Библиографическое описание:

Соколова Л. М. Космогонические мотивы в узбекской народной сказке «Тахир и Зухра» // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 428-434.

Напомним вкратце содержание сказки. Шах и визирь не имели детей. В горе они отправились в странствие. В один из дней подошли к ограде прекрасного сада. Там они встретили старика и рассказали о своей беде. Старик дал шаху и визирю по яблоку и пообещал, что у одного из них родится мальчик, у другого девочка, которые должны будут пожениться, когда вырастут. У визиря родился мальчик Тахир. В день его рождения визирь погиб. У шаха родилась девочка Зухра. В гневе шах приказал убить дочь, но на женской половине дома ей сохранили жизнь.

Когда дети выросли, они полюбили друг друга. Узнав об этом, шах пришёл в ярость. Он приказал сделать сундук, в который закрыли Тахира и бросили в реку. Сундук приплыл в Рум. Две дочери румского царя заметили сундук в реке и попытались его поймать своими косами. Старшая дочь закинула косы в реку, но сундук зацепить не смогла, младшая дочь шаха закинула свои длинные косы, зацепила сундук и притянула его к берегу.

Румский шах женил Тахира на младшей дочери, но Тахир всё грустил о Зухре. Наконец Зухра, уже выданная замуж за Кара-батыра, подала через караванщика весточку о себе. Тахир вернулся с караванщиком в родной город, встретился с Зухрой. Узнав о встрече влюблённых, в ярости шах решает рассечь Тахира надвое, а куски тела повесить на воротах города.

Тахира казнили, Зухра пронзила себя кинжалом. Их похоронили рядом. Но Кара-батыр тоже убил себя, и его похоронили между Тахиром и Зухрой [13, с. 105–114].

Определяющими в повествовании являются следующие мотивы: бездетность визира и шаха; странствие и цветущий сад; благородный старец; необычное рождение Тахира и Зухры посредством яблока; гибель визиря и шахское повеление убить Зухру; казнь Тахира в реке; поимка сундука с Тахиром косами румских царевен; возвращение Тахира; казнь-рассечение Тахира.

На первый взгляд традиционный сюжет восточной сказки «Тахир и Зухра», содержит обычную фабулу разлуки и гибели влюблённых. На наш взгляд, повествование заключает древнейшие мифологические, исторические и космогонические реалии, уходящие корнями в культуру и науку Шумера и Древнего Египта.

Известно, что бездетность считалась на Востоке огромным несчастьем, вызванным проклятьем или согрешением. В надежде очиститься, прервать череду несчастий, шах и визирь отправляются в странствие, и достигают прекрасного сада без входа. В саду их встречает благородный старец, узнаёт об их беде и даёт чудесное яблоко.

Попробуем расшифровать этот эпизод. Для ближневосточных, добавим, и среднеазиатских климатических условий сад — всегда более или менее оазис, орошаемый проточной водой [1, с. 58].

Проточная вода воспринималась как признак благодати. Сад резко отличался от бесплодных земель вокруг, представляя собой как бы миниатюрный мир со своим особым воздухом.

В Древнем Шумере было следующее сказание: «В стране Дильмун, «чистой», «непорочной», «светлой», «стране живых», не знающих ни болезни, ни смерти, не было пресной воды, столь необходимой для жизни растений и животных». Поэтому бог Энки, великий шумерский бог воды, «…приказал богу солнца Уту доставить в Дильмун воду с земли. Когда это было исполнено, Дильмун превратился в божественный сад, где зелёные поля перемежались с цветущими лугами» [7, с. 150].

Можно сделать вывод, что сад в сказке «Тахир и Зухра» воплощает рай, тем более, что согласно первоначальным шумерским представлениям о нём, рай предназначался не людям, а богам. Поэтому шах и визирь не смогли сразу найти входа.

Есть ряд указаний на то, что библейский рай располагался на восток от Палестины, откуда берут начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат [7, с. 151]. В таком случае странники — шах и визирь — шли на запад, так как вся территория Мавераннахра находится на запад от Армении, стране истоков двух рек.

Обратимся к образу старца. Зелёные луга, проточная вода приводят нас к Хазрати Хизру. В Средней Азии в облике благочестивого старца, одаряющего изобилием и счастьем тех, кто воочию увидит его, представлялся Хадир — Хазрати Хизр. Имя Хадир, буквально «зелёный», указывает на его связь с растительным миром и с морской стихией. Мусульмане считают Хизра покровителем путешествующих по морю. В Индии он почитается как дух речных вод и колодцев [9, с. 576]. В свою очередь Хазрати Хизр отождествлялся со Святым Георгием и Илйясом, Святым Илией — носителем плодородия. Св. Георгий также выступает как олицетворение животворящей весны.

Благородный старец даёт странникам яблоки, которые должны подарить им детей. На языке символов яблоко признаётся чудеснейшим из фруктов, ибо в нем удивительным образом сконцентрировались самые замечательные символические значения. В древних культурах яблоко рассматривалось как символ весны, расцвета и плодородия. В Древней Элладе, например, яблоко считалось символом любви и посвящалось богине красоты Афродите [15].

Шах и визирь возвратились домой и стали ожидать рождения детей. У визиря родился мальчик, в тот же день отец погибает. У шаха родилась девочка. Разгневанный шах бросает вестнику платок, велит убить девчонку, намочить платок в крови дочери и принести ему. Мотив инфантицида — убийства неугодных детей, как мы увидим ниже — частый сюжет древних сказаний и отражает действительное отношение к детям, особенно к девочкам, в древности. Однако в мифологии и литературе, разумеется, разрабатываются сюжеты не о судьбе погибших младенцев, а о тех, кто был чудесным образом спасён.

В рассматриваемой сказке слуга не исполнил приказа повелителя. Зухру спасли, спрятав на женской половине дома, где она благополучно пребывала. Об этом знали все жёны, слуги и рабыни. О том, что дочь шаха жива, знал и новый визирь шаха. Не ведал о дочери лишь сам могучий повелитель, пожалевший через несколько лет о своём жестоком решении. Когда оказалось, что Зухра жива, шах обрадовался и пировал сорок дней.

Рассмотрим образы Зухры и Тахира. Зухра в астрономии — Венера. По-арабски Зухра — «блеск», «красота» по-узбекски — «утренняя заря». Одним из самых древних известных упоминаний о богине, воплощающей планету Венеру, является цикл шумерских мифов об Инанне.

Инанна, Иннин, Нинанна — «владычица небес» — в шумерской мифологии богиня плодородия, любви и распри, под именем Нинсианы почиталась также как астральное божество — звезда утреннего восхода — планета Венера. Среди её мужей упоминается бог воин Забаба, и бог-пастух Думузи.

В одном из мифов повествуется о нисхождении богини в подземный мир.

Инанна покинула землю, покинула небо,

…в нутро земное она уходит,

На её голове венец Эдена, «Шугур»,

На её челе налобная лента «прелесть чела»,

Ожерелье лазурное обнимает шею.

Двойная подвеска украшает грудь,

Золотые запястья обвивают руки [7, с. 163].

Но все драгоценности богиня должна была оставить перед воротами подземного мира как плату за вход. Сестра Инанны, богиня подземного мира, страшная Эрешкигаль, на время умертвляет богиню любви. Чтобы спастись, Инанна вместо себя отправляет Думузи в подземный мир, повелев демонам разорвать его на части [5, с. 120].

Не напоминает ли недолгая смерть Инанны мнимое убийство Зухры по приказу отца и её спасение на женской половине дома?

Образ Инанны лег в основу финикийской Астарты, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исиды, древнегреческой Афродиты, иранской Ардвисуры Анахиты. Чтобы определить общие для этих богинь черты, остановимся на некоторых аксессуарах, в частности на драгоценностях, которые выполняли в древности, и выполняют в современности роль оберега. О драгоценностях Инанны речь уже шла.

Древнегреческую Афродиту «…горы в золотых диадемах увенчивают золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами» [5, с. 48]. Кстати, Геродот сообщает о почитании Афродиты в Персии, у арабов и даже скифов [5, с. 37]. То есть народы Средней Азии ещё в древности знали Афродиту.

У кочевых иранцев, обитавших у берегов Сырдарьи, культ Венеры сложился как культ Ардвисуры Анахиты. В Авесте Ардвисура Анахита описывается как прекрасная дева, тоскующая по богатырю, который         будет славить её. «Всегда можно увидеть её в образе девушки прекрасной, сильной, стройной, высоко подпоясанной, прямой, знатного рода, благородного» [5, с. 37]. Согласно авестийской мифологии, богиня эта предстаёт как богиня священных вод; место её жительства находится среди звёзд, «…она носит венец из чеканного золота, украшенный звёздами, серьги и золотое ожерелье» [2, с. 57].

В Древнем Египте Венеру воплощала богиня Исида, Исет сестра и жена Осириса. Исет — «трон», «место». Судя по античной традиции, Исида была владычицей не только речных, но и морских вод и покровительницей моряков. Сохранились изображения Исиды с лодкой на руках [5, с. 123]. У египтян существовало преставление, что разлив Нила — это слёзы Исиды, тоскующей по супругу [5, с. 123]. Однако, на наш взгляд, к толкованию следует присоединить и другие значения. Так, Исад, Исада, Исады, Исадь — от севера России до Ялты имеет значение рынок, база, торговая пристань, место на берегу реки, где можно пришвартоваться судну, торговое или транспортное селение, заливной луг, песчаный остров, излучина реки, удобный спуск к реке, остров служивший местом высадки и местом боя, пристань, прибрежный посёлок. Производят из-сад, ис-сад [10, с. 235].

Вышеназванные значения полнее отображают функции богини как владычицы морских и речных вод. Назревает вопрос, как имя египетской богини стало известно в России, за тысячи километров от места почитания и что здесь первично — топоним или имя собственное?

Теперь можно говорить о сравнении героини сказки Зухры и богинь, олицетворяющих Венеру. Все названные богини — дочери верховных богов. Зухра — дочь шаха. Все богини имеют отношение к воде, к реке. Зухра теряет возлюбленного, унесённого рекой. Как Исида, Зухра имеет отношение к сундуку-саркофагу: Зухра просит мастеров сделать сундук для Тахира как можно удобнее, просверлить отверстия, чтобы казнимый не задохнулся. Зухра, даже будучи замужем, не может забыть любимого, воплощая образ непреходящей, вечной любви. Таким образом, подтверждается соответствие образа Зухры с развившимся в различных цивилизациях образом Инанны.

Чтобы раскрыть информацию, заключённую в имени и образе главного героя — Тахира, обратимся к шумерскому мифу о Нергале. Сестра Иштар, богиня царства мёртвых Эрешкигаль за непослушание низвела бога войны и чумы Нергала в подземное царство. В первый раз Нергал сумел бежать от нежеланной Эрешкигаль, но она настояла на том, чтобы Нергал вернулся к ней и навеки остался в царстве усопших. Верховный бог Ан поддержал требование страшной богини. Бог под именем своего «двойника» Эрре был вынужден остаться в царстве мёртвых, но в ипостаси Нергала вернулся к небесным функциям. Вспомним Инанну, которая оставила для Эрешкигаль своего заместителя Думузи. Существует аналогичный сюжет: финикийская Астарта преследовала своей любовью Эшмуна, который, погибнув, воскрес, благодаря дарующему жизнь теплу богини [5, с. 41].

Юридические законы древнего Шумера имеют непосредственное отношение к дальнейшему развитию многих «водных» мифологических сюжетов. В своде законов Шульги, на сегодняшний день древнейшем из известных, устанавливается испытание водой, которое имеет место также в законах Хаммурапи, кодифицированных на 300 лет позже законов Шульги. В законах Хаммурапи говорится: «Если продавщица вина взамен хлеба получает серебро или же обсчитывает потребителя, то она подлежит наказанию: её следует бросить в воду…» [8, с. 58].

Испытание водой практиковалась и в судебной практике: считалось, что утонувший говорил правду, а спасшийся отвергнут богами, и должен быть казнён. Такой метод установления истины практиковался в Европе ещё в средние века.

Приведём несколько примеров, аналогичных казни Тахира в реке.

1.      А. С. Пушкин. Россия, 1831 год

…Прочитали вслух указ,

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили,

И пустили в Окиян –

Так велел-де царь Салтан [12, с. 586].

2.      Древняя Греция, VII — VI век до нашей эры.

Дельфийский оракул предсказал Алею, что его сыновья погибнут от руки внука, рождённого Авгой. Поэтому Алей обрёк дочь на безбрачие, сделав её жрицей Афины. Прибывший в Алею Геракл стал отцом ребёнка Авги, которая спрятала малыша в храме. Разгневанная богиня наслала на страну чуму. Пытаясь узнать причину бедствия, Алей зашел в храм и там нашёл младенца. Царь приказал своему другу Навплию заключить мать и ребёнка в ящик и бросить в море. Ящик прибило к берегу Миссии, царь которой Тевфрант женился на Авге и усыновил ребёнка [9, с. 498].

3.      Древний Рим, около 750 г. до н. э.

У весталки Реи Сильвии родилось два мальчика-близнеца. Их отцом был Марс. Разгневанный и испуганный Амулий осудил Рею-Сильвию на смерть, а близнецов приказал бросить в Тибр. Раб, который нёс детей в корзине, оставил её на берегу и ушёл…корзина зацепилась за ветви дикой смоковницы. Близнецы стали кричать. Этот крик услышала волчица. Она накормила детей своим молоком. Затем детей подобрал царский пастух и воспитал их. Они были названы Ромулом и Ремом. Отцом детей был Марс [3, с. 5].

4.      Аргосский царь Акрисий, узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, заключил дочь в подземный медный терем и стерёг её. Однако Зевс проник к терем золотым дождём, и Даная родила сына Персея. По приказу отца Даная с сыном в заколоченном ящике были брошены в море [9, с. 267].

5.      До середины периода Древнего царства, Египет.

Осирис — грецизированная форма египетского имени Усир (w'sir-выделено автором), в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. После победоносного возвращения из похода в Азию (выделено автором) Озирис устроил пир. Злой дух пустыни, младший брат Озириса — Сет желавший править вместо него, явился на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик, очевидно саркофаг, и заявил, что он будет подарен тому, кому придётся впору. Озирис лёг на дно ящика, заговорщики захлопнули крышку, залили свинцом и бросили ящик в воды Нила. Ящик прибило к берегу, там куст вереска охватил его своими ветвями. Его жена Исида, отыскав тело, погребла Осириса [9, с. 267].

6.      Из сказания о Саргоне. Правление Саргона-Шаррукина началось приблизительно в 2364 году до нашей эры.

Я — Шаррукин, царь могучий, царь Аккада,

Мать моя — жрица, отца я не ведал.

Град мой — Ацупирану, что лежит на берегу Евфрата.

Понесла меня мать моя жрица, родила меня в тайне.

Положила в тростниковый ящик, вход мой закрыла смолою,

Бросила в реку, что меня не затопила.

Подняла река, понесла меня к Акки, водоносу.

Акки, водонос, меня садовником сделал...

Когда садовником был я — Иштар меня полюбила [8, с. 54].

Известен библейский сюжет о пророке Моисее, оставленном в нильских камышах. Морские волны унесли и ящик со злосчастными детьми древнегреческого мифологического героя Кикна [9, с. 649].

Итак, во всех сюжетах определяются некоторые общие черты. Во-первых, матери большинства героев были посвящены богам, являлись жрицами, следовательно, их дети — сыновья бога. Во-вторых, водное путешествие оканчивается, как правило, у дерева. В-третьих, в конце пути героя встречает богиня или царь. В-четвёртых, шесть примеров имеют отношение к Азии. Ромул и Рем — потомки Энея, прибывшего на Апеннинский полуостров из разгромленной греками малоазиатской Трои. Пятое — отцом Ромула и Рема был Марс. Шестое — отрывок из сказания Саргона основан на ещё более древнем мифе о шумерской богине Инанне и дереве хулуппу.

Возможно, сюжеты подобного рода берут начало в шумерской поэме, озаглавленной Крамером «Гильгамеш и страна живых», где читаем следующие строки, с которыми Гильгамеш обращается к богу солнца Уту:

«В моём городе умирают люди, горюет сердце!

Люди уходят, сердце сжимается!

Через стену городскую свесился я,

Трупы в реке увидел я,

Разве не так уйду и я, воистину так, воистину так! [7, с. 184].

Продолжая «расследование» вспомним, что мужем древнегреческой Афродиты-Венеры являлся Гефест — самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов, а возлюбленным — бог войны Арес-Марс. О любви Ареса и Афродиты повествует ряд источников, называются дети от этого незаконного брака, в том числе — спутники Ареса Деймос — «страх» и Фобос — «ужас».

Приведём современные астрономические данные о планете Марс:

В вавилонской планетарной теории были впервые получены временные измерения планетарного движения Марса и уточнено положение планеты на ночном небе. Это были позиционные наблюдения с целью определения положений планеты по отношению к звездам.

Существование Марса как блуждающего объекта в ночном небе было письменно засвидетельствовано древнеегипетскими астрономами в 1534 году до н. э. Ими же было установлено ретроградное, попятное движение планеты и рассчитана траектория движения вместе с точкой, где планета меняет свое движение относительно Земли с прямого на попятное.

То есть в ночном небе Марс описывает петлю: сначала движется с запада на восток, потом возвращается на запад, и опять продолжает двигаться на восток. Запад в религиях древности трактовался как место ухода, смерти. Поэтому петля, по которой движется Марс в небе, также воспринималась как временная смерть и воскресение божества.

Рис. 1. [4].

На узбекском языке слово Тахир означает горечь, терпкость. Если проанализировать это имя по отдельным элементам, то выясняется, что во всех морфемах содержится смысл поворота, возвращения: тах — складывать, линия складки автором; тохой — излучина, извилина реки; ирмок — излучина, извилина реки, ручей, поток; ирваймоқ — искривляться. [10, с. 559].

Обратим внимание на завершение плавания Тахира в сундуке. Из Мавераннахра водного пути в Византию в настоящее время нет. Тем не менее, река принесла Тахира в Рум — Византию, где младшая дочь шаха выловила сундук, закинув в реку свои длинные косы. Косы старшей дочери были короче и до сундука не дотянулись. Две румские девушки-царевны напоминают Фобос и Деймос, спутники Марса, которые находятся на разных орбитах по отношению к планете. Тахир был вынужден жениться на младшей царевне, но, услышав зов Зухры, сразу же принял решение о возвращении в родной город, т. е. пустился в обратный, попятный путь.

Рис. 2. [4].

Итак, можно сделать вывод, что в образе Тахира воплощается, возможно, планета Марс.

Рассмотрим подробнее связь образа Тахира с Осирисом. Следует обратить внимание на написание слова Осирис: (w'sir). Если мы вставим недостающий гласный звук, получим вазир, везир, визир. Но ведь отцом Тахира был именно визирь.

В мифологии Осирис выполняет роль культурного героя: «царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки — ячмень и полбу, сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ» [9, с. 267].

На изображениях сквозь гроб Осириса прорастает дерево или из Осириса-мумии вырастают стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нём фигурой Осириса, сделанное из земли, почвы, которая засевалась зёрнами полбы или ячменя. Подразумевалась, что при прорастании зерна, посеянного на ткань в форме фигуры Осириса, оживёт умерший [9, с. 267].

Проросшие на увлажненной ткани семена зерновых хорошо знакомы жителям Узбекистана — это главная составляющая часть сумаляка, ритуального весеннего кушанья, олицетворяющего, таким образом, вечное воскресение природы и человека.

В Древней Греции существовал обряд приготовлении и раздачи священной каши, квалифицируемой как «всезерние» [9, с. 396]. Следовательно, приготовление сумаляка имеет древние ритуальные корни, известные уже в Древнем Египте и Древней Греции.

Вернёмся к событиям, последовавшим за возвращением Тахира из Рума. Ранним утром он встретился с Зухрой, которая была уже замужем за Кара-батыром. Их выследили. Тахира казнили — рассекли на две части и повесили на воротах города. В этом эпизоде тоже видны отголоски судьбы Осириса, так как по одной из версий мифа, Сет не заключил Осириса в ящик, а разрубил его тело на 14 частей и разбросал его тело по всему Египту; Исида собрав их воедино, погребла.

Рассечение тела не всегда рассматривалось как казнь. В более ранних религиях оно интерпретировалось как жертвоприношение. В древности могущественные лица государств или народов в случае опасности жертвовали богам в качестве искупления любимых детей. Особенно известны жертвы детей, главным образом первенцев, мальчиков, но часто и девочек, притом в основном из аристократических семей [14, с. 179,180]. Отметим, что Тахир был из знатной семьи, и принесение его в жертву как бы придавало ей вес. Жертвы были разного назначения. Так, убийство Ромулом Рема — строительная жертва, прохождение войска между рассечённым телом — военная.

Ритуал прохождения войска между частями рассеченного человеческого тела описан у соседей вавилонян — хеттов, создавших свою державу в Малой Азии в семнадцатом веке до н. э. Обычай этот применялся, если войско потерпело поражение; жертвой, видимо, служил военнопленный. Из ветвей боярышника хетты сооружали символические ворота. Козла, щенка и поросенка разрубали пополам и клали по обе стороны ворот. Этой же участи подвергался и пленник. Потом с двух сторон разжигали костры, и войско проходило под воротами. Пройдя между рассеченными трупами, воины направлялись к реке и брызгали друг на друга водой. Обряд, по-видимому, носил очистительный характер.

Такой же обряд совершил Ксеркс. Разгневавшись на Пифия, который ранее оказал ему услугу, царь повелел палачам отыскать его старшего сына и разрубить пополам, а затем одну половину тела положить по правую сторону пути, а другую по левую, где должно было проходить войско. Палачи выполнили царское повеление, и войско прошло между половинами тела.

Принесение Тахира в жертву носит характер охранительный. Считалось, что стены города находятся под охраной божества, а ворота, где ходят все желающие, остаются без мистической защиты. Поэтому Тахир закончил свой путь на городских воротах.

Подобным образом и перед Походом Семерых против Фив знаменитый предсказатель Тиресий предупредил фиванцев, что они победят, если Менекей, сын знатного фиванца Креонта, принесет себя в жертву Аресу. Аполлодор пишет: «Услышав это предсказание, сын Креонта Менекей заколол себя перед городскими воротами» [11].

Осталось рассмотреть образ Кара-Батыра. Как уже упоминалось, законным мужем Афродиты был Гефест — в греческой мифологии бог огня и кузнечного дела. Его дважды сбрасывали с Олимпа на землю. Божество негреческого происхождения, Гефест — некая космическая сила: он охраняет дома, города, но он же луна и все светила, сияющий, всё пожирающий демон [9, с. 299].

В шумерской и аккадской мифологии существовало божество, известное с 26 в. до н. э., близкое Гефесту по функции — Гибил, Гирра, Гирру — бог огня. Вспомним узбекское слово огонь — ўт, ҳарорат, шарора, чироқ, гир — вихрь, смерч. Гибил — носитель света и очищения, в то же время причина гибели и разрушения [9, с. 301].

На землях Бактрии, Тохаристана в период Великих Кушан фигурирует божество Атеш (ўт — выделено автором) — бородатый муж с языками пламени, с венцом и молотом в руке, переиначенный образ Гефеста, греческого бога, связанного с огнём [6, с. 27]. Если пофантазировать и прочитать имя Гефест в первоначальной транскрипции (Ήφαιστος — хафаистос), а затем перевести с узбекского слово «хафа», получится «обида». Кара-Батыр «обиженный»; он не удостоился любви супруги, подобно Гефесту.

На могиле Тахира выросла красная роза, у Зухры — белая. В Древнем Египте роза была священным цветком Исиды. В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой богини любви Афродиты-Венеры. Расцениваясь как знак вечной любви, роза помещалась в изголовье умерших, выращивалась на могилах. Если красная роза означает милость, духовность, очищение и освобождение от грехов, мученичество, то белая — чистоту, добродетель, девственность и любовь к Богу.

Остаётся добавить данные современной астрономии: Марс в результате космической, тектонической или техногенной катастрофы имеет на поверхности протяжённый каньон, который земляне назвали Маринер. Эта трещина делит планету почти пополам. Знали ли древние о шраме на Марсе, и возможно ли соотнести «шрам на теле» Марса со страшной казнью Тахира?

Рис. 3. [4].

Мы приходим к следующим выводам:

-          Узбекская народная сказка «Тахир и Зухра» имеет несколько «стратификационных слоёв».

-          Сказка представляет собой произведение фольклора о гибели влюбленных.

-          Произведение несёт информацию об обычаях Шумера, Древнего Египта, хеттов, Древней Греции, Мавераннахра.

-          Произведение содержит астрономические сведения, которыми, по современным представлениям, древние не могли обладать, в частности, о наличии у Марса двух спутников, о гигантском каньоне на Марсе.

-          Сказка содержит богатейшие данные о символике разных народов древности.

-          Сказка основывается на точном знании теогонии народов древности.

-           «Тахир и Зухра» — представляет собой уникальную космогоническую и теогоническую легенду.

Литература:

1.         Библия. — Кишинёв, 1992. — С. 58.

2.         Джаббаров И., Дресвянская Г. Духи, святые, боги Средней Азии. — Т., 1983. — С. 57.

3.         Древний Рим. Под ред. Утченко С. Л. — М., 1950. — С. 5.

4.         Ермолович Витайлий. Марс. Слайд-фильм по астрономии для 7–11 классов // allbest.ru

5.         Женщина в мифах и легендах. — Т., 1992. — С. 120.

6.         Краеведение Сурхандарьи. — Т., 1989. — С. 27.

7.         Крамер Н. Сэмюэл. История начинается в Шумере. — М.: Наука, 1991. — С. 151.

8.         Матвеев К. П., Сазонов А. А. Земля Древнего Двуречья: История, мифы, легенды, находки и открытия. — М.: Молодая гвардия, 1986. — С. 54.

9.         Мифы народов мира. — Том I, II. — М., 1988. — С. 299.

10.     Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. — М.: Мысль, 1984. — С. 559.

11.     Олег Ивик. История человеческих жертвоприношений // http://coollib.net/b/153749/read

12.     Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане.- Том. I. — М., 1970. — С. 586.

13.     Узбекские народные сказки. — Том II. — Т., 1972. — С. 105–114.

14.     Циркин Ю. Карфаген и его культура. — М., 1986. — С. 179, 180.

15.     http://myfhology.info/planta/yablonya.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle