Библиографическое описание:

Потапова Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 532-535.

В статье рассмотрены принципы дополнительного образования, специализирующегося на обучении взрослых учащихся. Принципы определены в соответствии с политическими, экономическими и социальными факторами, а также с индивидуально-психологическими особенностями обучения взрослой аудитории. В работе представлены различные подходы к определению понятия «дополнительное образование» и формы его реализации.

Ключевые слова: дополнительное образование, принцип дополнительности, принцип непрерывности, принцип открытости, взрослая аудитория, ключевые компетенции.

В научной литературе понятие «дополнительное образование» определяется неоднозначно. Поэтому для того, чтобы определить его сущность, рассмотрим несколько определений этого термина.

Исследователи В. В. Безлепкин, Г. М. Коджаспирова, А. М. Новиков определяют дополнительно образование как «послевузовское образование в системе повышения квалификации или получение второй специальности».

В свою очередь, Н. А. Морозова не сводит данное понятие только лишь к профессиональной переподготовке, охарактеризовав его «как непрерывный процесс на протяжении всего жизненного пути активного, добровольного, творческого освоения личностью различных видов развивающей, учебной, практической деятельности» [5, c. 24].

А. И. Колесникова считает, что «дополнительное образование — это образование, цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой учебного заведения, однако имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам» [5, c 25].

Зязин И. Ю. определяет дополнительное образование как целенаправленный целостный добровольный личностно ориентированный процесс, содействующий самосовершенствованию человека на протяжении всей жизни, а также результат овладения социально значимым культурным опытом и формирование личности посредством образовательно-информационной деятельности за пределами основного образования [5, c. 25–26].

Из вышесказанного следуют следующие основные принципы дополнительного образования: его дополнительность к основному образованию, его непрерывность на протяжении всей жизни человека, его добровольность и открытость. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Принцип дополнительности связан с необходимостью и потребностью личности в постоянном обновлении знаний и, как следствие, с недостаточностью основного профессионального образования, что определяется следующими факторами.

В первую очередь, в обществе наблюдается непрерывный процесс накопления новых знаний, что в свою очередь вызывает усложнение техники и производства и обуславливает потребность в постоянном совершенствовании профессиональных навыков специалистов.

Во-вторых, наблюдается появление принципиально новых профессий и квалификаций в области реформирования производства, маркетинга, финансов, оценки собственности, внешнеэкономической деятельности, биржевого дела, приватизации, безопасности бизнеса и др. [9, с. 4].

В-третьих, во взрослом возрасте более остро проявляется потребность в самопознании и познании других, появляется запрос на психологические знания, необходимые для удовлетворения этой потребности. [4, с. 37] «… в зрелости определяется жизненный путь, наступает расцвет творческих сил, появляется то активное отношение к жизни, в результате которого создаются материальные и духовные ценности общества» [6, с. 14].

Также актуальность развития дополнительного образования связана с переходом к двухуровневой системе высшего образования, которая подразумевает сужение количества направлений и профилей подготовки бакалавров по сравнению с подготовкой дипломированных специалистов, что не позволяет учесть специфику предметных областей отдельных видов профессиональной деятельности [8, с. 221].

Данный принцип тесно связан с принципом непрерывности. Прежний девиз «Знания на всю жизнь» уступает место новому: «Знания через всю жизнь». Поэтому дополнительное профессиональное образование можно также определить как систему непрерывного образования, включающую в себя «совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся по отдельным дополнительным профессиональным программам и направлениям» [8, с. 220–221].

Как следствие такого подхода к образованию наблюдается открытие многочисленных народных школ и университетов, различных курсов и досуговых центров.

Система дополнительного образования институционально реализуется, как правило, в рамках деятельности обособленных учреждений или подразделений дополнительного профессионального образования в составе вузов, поскольку традиционно именно высшие учебные заведения рассматриваются как организации, способные производить новое знание, выполняя миссию формирования кадрового потенциала экономики страны [9, с. 6].

Однако в связи с возрастанием общественной и личностной значимости дополнительного образования, его осуществление не ограничивается только деятельностью вузов. Оно реализуется формальными, неформальными и внеинституционными структурами, в различных формах, в том числе и дистанционно. Также в результате изменения возрастных границ людей, получающих дополнительное образование, наблюдается появление и развитее университетов «третьего» возраста [8, с. 217].

В силу постоянного роста требований к знаниям и умениям специалистов, фирмы также играют немаловажную роль в системе обучения работников. В развитых странах большинство крупных предприятий и все возрастающее число малых и средних четко формулируют задачи в области обучения и оказывают поддержку корпоративному и организационному развитию. На многих предприятиях обучение на рабочем месте и программы развития персонала становятся неотъемлемой частью корпоративной и организационной стратегии.

Далее следует отметить добровольность дополнительного образования. Данный принцип определяется необязательностью обучения в вышеуказанных учебных заведениях, что в свою очередь связано и с его элективностью, обеспечивающей каждому свободный выбор видов и сфер деятельности, форм и сроков обучения [5, c. 27].

Из выше сказанного следует, что сфера дополнительного образования предоставляет каждому неограниченные возможности в области профессиональной переподготовки, а также и для самообразования. Следовательно, наряду с вышеуказанными принципами дополнительного образования можно выделить принцип его открытости. Неформальное образование, являющееся важной составляющей системы дополнительного образования взрослых, охватывает практически всякое открытое обучение, которое направлено на точную, свободно избранную цель, учитывающую социальный контекст [8, с. 219].

Данный принцип также связан с глобализацией системы образования, являющейся следствием бурного международного сотрудничества стран, что позволяет рассматривать современное образование как открытую социальную систему. Характеристиками такой системы являются доступность, непрерывность, открытость для полезных влияний, для новаторских идей и технологий как традиционного, так и инновационного характера, для отечественного и мирового опыта [1, с. 16].

Такой подход в свою очередь диктует новые требования к компетенциям специалистов. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которыми должен обладать любой представитель современной цивилизации:

-        Политические и социальные (брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений).

-        Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, взаимоуважение, способность сосуществовать с людьми других культур, языков, религий, толерантность по отношению к мнению других).

-        Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, в т. ч. владение иностранными языками.

-        Компетенции, связанные с возникновением общества информации (электронные компетенции).

-        Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни [3, с. 32].

Такие высокие требования еще раз подтверждают недостаточность основного общего и профессионального образования и необходимость продолжения обучения в сфере дополнительного образования.

Концепция открытости системы обучения легла в основу и других принципов дополнительного образования:

-        принцип ориентации на личностные интересы, потребности и способности индивида — создание условий реализации интересов каждого обучающегося;

-        принцип комплексного воздействия — развитие когнитивной, эмоциональной и практической сфер деятельности личности обучающихся;

-        принцип активности и самодеятельности — предоставление учащимся возможности самостоятельно проявлять свои способности и развивать их;

-        принцип гуманизации — признание равенства всех граждан, уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию и уважение, доступность образования в любом возрасте благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями человека;

-        принцип креативности — творческий подход педагога к своей деятельности, развитие творческого потенциала обучающихся;

-        принцип преемственности — возможность изучения многоуровневой программы и продолжения обучения в другом учреждении дополнительного образования или высшем учебном заведении; [4, c. 38]

-        принцип параллельности — одновременность освоения нескольких образовательных программ в одном или разных учреждениях дополнительного образования;

-        принцип вариативности — функционально-целевой отбор учебного материала, вариативное построение учебных планов и программ;

-        принцип конкурентоспособности и гибкости — способность быстро и своевременно реагировать на изменяющиеся потребности каждого обучающегося, а также социума в целом;

-        принцип опережения — научное прогнозирование, быстрое реагирование на изменения, использование новых форм, методов и средств обучения [5, c. 27–30].

Так как дополнительное образование направлено именно на взрослую аудиторию, в дополнение ко всему хотелось бы выделить еще два не менее важных принципа: принцип интенсификации и принцип практикоориентированности обучения, которые выражаются в предоставлении качественных результатов в кратчайшие сроки. Взрослый заинтересован в быстроте и высоком качестве овладения знаниями и нетерпим к зубрежке и механическому заучиванию того, что не используется в практике [2, с. 15].

Следовательно, взрослый человек хочет получить знания быстро, качественно, с возможностью дальнейшего применения их в своей деятельности, что необходимо учитывать при выборе методов и технологий обучения в сфере дополнительного образования [7, c. 40–43].

Литература:

1.      Андреев В. И. Современное образование как открытая система: коллективная монография. — М: Институт научной и педагогической информации РАО, ЮНИТИ-ДАНА, ЮРКОМПАНИ, 2012. — 576 с.

2.      Бадмаев Б. Ц. Психология и методика ускоренного обучения. — М: Владос, 1998. — 269 с.

3.      Горбатюк В. Ф. Синергетика в современном обучении. — Таганрог: Издательство ФГБОУ ВПО Таганрогский государственный педагогический институт им. А. П. Чехова, 2012. — 208 с.

4.      Егоров Г. В. Психолого-акмеологические детерминанты развития профессионализма слушателей при обучении в институтах дополнительного профессионального образования: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.13. — Тамбов, 2011. — 179 с.

5.      Зязин И. Ю. Организационно-педагогические условия повышения эффективности целостного педагогического процесса дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01. — Рязань, 2005. — 189 с.

6.      Кабакчи М. К. Обучение взрослых лексико-грамматической стороне речи на английском языке в условиях краткосрочных курсов: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02. — Санкт-Петербург, 2002. — 191 с.

7.      Кауркина А. С., Фатхулина Г. Г. Анализ современных технологий обучения иностранному языку в условиях модернизации высшего образования. Сборник научных статей «Актуальные вопросы преподавания иностранных языков»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международым участием. Изд-во Вологодского гос.пед.ун-та — Вологда: ВГПУ. — 2013. — С.40–43

8.      Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: сборник материалов VI Международного методологического семинара, Санкт-Петербург, 28 февраля — 1 марта 2013 года / Учреждение Российской акад. образования, Ин-т пед. образования; [редкол.: И. И. Соколова (пред.) и др.]. — Санкт-Петербург: ФГНУ ИПООВ РАО, 2013–337 с.

9.      Рубанов А. М. Технология управления инновационным потенциалом образовательной организации на рынке услуг дополнительного профессионального образования. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. — 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle