Библиографическое описание:

Макарова Т. С. Признаки объективной стороны преступлений, предусмотренных статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 396-398.

Статья раскрывает основные признаки объективной стороны преступлений, предусмотренных статьей 194 УК РФ.

Ключевые слова: уклонение от уплаты таможенных платежей, требование об уплате таможенных платежей

Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) [1, с.107], выразившегося в уклонении от уплаты таможенных платежей, заключается в совершении любых умышленных противоправных обманных деяний, имеющих цель неуплаты установленных законодательством Российской Федерации таможенных платежей или в их занижении в крупном либо особо крупном размерах. Если не будет совершено вышеупомянутых деяний, то и не будет признаков преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ.

Статья 152 Федерального закона № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ) [2, с.157] определяет требование об уплате таможенных платежей (далее — Требование) как извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, то есть о совершившемся факте неисполнения соответствующей обязанности. Требование направляется плательщику таможенных пошлин, налогов независимо от привлечения его к уголовной ответственности.

Вопросы выставления Требований не могут относиться к обстоятельствам, подлежащим доказыванию по уголовному делу в соответствии со статьей 73 «Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [3, с.44], поскольку касаются контрольно-фискальной деятельности таможенных органов, не связанной с определением признаков объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, виновности лиц, совершивших преступления, формы их вины, характера и размера причиненного вреда.

Отказ плательщика от исполнения указанного Требования является не более чем основанием для принудительного взыскания таможенных платежей в бесспорном порядке через банк, или в судебном порядке, в том числе и за счет имущества должника. Обжалование таких действий или решений таможенных органов осуществляется в порядке, предусмотренном Арбитражно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Санкции за неисполнение Требования предусмотрены в виде пени и начисления процентов к сумме недоимки. Максимальный срок принудительного взыскания таможенных платежей, в рамках таможенного администрирования, ограничен тремя годами с момента обнаружения факта неуплаты таможенных платежей.

Таким образом, выставление таможенным органом Требований должно происходить по времени уже после выявления таможенными органами ранее совершенных незаконных умышленных действий, преследующих цель неуплаты или необоснованного занижения таможенных платежей в крупном или особо крупном размерах, то есть Требование может быть выставлено лишь после того, как будут обнаружены признаки объективной стороны законченного состава преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ.

Положительная реакция в виде уплаты таможенных платежей в полном размере лица, совершившего преступление, для квалификации деяния по статье 194 УК РФ никакого значения не имеет и может быть расценена лишь как смягчающее вину обстоятельство при вынесении приговора.

Так, в отдельных случаях при осуществлении таможенного контроля у таможенных органов по ряду объективных причин возникает подозрение в том, что имеет место недостоверное декларирование товаров в соответствии с заявленным декларантом кодом Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ТНВЭД ТС) на основании статей 50–52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) [4, с.26] (под сомнение ставится правильность интерпретации декларантом наименований товаров в соответствии с кодом ТНВЭД ТС), что, в свою очередь, влияет на определение ставок таможенных пошлин таких товаров и, соответственно, на размер, подлежащих уплате таможенных платежей, либо, когда у таможенных органов возникают сомнения правильности применения декларантом методов расчета таможенной стоимости на основании статей 64–69 ТК ТС, что также может влиять на размер таможенных платежей.

В том случае, если в ходе проведения контрольно-фискальных мероприятий, таможенные органы придут к выводу о том, что их сомнения являлись обоснованными, и что декларантом действительно в декларации заявлен неверный код товара или расчет таможенной стоимости был осуществлен с нарушением установленных методик, что привело к ее занижению, таможенный орган обязан довести свое решение до декларанта или его представителя, в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 311-ФЗ, в том числе, и путем выставления Требования в соответствии со статьей 152. Если декларант или его представитель признают указанное решение таможенного органа обоснованным и не будут его оспаривать, а размер причитающихся к уплате таможенных платежей составит крупный или особо крупный размеры, материалы контрольно-фискальной деятельности подлежат передаче в правоохранительное подразделение таможенного органа для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Напротив, если декларант или его представитель не согласятся с решением таможенного органа о корректировке или классификации товаров в соответствии с ТНВЭД ТС и обжалуют его, в том числе и в судебной инстанции, то вопрос о наличии признаков преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, может рассматриваться только по окончательным результатам таких обжалований.

Поэтому, для окончательного разрешения спорных вопросов о правильности примененной декларантом интерпретации кода ТНВЭД ТС декларируемых товаров или правильности примененного декларантом метода расчета таможенной стоимости декларируемых товаров, что влияет на величину подлежащих уплате таможенных платежей, нельзя утверждать, что имело место возникновение обязанностей по уплате таких платежей и, следовательно, до принятия окончательного решения по жалобам декларанта, такие материалы нельзя рассматривать в качестве документов, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ.

В сложившейся ситуации таможенным органам необходимо строго соблюдать требования уголовно-процессуального законодательства при решении вопроса о возбуждении уголовного дела и не допускать возбуждения уголовных дел по статье 194 УК РФ при отсутствии достаточных данных о признаках объективной стороны указанного преступления.

Литература:

1.      Уголовный кодекс РФ // Собрание законодательства РФ 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

2.      Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014) // «Собрание законодательства РФ», 29.11.2010, N 48, ст. 6252

3.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. 18.03.2014) М.: Проспект, 2014.

4.      Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) М.: Проспект, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle