альтернативный характер регионального развития переходной экономики, что означает вариативность итогов его развития; особый характер противоречий в региональной экономике переходного периода.

Специальный анализ проблем устойчивого развития региональной экономики в переходный период требует разработки конкретных моделей, которые бы, однако, носили универсальный характер. Тем не менее, в настоящее время экономическое пространство в России представлено эклектической экономической системой, состоящей из различных элементов — регионов с преимущественно директивно-регулируемой системой, регионов с преимущественно свободной рыночной экономикой и регионов с преимущественно смешанной рыночной экономикой. И хотя все компоненты хозяйственной жизни страны находятся в движении и имеют нестабильный характер, сложность выбора оптимальной региональной модели переходной экономики во многом определяется необходимостью глубоких качественных преобразований в данном пространственном сегменте экономики России. [1, с.144]

Однако для создания экономической модели регионального развития, адекватно отражающей экономическую действительность, необходимо исследовать эволюцию приоритетных форм организации экономической деятельности. При этом в качестве основы анализа необходимо взять целостную систему организации экономической деятельности на уровне региона как базового элемента общественной экономики. В этой связи следует согласиться с мнением тех авторов, которые предполагают, что «процесс реформирования региональной экономики должен быть эволюционным, т. е. обеспечивать преемственность проводимой политики, адекватное реагирование на политические, социальные и экономические изменения, последовательное продвижение в осуществлении целей стратегии территориального развития и региональной политики».

Региональная экономическая система доказала свою эффективность тем, что она лучше, чем другие системы, приспособлена для обеспечения конкретной взаимосвязи производства и потребления, адресного использования достижений научно-технического прогресса, дифференцированного удовлетворения потребностей населения региона, регулирования его отраслевой структуры и обеспечения инвестиционного механизма.

С позиции современной экономической теории региональный рынок представляет собой самостоятельную систему, главными элементами которой являются спрос, цена, предложение и систему отдельных взаимосвязанных региональных рынков, элементов большого рынка (рынка капиталов, труда, технологий и др.). Каждый элемент регионального рынка имеет свое самостоятельное значение, но только тесное взаимодействие между ними приводит к эффективному функционированию всего регионального хозяйства.

Современная региональная экономика функционирует на базе особой системы социальных, экономических и политических принципов:

-        экономическая свобода выбора;

-        всеобщность рынка;

-        право быть собственником всех видов имущества;

-        многосекторность;

-        равенство экономических прав рыночных субъектов;

-        свободное ценообразование;

-        конкуренция;

-        наличие в региональной рыночной структуре совокупности разнообразных рынков.

Смешанный характер современной экономической системы добавляет к региональной экономике те факторы, которые образуют механизм ее регулирования — государство, рыночные институты, влияние мировой экономики. По мнению ряда отечественных экономистов, «обеспечение перехода к устойчивому и динамичному экономическому росту сопряжено с многочисленными социально-экономическими проблемами, обусловленными в значительной мере общей макроэкономической и социальной ситуацией как внутри страны, так и за ее пределами; в немалой степени он зависит и от проводимой федеральными органами экономической политики, от конкретных мероприятий по претворению экономических и организационных решений в жизнь». [2, с.53]

Важной проблемой экономической теории и практики на региональном уровне является проблема оптимизации механизма регулирования действий участников производства.

Практическая возможность решения проблемы оптимального регулирования региональной экономики состоит в переходе к «смешанной» экономической системе на региональном уровне, иначе говоря, — модели регулируемой региональной экономики, сочетающей экономическую самостоятельность производителей с регулирующим влиянием государства. И здесь проблема заключается в том, какие методы управления региональными рынками наиболее эффективны и, какая степень их регулирования государством наиболее оптимальна. Дж. Гэлбрейт говорил о том, что «деятельность государства должна быть направлена на совершенствование рынка, а не отмену или обход его», в современной экономике России государственная политика должна быть направлена на создание условий для реализации собственных возможностей регионов.

Таким образом, «только социально — ориентируемая экономика» являясь «эффективной и динамичной» обеспечивает устойчивость регионального развития. При этом характеристика «регулируемая» содержит важнейшее определение механизма функционирования региональной экономики, указывая на его не стихийный или директивный характер, а именно «ориентируемый», «координируемый» способ функционирования, поскольку «разнообразие географических, социально-экономических и политических условий в российских регионах, неупорядоченность отношений между центром и субъектами Федерации, несовершенство механизмов государственного регулирования экономических процессов осложняет работу по формированию региональной социально-экономической политики в долгосрочном плане и исключает возможность использования единой, унифицированной модели для решения данной задачи».

Таким образом, на региональном уровне субъектами государственного регулирования выступают общественные институты; объектом регулирования выступают процессы и институты региональной экономики; основной целью регулирования является решение общих для всех сфер региональной экономики проблем.

В региональном аспекте предприятие — экономическая единица, которая, во-первых, самостоятельно принимает решения, во-вторых, стремится к получению прибыли, в-третьих, использует факторы производства для создания и продажи товаров и услуг другим предприятиям и домохозяйствам региона, формируя и развивая при этом региональный хозяйственный потенциал. Исторически предприятие, как основная организационно-функциональная форма экономической деятельности, тесно связана с развитием рыночных институтов, поскольку его доминантный статус приобретен путем развития рынка, распространению принципа купли-продажи на хозяйственные процессы, торговые и финансовые операции, осуществляемые на рынках. Это означает, что «государство как политический институт управления обществом не может не вмешиваться в социально-экономические процессы и выполняет функции: прямого контроля, общественного потребления, государственного производства, социального обеспечения».

От эффективности взаимодействия субъектов региональной экономики, целостности проводимой региональной политики в определяющей мере зависит развитие социально-экономического потенциала региона.

Региональная экономическая система переходного типа характеризуется неустойчивостью протекающих в ней процессов, сочетанием элементов старой и новой парадигмы хозяйствования. Данное обстоятельство принципиально отличает ее от стабильных (стационарных) региональных экономик, которые развиваются путем совершенствования и частных изменений сформировавшихся институциональных связей и отношений.

Специфика регионов в трансформационной экономике России, по нашему мнению, состоит в большей степени интенсификации структурных изменений, неравномерности, неоднородности, диспропорциональности и противоречивости протекающих процессов. Анализ научных публикаций, посвященных актуальным аспектам регионального развития, показывает, что в настоящее время в регионах необходимо формирование целостной региональной политики, которая строится на следующих принципах:

-        управление региональным развитием путем активной регулирующей деятельности — важнейшая функция на федеральном и субфедеральном уровнях;

-        обеспечение рационального соотношения политической и социально-экономической составляющих;

-        создание условий для социального партнерства;

-        поддержка и стимулирование инновационной деятельности;

-        адресность в отношении различных социальных слоев и точечность в пространственно-экономическом отношении;

-        определение источников финансирования мероприятий, намечаемых по реализации региональной социально-экономической политики.

Формирование в переходной экономике России элементов рыночного хозяйствования в отсутствие четкой концепции реформирования, сопровождается кризисом государственности проявляющемся в свертывании регулирующих функций государства и возрастанием самостоятельности экономических субъектов.

Вышеназванные процессы происходят на фоне качественных изменений мировой экономики, современный этап которой характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: глобализация и регионализация экономики.

Глобализация экономики проявляется в «увеличении концентрации и степени подвижности капитала, в интернационализации производств и унификации экономических отношений, в либерализации и дерегулировании рынков товаров и капитала». Регионализация экономики проявляется в стремлении территорий к рациональному разделению и кооперации труда в глобальных и национальных экономических системах, установлению регионального самообеспечения и самодостаточности (рис. 1). Однако это не означает деформацию единого экономического, информационного и производственно-технологического пространства страны. Фактически формируется особая структура субъектов экономических отношений, в которой регионы становятся определяющими.

Рис. 1. Тенденции и основные экономические мотивы регионального развития

Региональная система двойственна в своем положении — с одной стороны, она одна из многих, с другой стороны, она единственная в своем роде. Данное обстоятельство порождает сложности в изучении проблем и особенностей функционирования этой социально-экономической системы, тем более что «регион можно рассматривать, с одной стороны, как подсистему экономики страны в целом, с другой — как некоторую единую обособленную систему, одной из основных задач управления которой является проблема комплексного развития региона».

С позиции системного подхода регион можно характеризовать как открытую, сложную, динамическую, существующую в строго определенном пространстве, ограниченную в ресурсах и маневренности систему, складывающуюся из социально-демографической, политической, финансово-экономической, природно-экологической, производственно-технологической подсистем. Перечисленные выше системные элементы функционально дополняют, взаимно обусловливают уровень развития региона, совершенствуя друг друга, в совокупности образуют региональный потенциал, который понимается в специальной литературе как «совокупность особенностей региональной системы, которые определяют ее продуктивные возможности при различных допустимых вариантах внешних и внутренних условий, и изменение которых требует значительных усилий на соответствующем уровне»

Важнейшими составляющими инвестиционного климата региональной экономической системы на современном этапе развития выступают:

-        инвестиционный потенциал региона как сумма объективных предпосылок для эффективного вложения инвестиций;

-        инвестиционный риск как вероятность потери инвестиций или получения дохода от них;

-        инвестиционное законодательство, региональные целевые мероприятия, направленные на развитие инвестиционной деятельности региона.

Регион как экономическая система является неотъемлемой частью воспроизводственного комплекса страны. Именно здесь осуществляется полный цикл воспроизводства трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов, хозяйственных связей и отношений. Поэтому от эффективности реализации инвестиционного потенциала региона зависит воспроизводственная структура всей экономической системы.

Действительно, региональные экономические системы занимают особое место в российской экономике, поскольку реализация социально-экономической и научно-технической политики регионального развития посредством рационального использования инвестиционного потенциала играет ключевую роль в достижении целей макроэкономического развития и при этом сопряжена с результатами хозяйственной практики на микроуровне.

Литература:

1.                 Попова А. С. Инновационное развитие и модернизация экономики региона коллективная монография / [Попова А. С., Айдинова А. Т., Апипян С. А. и др.]; под науч. ред. Поповой А. С.; М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования Ставропольского края. Ставрополь, 2011.

2.                 Попова А. С. Моделирование бизнес-цепочек в экономическом пространстве / Попова А. С., Черткова А. К., Зуева Е. С. В сборнике: «Эволюция научной Мысли: Сборник статей Международной научно-практической конференции. // ответственный редактор: А. А. Сукисян. Уфа, 2014. С. 52–55.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle