Библиографическое описание:

Минчичова В. С., Барышников П. Ю. Санкции 2014: уменьшатся ли инвестиционные потоки между Россией и лидерами Европейского союза — Францией и Германией // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 304-310.

В статье рассматриваются конкретные меры, введенные в отношениях России и стран ЕС после усложнения ситуации на Украине, основные последствия введения взаимных санкций стран Европейского союза и России для ведения инвестиционной деятельности обеих сторон. Особое внимание уделяется инвестиционному сотрудничеству России и ключевых стран ЕС — Франции и Германии, перспективам его развития и текущему состоянию этих отношений.

Ключевые слова:инвестиции, Россия и ЕС, ПИИ, санкции, продовольственное эмбарго, европейский союз, локомотивы ЕС, Франция, Германия, внешнеэкономические связи России, украинский конфликт, экономика России, инвестиционный климат.

Последние события в Центральной и Восточной Европе, а именно конфликт на Украине, определили во многом торговые и экономические взаимоотношения всех стран региона Большой Европы, прежде всего экономические взаимоотношения России и стран Европейского союза.

Помимо введения запретов на финансовые операции с рядом российских компаний, банков; на въезд и финансовые операции некоторых физических лиц; а также ответные запреты на экспорт европейской продовольственной продукции и т. д. осложнились и инвестиционные отношения между Россией и странами Европейского союза.

Предметом нашего исследования являются изменения в инвестиционных отношениях между Россией и странами-лидерами Европейского союза. Также при рассмотрении перспектив развития инвестиционного сотрудничества между Россией и странами ЕС изучены возможности взаимодействия и с другими странами помимо Германии и Франции. Особенно сохранение благоприятных экономических отношений важно для стран, чьими ключевыми торговыми партнерами является Россия: по импорту — Болгария, Венгрия, Греция, Латвия, Литва, Польша, Словакия и др.; по экспорту — Латвия, Литва, Финляндия, Эстония.

Экономические санкции, введенные во взаимоотношениях между Россией и странами ЕС, влияющие на сферу иностранного инвестирования

Прежде чем приступить к анализу «европейских» санкций, стоит рассмотреть предпосылки и историю развития экономического противоречия между ЕС и Россией, начавшегося в 2014 году. Ввиду ситуации в Крыму, проведения референдума жителей, многими воспринятого как нелегитимного, и заявлений о присоединении полуострова к России, западные политики сочли, что воссоединение России и Крыма угрожает территориальной целостности Украины. Тогда, с целью повлиять на политику РФ, США и ЕС предусмотрели введение санкций, которое планировалось осуществить в три этапа.

Первые санкции были приняты 6 марта 2014 года. Тогда Европейский союз ввел относительно мягкие санкции в отношении России — приостановил переговоры об облегчении визового режима и взял паузу в подготовке к саммиту G8 в Сочи [3].

Началом перехода ко второму этапу санкций можно считать дату публикации санкционного списка (17 марта), состоявшего из 21 фамилии российских и крымских политиков и чиновников [24]. Список впоследствии был дополнен еще несколькими десятками фамилий бизнесменов, государственных служащих и деятелей культуры Российской Федерации, а также республики Крым.

Новый виток политического кризиса на Украине — сепаратистские настроения в Донецкой и Луганской областях — начавшийся в апреле 2014 года, стал причиной ввода очередного пакета санкций против России. Данный факт послужил причиной тому, что в середине апреля 2014 года началась подготовка к вводу третьего этапа санкций, которые затронули непосредственно как экономические, так и, в частности, инвестиционные отношения России и ЕС. Так, 17 апреля Европарламент принял резолюцию рекомендательного характера, в которой призвал отказаться от строительства газопровода «Южный поток» [1]. В этой связи министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев выразил опасения, что подобные решения могут негативно сказаться на энергетической сфере не только Болгарии, но и всей Европы [9]. Однако, меньше чем через месяц в санкционный список ЕС попали фамилии еще 13 человек, а также крымские компании «Черноморневтегаз» и «Феодосия»[10].

Также в рамках третьей волны санкций против РФ, принятых Евросоюзом, 18 июля 2014 года Европейский инвестиционный банк прекратил финансировать проекты в России. Как заявил президент банка Вернер Хойер, штрафные меры только в этом году затронут проекты на общую сумму в шестьсот миллионов евро. По словам Хойера, в эту сумму входят кредиты, предусмотренные в рамках программ ЕС «Партнерство по модернизации» и «Северное измерение». В следующем году речь пойдет о сумме от около семисот миллионов евро до одного миллиарда евро, уточнил глава ЕИБ [2].

30 июля, последовав примеру США, ЕС перешел к третьему этапу санкций и ввел против России секторальные ограничения, касающиеся стратегических отраслей экономики РФ. «Черный список» въезда граждан на территорию ЕС пополнился еще на 8 человек, санкции были применены в отношении Российского национального коммерческого банка, концерна ПВО «Алмаз-Антей» и авиакомпании «Добролет» (что впоследствии привело к прекращению ее деятельности) [25]. Особого внимания заслуживает ввод ограничительных мер в сферах торговли и инвестиций в отношении Крыма и Севастополя. Устанавливается запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические секторы, а также добычу нефти, газа и минералов. Запрещается поставка оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг. Под запрет поставлены не только прямые и непрямые инвестиции, но и оказание страховых услуг для любых проектов в перечисленных областях, а также посреднические услуги в осуществлении сделок с третьими (не входящими в ЕС) странами и транзит грузов для этих государств. Кроме того, запрещается оказание любых видов технического содействия этим проектам. Европейским банкам отныне запрещено выдавать кредиты и приобретать любые доли в новых проектах в этих секторах экономики Крыма и Севастополя [25].

Помимо этого, Европейский союз применил экономические санкции к пяти российским банкам: «Сбербанк», банк ВТБ, «Газпромбанк», «Внешэкономбанк» и «Россельхозбанк». Данные санкции были введены с целью ограничения доступа России к рынкам капитала ЕС. Настоящие ограничения предусматривают запрет на продажу и покупку гражданами и компаниями ЕС новых облигаций, акций и других финансовых инструментов со сроком погашения более 90 дней, выпущенных российскими государственными банками, их дочерними компаниями или компаниями, которые действуют от их имени. Также запрещены услуги, связанные с выпуском таких финансовых инструментов как, например, брокерское дело [18].

12 сентября совет ЕС утвердил введение новых санкций против России, затронувших ряд российских финансовых, нефтедобывающих и оборонных структур, а также некоторых физических лиц. В частности, ЕС запретил долговое финансирование трех топливно-энергетических компаний: «Роснефть», «Транснефть», «Газпромнефть», а также ввел ограничения на торги их облигациями, имеющими срок обращения свыше 30 дней, и на участие в выпуске таких ценных бумаг. Санкции коснулись также оборонных концернов: «Уралвагонзавод», «Оборонпром» и «Объединенная авиастроительная корпорация». Ограничения распространены на кредиты и ценные бумаги сроком обращения до 90 дней. Кроме того, в список включены оборонные предприятия «Сириус», «Станкоинструмент», «Химкомпозит», «Калашников», Тульский оружейный завод, «Технологии машиностроения», «Высокоточные комплексы», концерн ПВО «Алмаз-Антей» и НПО «Базальт». Этим компаниям запрещено поставлять европейские технологии двойного назначения.

Также ЕС ужесточил ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг вышеупомянутым российским банкам: «Сбербанку», «ВТБ», «Газпромбанку», «ВЭБ» и «Россельхозбанку». Резидентам ЕС запретили выдачу кредитов этим финансовым организациям, а также ЕС объявил о прекращении сотрудничества с Российской Федерацией в сфере услуг по разработке месторождений трудноизвлекаемой нефти [26].

Ответной реакцией России на введенные санкции ЕС стало продовольственное эмбарго, введенное указом президента России от 6 августа 2014 года. Согласно этому указу предполагается наложение запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, вводившее экономические санкции в отношении российских лиц. Под эти запреты попали мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Валовый годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США. Больше всего пострадают от запрета страны ЕС, которые поставляли на российский рынок продовольствия из санкционного списка на 6,5 миллиардов долларов США, и Норвегия (товаров на $1,2 млрд) [12].

Со стороны России также рассматривается запрет использования воздушного пространства России для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в страны Восточной Азии. Однако в результате такого запрета могут пострадать не только иностранные перевозчики пассажиров и грузов, но и Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД), а также ключевая российская авиакомпания «Аэрофлот», которая является получателем основного объема платежей, выплачиваемых иностранными авиакомпаниями за использование транссибирских воздушных трасс. По экспертным оценкам, объем выручки «Аэрофлота» от этих роялти составляет от $200 млн до $500 млн в год [12].

Инвестиционные отношения России и Германии в свете введения санкций

Как торгово-экономическое, так и инвестиционное сотрудничество между Россией и Германией традиционно относится к ключевым и определяющим областям двусторонних отношений. По состоянию на конец 2013 года по общему объему иностранных инвестиций в Россию ФРГ занимала седьмое место после таких стран как Швейцария, Кипр, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция, однако по объему ПИИ стояла на втором месте после Кипра [7] (в 2013 г. в Россию пришло 9,1 млрд. долл. немецких инвестиций [13,с.47]) Число немецких компаний, работающих в России, значительно выросло за 2013 год и на сегодняшний день составляет порядка 6200 организаций, что является самой многочисленной иностранной бизнес-общиной в России [27,с.10].

Основные санкции Германии по отношению к России были применены в сфере военного сотрудничества. Так, 19 марта 2014 года немецкий оборонный концерн «Rheinmetall» приостановил выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн евро [22]. Проект по строительству подготовительного военного центра стартовал в 2011 году и по плану должен быть реализован в 2014 году. Однако, ввиду событий в Крыму, правительство Германии посчитало дальнейшую работу над данным проектом «нецелесообразной». Это решение нанесло сильный ущерб концерну «Rheinmetall» и ОПК Германии в целом. Кроме того, ФРГ прекратила экспорт оборонной, а также военной продукции в Россию.

Помимо экономических потерь данные санкции привели к тому, что оборонный комплекс ФРГ вынужден сокращать производство, что приводит, в свою очередь, и к сокращению рабочих мест. По словам председателя правления концерна «Rheinmetall» и главы союза оборонной промышленности Германии, Армина Паппергера, «при сложившийся ситуации, при отсутствии госзаказов со стороны государства, а также запретов на торговлю с другими странами, им ничего не остается как перенести производство за границу» [20].

Европейские санкции против России помимо ОПК затронули и другие секторы немецкой экономики. Это касается товаров двойного назначения, банковского и финансового секторов, а также поставщиков оборудования для нефтегазовой отрасли.

Некоторые немецкие СМИ также отмечают, что экономика страны «во втором квартале стагнировала, и в целом в 2014 году рост будет ниже, чем прогнозировалось изначально». Кризис особенно сказался на деятельности компаний, которые осуществляли или планировали обширные прямые инвестиции. Например, «Volkswagen» и «Continental» в Калуге, «MAG» — в Омске, «Sсhaeffler Gruppe» — в Ульяновске, «Edscha» — в особой экономической зоне в Тольятти, «Bosch» — в Энгельсе в Саратовской области [15].

Доля России в германском экспорте казалось бы, невелика — всего 3,5 % [7]. Однако важно понимать всю сложность и активность российско-германского сотрудничества. В последние годы, после начала строительства Северного потока (газопровода из РФ в Северную Европу) Германия является важным распределительным центром российского газа. Компании Германии являются совладельцами проекта, а кроме того, в экономику РФ привлечено много немецких кредитных ресурсов. Поэтому позиция ключевой экономики Европы по отношению к сотрудничеству с Россией будет неизменной — продолжать при любых условиях. Этого требует немецкая экономика и крупнейшие бизнес-структуры. Так, крупнейшие компании Германии, такие как «BASF SE», «Siemens», «Volkswagen», «Adidas» и «Deutsche Bank», открыто выступают против более широких экономических санкций против России [21]. При этом политическая риторика правящих кругов может варьироваться.

Таким образом, от введённых санкций страдают как немецкая, так и российская сторона. Причём больший риск неполучения прибыли от вложенных инвестиций несет Германия, т. к. объем немецких инвестиций в России в разы превышает объем российских инвестиций в ФРГ. В свою очередь, реализация большинства инвестиционных проектов с участием немецкого капитала, запущенных до начала украинского кризиса, продолжается и идет в запланированные сроки.

Инвестиционные отношения России и Франции после введения санкций

Французско-российские экономические отношения традиционно носят взаимовыгодный масштабный характер [5,с.29]. Франция также является одним из ключевых европейских инвесторов в экономику России, находясь на 6-м месте (в 2013 г. в Россию пришло 10,3 млрд. долл. французских инвестиций [7], по данным французской стороны 11,5 млрд. евро) среди основных стран-инвесторов, в том числе опережая Германию и США. В России на сегодня работает около 1200 французских компаний, около 7 тысяч компаний Франции осуществляют внешнеторговые операции с российской стороной.

Франция является страной, которая ввела минимум экономических санкций в отношении России в связи с событиями на Украине в 2014 г. Так, официально объявлено было о приостановлении поставки в Россию первого из двух заказанных ранее вертолетоносцев класса «Мистраль» — корабля «Владивосток» [16], а также о приостановлении большей часть военного сотрудничества с Россией, в том числе обмен визитами и проведение совместных учений [23]. Позднее выяснилось, что поставки вертолетоносцев никто не отменял и не приостанавливал, сдача проектов происходит с небольшим опозданием.

Однако наложение этих санкций, а также введение ответных санкций со стороны России заметно повлияло на инвестиционные отношения двух стран.

Безусловно, от введения взаимных санкций серьезно страдает сельскохозяйственный сектор французской экономики. По данным деловой ассоциации «Франко-российский диалог» доля сельскохозяйственной продукции составляет 11 процентов французского экспорта в Россию. Снижение цен на неэкспортированную продукцию ведет к увольнению работников и росту затрат на утилизацию продукции. Таким образом, российские инвесторы совместных предприятий, в частности в области молочного скотоводства, производства молочной продукции, несут убытки от введения ответных санкций Россией.

Что касается финансового-банковского сектора, то французским банкам в России приходится иметь дело с серьезным фактором риска. Общий объем выданных ими кредитов российским клиентам достигает 36,505 миллиарда евро, 3,92 миллиарда из которых выданы российским банкам и 2,373 миллиарда приходится на государственный сектор. Французские инвестиции в банковском секторе в случае прекращения финансовых операций между странами и замораживания активов в значительном объеме «повиснут» в России. К примеру, в 2013 году работа в России принесла Société Générale, которой принадлежит 92,4 % «Росбанка», 165 миллионов евро, что представляет собой 4 % от общего объема прибыли. В России на Société Générale работают 25186 сотрудников, а во Франции — 58375 человек [19]. Наконец, Société Générale лидирует в России по синдицированным кредитам. Само собой, прибыль от французских инвестиций в российском банковском секторе в случае заморозки активов и низкой платежеспособности компаний, пострадавших от санкций, подвержена серьезному риску.

Особая ситуация сложилась в экономических отношениях с Крымом — Франция отказалась от всяких инвестиций и внешней торговли с этой частью России. Причём Франция отказалась от этих внешнеэкономических связей как часть единого Европейского союза, т. е. решение было принято централизованно для всех участников в Брюсселе.

Существовавшие ранее проблемы в области регулирования инвестиций в авиапромышленности, а также в области регулирования воздухоплавания, проблемы с введением эмбарго на поставки мяса — проблемы, признаваемые обеими сторонами и не зависящие от ситуации на Украине.

Крупнейшие многосторонний инвестиционный проект — газопровод «Южный поток» — французская сторона не планирует приостанавливать или замораживать; проблема в выяснении, соответствует ли проект третьему энергопакету, а не в решении политических вопросов взаимоотношения России и Украины [11].

Таким образом, от введения санкций страдают обе стороны — и российская, и французская. Причём французских инвестиций в российской экономике больше, чем российских — во французской, поэтому и риски неполучения прибыли и возвращения вложенных капиталов больше несёт французская сторона. Инвестиционные проекты, запущенные до усложнения ситуации на Украине, как и большинство проектов с другими странами, не отменено и не приостановлено.

Частично инвестиции крупных французских компаний (официальная статистика за 2014 г. будет доступна лишь через полгода) были немного отсрочены во времени, потому что крупные компании ждут и оценивают, как экономика России будет себя вести в течение ближайшего полугода. И это поведение связано с тем, что российская экономика стала более рискованной в связи с неопределенностью ситуации о будущем уже введенных экономических санкций.

Перспективы участия иностранного европейского капитала в экономике России с учётом ввода взаимных санкций

Ряд экономистов и политиков придерживается мнения, что конфликт на Украине носит сугубо региональный характер и является следствием распада СССР, и «делать его» международным, вводя взаимные санкции нецелесообразно, а негативно, прежде всего для экономики ЕС — стратегически важного как для стран ЕС, так и для России экономического партнера (к примеру, Жак Мияр, мэр города Мезон-Лаффит; Жан-Пьер Шевенман, специальный представитель правительства Франции по развитию связей; Тьерри Мариани, сопредседатель деловой ассоциации «Франко-российский диалог»). В связи с этим в прессе регулярно появляются сообщения о публичных заявлениях политиков, ратующих за снятие санкций с России, российских физических и юридических лиц.

Что же касается российской инвестиционной сферы, то очевидно недополучение средств, прежде всего кредитных, рядом крупнейших компаний, в отношении которых санкции были применены. Так, в июле США запретили американским компаниям предоставлять средне- и долгосрочные долларовые кредиты «Роснефти». ЕС дважды ограничивал время погашения кредитов для «Роснефть», «Новатэк», «Газпром» и др. И теперь всё, на что может рассчитывать российская компания на западном финансовом рынке, — это займы сроком не более месяца [6]. Перераспределением операционной прибыли вопрос недоинвестирования можно было бы решить, однако пришлось бы заморозить ряд проектов в Арктике, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, что, в свою очередь, привело бы и к недовыплатам налогов в бюджет.

Решение вопроса недоинвестирования крупнейших компаний сырьевого сектора руководители компании видят в получении кредитов, выкупе облигаций компании государством за счёт средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Он был с момента создания в 2008 г. заморожен, однако в сентябре 2014 г. министр финансов РФ, А. Г. Силуанов, заявил, что 60 % средств фонда правительство может разморозить. Кстати, частично средства из ФНБ уже выделялись на поддержку пострадавших от санкций крупнейших российских банков — на докапитализацию ВТБ, Россельхозбанка, ВЭБ.

Инвестиционные планы иностранных инвесторов в России не претерпевают особенных изменений в разрезе регионального инвестирования, особенно в сфере негосударственных проектов. В региональных проектах иностранные вкладчики не отказываются участвовать: к примеру, АНО «Стратегическое партнерство «Северо-Запад» подписала соглашение о присоединении к проекту ООО «Сименс», в проектах по развития региона уже участвует капитал из Японии, Германии, Финляндии; по словам губернатора Тверской области Андрея Шевелева ни одного проекта с иностранным участием в регионе не остановлено на момент начала октября 2014 г.; по сообщениям Министерства стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края форум «Сочи-2014» дал понять, что иностранные инвесторы не готовы уходить из проектов региона, в том числе из проектов спортивных комплексов и сооружений.

Представители европейского бизнеса в официальных опросах и заявлениях их объединений говорят о том, что продолжают рассматривать Россию как важного стратегического партнера для стран Евросоюза, а также требуют от властей обеих сторон защиты иностранных инвесторов, отмены экономических санкций, т. к. не планируют прекращать инвестиционные связи (к примеру, согласно пресс-релизам Ассоциации европейского бизнеса, объединяющей более 600 компаний из России, Украины, стран ЕС; Финской торгово-промышленной палаты). Россия продолжает рассматриваться как важнейший долгосрочный партнер.

Таким образом, инвестиционный климат России существенно не ухудшился за исключением инвестиционного климата отдельного региона — Крыма и города федерального значения Севастополя. Однако риски для инвесторов в России, как и для российских инвесторов в европейские экономики, выросли существенно в первую очередь за счёт неопределенности политического вектора в краткосрочной перспективе.

Европейские инвесторы высказывают опасения по поводу «замещения» их инвестиций китайскими. Однако каких-либо специальных нормативно-правовых актов, дающих «зеленый свет» китайским инвестициям в российские проекты, издано не было. Также российский рынок обладает огромным потенциалом для любых инвесторов — как иностранных, так и российских. Нельзя не учитывать и следующие факты: значительная часть иностранных инвестиций в РФ — это реинвестированные российские капиталы, а также многие крупнейшие инфраструктурные проекты финансируются в том числе и за счет средств федерального и региональных бюджетов РФ.

Важнейшие выводы

Таким образом, исходя из проведенного исследования, авторы делают следующие выводы относительно перспектив инвестиционного сотрудничества России и стран Европейского союза:

-          Инвестиционные проекты европейских инвесторов в России, особенно на региональном уровне, в основной массе не приостанавливаются, снижение инвестиционной активности заметно в области новых проектов — европейские инвесторы выбирают стратегию выжидания;

-          Заметное сокращение инвестиционной активности европейских контрагентов заметно в сырьевой отрасли, где большинство компаний находится во владении государства;

-          Совместные инвестиционные проекты России и Германии и Франции в области военной промышленности приостановлены или функционируют с задержкой сроков в связи с наибольшей волатильностью политических решений по данным вопросам;

-          Недофинансирование проектов сырьевых отраслей планируется нивелировать за счёт средств Фонда национального благосостояния, размороженных Правительством РФ;

-          Замещения средств иностранных инвесторов, происходящих из стран ЕС, средствами китайского происхождения на момент написания статьи не происходит, законодательство не дало «зелёный свет» и не создало условия для преференциальных стран происхождения капитала.

Литература:

1.         Европарламент предложил усилить санкции против России — Лента. ру, 17 апреля 2014 г. URL: http://lenta.ru/news/2014/04/17/sanction/

2.         Европейский инвестиционный банк прекратил финансирование проектов в РФ — Комментарии, 18 июля 2014 г. URL: http://comments.ua/world/478603-evropeyskiy-investitsionniy-bank.html

3.         ЕС приостановил визовые переговоры с Россией и пригрозил санкциями — VESTI.RU, 6 марта 2014 г. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1352540

4.         Мера за меру. — Российская газета, 12.08.2014.

5.         Минчичова В. С., Барышников П. Ю. Эволюция и перспективы привлечения инвестиций ведущих европейских держав в российскую экономику. // Финансы. Деньги. Инвестиции. — М.: ООО «Фининформсервис НИКА», 2014. — № 1 (49). С. 29–38.

6.         Ответ на санкции. Где «длинные деньги» на поддержку российских компаний? — Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38, 17.09.2014.

7.         Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, URL: www.gks.ru

8.         Официальный сайт франко-российской торгово-промышленной палаты. URL: http://www.ccifr.ru/ru/

9.         Официальный сайт проекта «Южный поток», URL: http://www.south-stream.info/press/opinions/newscat/96/

10.     Под санкции ЕС попала прокурор Крыма и самопровозглашенный мэр Славянска — LB.UA, 12 мая 2014 г. URL: http://lb.ua/news/2014/05/12/266210_pod_sanktsii_es_popala_prokuror_krima.html

11.     Посол Франции в России: в ЕС час экономических санкции против России пока не настал — интервью «Интерфаксу» посла Франции в России Жан-Морис Риппера, 5 июля 2014. URL: http://www.interfax.ru/384004

12.     Россия запретила импорт продовольствия на $9 млрд в ответ на санкции — ИТАР ТАСС, 7 августа 2014 г. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/1367515

13.     Россия 2014. Статистический ежегодник // Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат), 2014.

14.     Санкции против России — самоубийство для Франции и Европы. Интервью Жака Мияра — Russia Today, август 2014.

15.     Санкционируй это — Лента. ру, 8 августа 2014 г. URL: http://lenta.ru/articles/2014/08/08/press/

16.     Франция выступила за снятие санкций с России. — М.: «Аргументы и Факты», сентябрь 2014. URL: http://www.aif.ru/money/economy/1340603

17.     Франция отказалась поставлять России первый «Мистраль» — Лента. Ру, 3 сентября 2014. URL: http://lenta.ru/comments/news/2014/09/03/mistral/

18.     Council of the European Union Adoption of agreed restrictive measures in view of Russia's role in Eastern Ukraine PRESS RELEASE ST 12318/14 PRESSE 437 Brussels, 31 July 2014

19.     Dor E. Ce que les sanctions économiques infligées à la Russie vont vraiment coûter aux entreprises françaises. — www.atlantico.fr URL: http://www.atlantico.fr/decryptage/que-sanctions-economiques-infligees-russie-vont-vraiment-couter-aux-entreprises-francaises-eric-dor-1026018.html

20.     German arms industry threatens to shift production — Deutsche Welle, 20 September 2014. URL: http://www.dw.de/german-arms-industry-threatens-to-shift-production/a-17936688

21.     German Businesses Urge Halt on Sanctions Against Russia — The Wall Street Journal, 1 May 2014.URL:http://online.wsj.com/news/articles/SB10001424052702303948104579535983960826054?mg=reno64-wsj&url=http %3A %2F %2Fonline.wsj.com %2Farticle %2FSB10001424052702303948104579535983960826054.html

22.     Germany suspends Rheinmetall military contract with Russia — Deutsche Welle, 19 March 2014. URL: http://www.dw.de/germany-suspends-rheinmetall-military-contract-with-russia/a-17508373

23.     La France annonce la suspension de sa coopération militaire avec la Russie. — Le Figaro, 21.03.2014. URL: http://www.lefigaro.fr/flash-actu/2014/03/21/97001–20..

24.     Official Journal of the European Union DECISIONS COUNCIL DECISION 2014/145/CFSP of 17 March 2014concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independenceof Ukraine

25.     Official Journal of the European Union COUNCIL IMPLEMENTING REGULATION (EU) No 826/2014 of 30 July 2014 implementing Regulation (EU) No 269/2014 concerning restrictive measures in respect of actions undermining or threatening the territorial integrity, sovereignty and independence of Ukraine

26.     Official Journal of the European Union. L 271/3 COUNCIL REGULATION (EU) No 960/2014 of 8 September 2014. 12 September 2014

27.     Russland 2013 Licht & Schatten. Jahresbericht der Deutsch-Russischen Auslandshandelskammer (AHK) // Deutsch-Russische Auslandshandelskammer. 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle