Библиографическое описание:

Дамдын О. С. История формирования тувинской интеллигенции // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 419-420.

Роль интеллигенции в преобразовании настоящего и выбора будущего развития народа трудно переоценить, так как мысль интеллигенции изменяет способ восприятия действительности большинством и, следовательно, саму действительность. Следует отметить, что от жизненной позиции и активности национальной интеллигенции зависит духовно-нравственное состояние общества, его культурный уровень, темпы роста экономики и т. п. [1].

Под интеллигенцией понимается: группа лиц, обладающих высокими духовно нравственными качествами; группа лиц профессионально занятых квалифицированным умственным трудом; социально-культурный слой людей, занимающихся сложным интеллектуальным трудом и обладающих высокими личностными качествами.

Учитывая то, что мы будем рассматривать формирование тувинской интеллигенции наше толкование понятия интеллигенции будет следующим: Интеллигенция — это группа лиц, занятых умственным трудом различной квалификации, выполняющих в общественном разделении труда специальные функции обучения, управления и обслуживания (учителя, врачи, писатели, государственные служащие, управленцы, военные, студенчество и духовенство), которые представляют определенный слой общества.

Начало формирования интеллигенции принято связывать с образованием Тувинской Народной Республики (ТНР) в 1921 г. Советским правительством достижения тувинцев в культуре дореволюционного периода игнорировались, а сам период окрашивали черными красками говоря о «жалкой кучке» образованных феодалов, лам и чиновников, но роль духовной интеллигенции (буддистской сангхи — общины) была велика: так, к началу XX века она насчитывала около 4000 человек (2 % от общей численности населения), имела полную монополию в области образования (вплоть до 1921 года), в нее входила наиболее грамотная часть населения, а монастырские школы служили центрами культуры и торговли.

Духовная интеллигенция существовала в Туве еще задолго до провозглашения ТНР. Это была исторически сложившаяся социальная общность, которая в своем развитии опиралась на богатое наследие поколения своих предшественников, на преемственность опыта и традиций. Мы не должны забывать об огромном влиянии, которое оказал буддизм на развитие тувинского общества. Пришедший в Туву в XIII веке из Тибета и Монголии буддизм окончательно утвердился в XVIII — XIX веках. Принятие его было цивилизованным выбором, который изменил духовную жизнь тувинцев.

Таким образом, предпосылками формирования интеллигенции является именно утверждение буддизма на территории Тувы, так как буддистская сангха занималась не только вопросами веры, но и интеллектуальным трудом являлась духовной элитой общества и выполняла специфические функции обучения, управления и обслуживания.

Представители знати и духовенства были самой образованной частью общества, поэтому в первые годы становления ТНР именно на них были возложены управленческие функции. В государственные органы привлекалась самая просвещенная часть тувинского общества — буддистская сангха, получившее духовное образование в монастырях Монголии и Тибета, которое включало также тибетский и монгольский языки, буддистскую медицину и астрономию, историю и географию. Именно они возглавили национально-освободительное движение и находились в руководстве страны, именно под их руководством осуществлялись мероприятия по социальному и экономическому и культурному развитию ТНР.

Во времена Советского Союза старательно замалчивался и тот факт, что состав трех первых правительств республики был из людей, которые в свое время получили буддистское образование, так как политические взгляды того времени считали религию, в том числе буддизм, реакционной и направленной на угнетение народа. Именно поэтому Советским Правительством утверждалось, что в Туве до 1921 года отсутствовала интеллигенция занятая просветительским и образовательным трудом.

Считается, что основным условием формирования в Туве новой интеллигенции стало создание тувинской письменности, в связи с чем, получила развитие система школьного образования. Следует отметить, что до 1930 года тувинцы пользовались литературным монгольским языком, письменность которого основывалась на традиционном старомонгольском письме. В 1930 году советским ученым и культурным деятелем А. А. Пальбахом была разработана тувинская письменность. В этом же году при малом Хурале ТНР был создан Ученый комитет, который занимался распространением первой письменности, созданием первых учебников и учебных пособий, сбору архивных материалов и экспонатов для краеведческого музея, а также по налаживанию контактов с научными учреждениями и развертыванию научно-исследовательской работы в Туве.

Несмотря на возникновение новой интеллигенции в Туве число именно научно-педагогической интеллигенции было невелико. Становление тувинской интеллигенции происходило 3-мя основными путями по советскому образцу:

1.                  путем привлечения представителей старой интеллигенции новой властью;

2.                  путем использования представителей аратства и выполнения функций умственного труда (выдвиженчество);

3.                  путем подготовки специалистов в образовательных учреждениях ТНР и СССР [1, с. 121].

Таким образом, по мере пребывания русских переселенцев и возвращении молодых тувинских специалистов после получения образования в Институтах СССР происходил процесс модернизации, который способствовал проникновению элементов капитализма, новым видам деятельности, привнесенной культуры и европейской системы образования и становления новой интеллигенции.

Литература:

  1. Харунов Р. Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921–1944 гг). — Абакан: Издательство ООО «Журналист», 2009. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle