Библиографическое описание:

Миненко Е. Ю., Кусморова Ю. А. Анализ мероприятий направленных на решение проблемы безопасности на железнодорожных переездах // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 78-80.

Анализируя дорожно-транспортный травматизм на железнодорожных переездах, происходят именно по вине водителей легковых автомашин-86 %.Они проезжают на красный сигнал железнодорожных светофоров, проламывают или объезжают шлагбаумы, выезжают на проезжую часть переездов в момент приближения поезда. Поэтому требуется принимать меры по снижению дорожного травматизма, связанного с железнодорожными переездами.

Ключевые слова: железнодорожный переезд, УЗП, аварийность, искусственная неровность.

Более высокие темпы автомобилизации и появление скоростных поездов создают дополнительные трудности для обеспечения безопасности дорожного движения через железнодорожные переезды.

Автомобильный транспорт прочно вошел в современную жизнь, обеспечивая большой объем перевозок во всех сферах человеческой деятельности. Все больше легковых автомобилей и мотоциклов используется населением для личных целей в качестве транспортного средства.

Пересечения железнодорожных путей и автомобильных дорог на одном уровне являются сложными и опасными элементами дорожной сети, оказывающие значительное влияние на безопасность автомобильного и железнодорожного транспорта в целом.

При использовании железнодорожных переездов все лица, обязаны руководствоваться одним из главных условий обеспечения безопасности дорожного движения, так как железнодорожный транспорт имеет преимущество в движении перед всеми остальными видами наземного транспорта.

Так, анализируя статистику ДТП, в Смоленской области, на железнодорожном переезде между посёлком Голынки и райцентром Рудня, произошло столкновение грузового поезда с большегрузной машиной, в результате которого водитель автотранспортного средства и его пассажир скончались на месте (оба погибших граждане Республики Беларусь). Этот ж/д переезд нерегулируемый, и не был оборудован автоматическим шлагбаумом. Столкновение произошло в тот момент, когда кабина фуры оказалась на путях. Локомотив оторвал и разметал кабину вместе с людьми на многие десятки метров. Что побудило водителя фуры так опрометчиво поступить теперь никто и не узнает... В Черлакском районе произошла авария на железнодорожном переезде. Сотрудники Госавтоинспекции выяснили, что 33-летний водитель автомобиля КамАЗ, находясь за рулем в трезвом состоянии, ехал по автодороге «Омск — Черлак» в сторону города Омска. В районе 182 километра он проигнорировал запрещающий сигнал светофора и выехал на железнодорожный переезд, видимо, рассчитывая проскочить его перед поездом. Однако водитель КамАЗа разогнался и не успел сманеврировать, в результате он на полной скорости врезался в железнодорожный шлагбаум [1].

Чтобы спасти жизнь нерадивого водителя и его КамАЗ, дежурный по железнодорожному переезду вынужден был остановить грузовой поезд.

Несмотря на то, что в правилах дорожного движения четко расписано, как необходимо переезжать железнодорожные пути, в последнее время участились случаи, когда транспортные средства попадают в ДТП именно на рельсах. По данным статистки в ГИБДД большинство ДТП на железнодорожных переездах как регулируемых, так и не регулируемых возникают по причине банальной невнимательности и пренебрежения элементарными правилами поведения на дороге. К сожалению, современный водитель стал более агрессивен и более рискован. Это отчасти вызвано высокой динамикой транспортных средств, а отчасти и социальной составляющей общества. Но это совсем другая тема для разговора [2, с.1].

С начала 2014 года на переездах Куйбышевской железной дороги зафиксировано 7 дорожно-транспортных происшествий, для сравнения — в прошлом году за аналогичный период прошлого года был зафиксирован 1 случай. Все ДТП произошли по вине водителей автотранспортных средств, которые выезжали на переезды при запрещающих показаниях автоматической сигнализации и закрытых шлагбаумах, пытались пересечь железнодорожные пути в неустановленных местах либо из-за неисправности автотранспортного средства врезались в проходящий подвижной состав.

Из семи одно ДТП произошло с пассажирским поездом, что могло привести к особо тяжким последствиям, так как водители автотранспорта создают смертельную опасность для себя, пассажиров автомобиля, поезда и работников железнодорожного транспорта.

В целях профилактики ДТП железнодорожниками совместно с представителями ГИБДД проводятся рейды и проверки. Дежурные по переездам фиксируют допускаемые водителями транспортных средств нарушения правил дорожного движения. Результаты проверок и информация о нарушениях направляются для принятия мер в ГИБДД и автодорожные предприятия. Куйбышевская железная дорога выражает серьезную обеспокоенность положением дел на железнодорожных переездах и призывает водителей автотранспорта к повышенной бдительности и неукоснительному соблюдению правил дорожного движения. Так, в 2014 году на территории Пензенской области было проведено профилактическое мероприятие «Внимание, переезд!», ходе которого были обследованы железнодорожные переезды и подходы к ним на предмет определения их соответствия требованиям нормативных актов, регламентирующих техническое состояние и уровень их содержания.

В ходе проведенного обследования было установлено, что наиболее характерными недостатками в содержании переездов являлись: отсутствие нормативной видимости приближающего поезда; отсутствие горизонтальных площадок перед переездом; отсутствие необходимого количества дорожных знаков; отсутствие светофорной и звуковой сигнализации; не работает наружное освещение; настилы переездов повреждены и требуют проведения капитального ремонта [3,с.3].

За время проведения профилактического мероприятия «Внимание переезд» сотрудниками подразделения ГИБДД области осуществлено 260 профилактических бесед с водительским составом предприятий и организаций по вопросам соблюдения правил дорожного движения при проезде через переезды, особенно при перевозке людей пассажирским транспортом. Итоги проводимого мероприятия периодически доводились до населения области с использованием средств массовой информации. Было опубликовано 46 материалов в областных и районных газетах, по областному радио прозвучало 3 репортажа, и по телевидению показано 2 видеосюжета. В целях предупреждения нарушений водителями правил проезда через переезды было организовано 76 совместных рейдов с представителями железнодорожных организаций.

Однако, несмотря на проводимые профилактические мероприятия за 2013 год дежурными по переездам Пензенской отделении Куйбышевской железной дороги было зарегистрировано 31 грубое нарушение правил дорожного движения. Информация была направлена в ГИБДД УМВД России по Пензенской области. В 22 случаях правонарушителей удалось привлечь к административной ответственности. Всего железнодорожники, совместно с работниками полиции, провели 75 профилактических рейдов, регулярно выезжали на автотранспортные предприятия для проведения разъяснительной работы, раздавали водителям памятки с правилами проезда через железнодорожные переезды. Всего было распространено около 2 тыс. памяток, с 1352 водителями проведены профилактические беседы. Проведено четыре совещания по безопасности на переездах с участием представителей областной и районных администраций. Результатом этих работ стало уменьшение случаев дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах Пензенской области.

На устранение недостатков должностным лицам дорожных, коммунальных и железнодорожных организация, ответственных за содержание и обустройство переездов, было выдано 49 предписаний. За нарушение правил содержания железнодорожных переездов и подходов к ним, а так же за невыполнение в срок законного предписания к административной ответственности было привлечено 11 должностных лиц выше указанных организаций [3, с.2].

Для обеспечения безопасности дорожного движения предлагается на всех железнодорожных переездах, не оборудованных УЗП, установить «лежачие полицейские». Эти искусственные неровности, по мнению руководителей службы пути, будут препятствовать нарушению водителями транспортных средств скоростного режима, ведь в большинстве случаев аварии происходят из-за того, что многие водители не могут адекватно оценить скорость движущегося поезда. Им кажется, что он движется медленнее, чем на самом деле. Поэтому автомобилисты спешат проскочить переезд и не сбрасывают скорость, а «лежачий полицейский» может способствовать их остановке. Однако ГОСТ Р 52605–2006 не учитывает железнодорожной специфики, согласно ему нельзя размещать «лежачие полицейские» на расстоянии ближе 100 м от железнодорожных переездов [4].

Не все переезды могут быть оборудованы системами УЗП из-за недостатка средств, так как это достаточно трудоемкий процесс, особенно зимой когда лотки этих устройств не обходимо регулярно очищать от снега. На практике этим занимаются дежурные по переезду, что является нарушением инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов. Согласно этому документу дежурный должен находиться на своем посту, а не чистить переезд на свой страх и риск — при закрытых шлагбаумах и в отсутствие поездов и автомобилей [5, с.2]. Однако на некоторых переездах дождаться таких условий практически невозможно. Например, на переезде, расположенном на участке Пелла– Сапёрное ежесуточно проходит порядка 10 тыс. автомобилей.

Оборудование одного железнодорожного переезда стоит 1,5 млн. руб., что выливается для дороги расходами в 35 млн. руб. в год, выделяемых по программе безопасности [6, с.1]. Сотрудничеству дорог с федеральной исполнительной властью мешают и недоработки в законодательстве, так как капитальный ремонт пути на переезде предусматривает замену рельсов, шпал, очистку щебня, эти работы, как и оборудование переезда УЗП, требуют вскрытия автодорожного полотна.

Поэтому на наш взгляд надо доработать в этой области законодательства для разрешения споров между железными дорогами и администрации субъектов Российской Федерации по проблеме эксплуатации переездов.

Литература:

1.                  http://rusdtp.ru/)

2.                  http://avtomotospec.ru/

3.                  http://files.stroyinf.ru/Data1/9/9430/

4.                  ГОСТ Р 52605–2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», М, 2006

5.                  http://togl.ru/text/7043-uzp-protiv-chp-na-zheleznodorozhnyx-pereezdax/

6.                  http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/6/6997/index.htm

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle