Библиографическое описание:

Леонтьева А. В. Трансакционные издержки в олигополиях // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 293-295.

В данной статье дается определение понятию «трансакционные издержки», рассматриваются их основные формы, описываются особенности трансакционных издержек, характерные для фирм, функционирующих на рынке олигополий.

Ключевые слова:трансакционные издержки, формы издержек, олигополия, особенности.

Проблема трансакционных издержек, которая особенно актуальна для отечественной экономической науки, является одним из аспектов исследования экономического поведения в рыночной экономике. Состояние развитых рынков США и Западной Европы создает менее эффективные стимулы для развития теории трансакционных издержек. Поэтому данная теория приобретает особое значение при исследовании развивающихся нестабильных рынков именно национального рынка олигополии.

В качестве самостоятельной темы проблема трансакционных издержек возникла в 1960–70-е годы в работах таких ученых, как А. Алчиан, И. Барцель, Д. Бромли, X. Демсец, Р. Коуз, Д. Норт, М. Олсон, Г. Саймон, Дж. Уоллис и др.

Развитие теории трансакционных издержек на современном этапе осуществляется М. Дженсеном, Р. Джоскоу, У. Меклингом, К. Менаром, Дж. Милгромом, Дж. Робертсом, О. Уильямсоном. Среди российских ученых, внесших вклад в развитие теории трансакционных издержек, необходимо отметить В. Дементьева, Я. Кузминова, С. Малахова, А. Олейника, Р. Нуриева, Р. Радаева, В. Тамбовцева, А. Шаститко.

Прежде чем говорить о трансакционных издержках в олигополиях имеет смысл определить понятия «трансакционные издержки» и «олигополия».

Трансакционные издержки — это издержки, не связанные непосредственно с производством продукции, являющиеся следствием естественного функционирования экономической системы [5].

Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:

1)      издержки поиска информации;

2)      издержки ведения переговоров и заключения контрактов;

3)      издержки измерения;

4)      издержки спецификации и защиты прав собственности;

5)      издержки оппортунистического поведения.

Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов. Этот вид издержек широко распространен в олигополиях, т. к. компаниями-олигополистами идет «борьба» за клиентов [2].

Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.

Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. По ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут [1].

Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. Вобществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.

Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею. Этот вид издержек очень актуален в моделях олигополии. Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров.

Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды [1].

Теория трансакционных издержек исходит из того, что экономического агента, который может повести себя оппортунистически после заключения сделки, трудно определить до того, как сделка заключена, и те, кто выбирают тип контракта и способ организации сделки должны постоянно учитывать потенциальную возможность вымогательства со стороны партнера по сделке.

Эта экономическая теория уделяет основное внимание гарантиям выполнения соглашения или их отсутствию и проблемам, возникающим в связи с этим, а не доверию или его отсутствию.

В реальной хозяйственной жизни по мере общения партнеров возникают возможности для проявления оппортунистического поведения и всякий раз, когда партнер ими не пользуется, между сторонами возрастает доверие, которое способно привести к отказу от более жестких форм гарантий при прочих равных обстоятельствах. Возникновение доверия требует определенного времени, поэтому, чем более длительны отношения, тем более высокого уровня доверия следует ожидать [3].

Как экономисты определяют доверие? Они рассматривают доверие как разновидность риска. Когда мы говорим, что доверяем кому-то или кто-то заслуживает доверия, то мы неявно подразумеваем, что вероятность того, что это лицо предпримет действия, которые выгодны нам или, по крайней мере, не нанесут нам ущерба, достаточно высока для того чтобы рассматривать возможность участия в каких-либо формах сотрудничества с ним.

Существуют четыре основных категории решений дилеммы, возникающей в игре «доверие», предложенных экономистами.

Изменение предпочтений игроков. В этом случае вводятся внешние или внутренние изменения предпочтений игроков, так что игроки предпочитают сотрудничать, а не следовать недальновидной стратегии максимизации собственной выгоды [3].

В случае экзогенных изменений предполагается, что агент имеет предпочтения оправдывать доверие, так как в противном случае он будет испытывать стыд (это внешняя санкция), в случае эндогенных изменений вводится эмоциональная предрасположенность к сотрудничеству, которая порождает чувство вины за обман, что предполагает интериоризацию игроком норм, запрещающих получать выгоду за счет другого игрока.

Подписание явного контракта. Другой путь решения проблемы в игре «доверие» — это подписание явного обязательного для сторон контракта, защищенного третьей стороной и требующего, чтобы игроки выбрали набор стратегий «доверять, оправдать доверие». Эти контракты могут принимать одну из двух форм: а) контроль с наказанием; б) контроль со стимулированием. Подобный подход характерен для экономической теории трансакционных издержек, при этом являясь решением проблемы, которое будет second best — следующим после оптимального, поскольку контроль связан с издержками, стимулы могут искажаться, а принуждение третьей стороной требует, чтобы действия агента были наблюдаемы и поддавались контролю [3].

Использование неявного социального контракта. Сюда относится, к примеру, модель самовыполняющегося соглашения и модель репутации. Эти решения требуют, чтобы взаимодействие было повторяющимся или долгосрочным.

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. К олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами. Обычно число фирм в отрасли не превышает десяти [4].

В моделях олигополии рассматривается принятие решений сразу несколькими экономическими субъектами-олигополистами, причем результат функционирования каждого из них зависит не только от предпринимаемых им самим действий, но и от действий его конкурентов.

Трансакционные издержки рынка олигополистической конкуренции — это издержки, связанные с высокой чувствительностью участников рынка к любым действиям друг друга.

Трансакционные издержки на данном типе рынка, характеризуются следующими особенностями: во-первых, олигополия вбирает в себя недостатки деятельности по нововведениям монополии, склонной к низкой активности по внедрению нового; во-вторых, ее активность по внедрению нововведений сдерживается другими участниками олигополии, не желающим и допускать получение за счет внедрения инноваций конкурентного преимущества. Это порождает трансакционные издержки, связанные как с внутренней, так и с внешней средой компании. К ним можно отнести промышленный шпионаж, подкуп сотрудников из конкурирующей компании, переманивание ценных сотрудников (так называемый хэд хантинг). В условиях олигополии предпринимаются самые строгие меры по охране коммерческой тайны, что, вызывает развитие промышленного шпионажа.

Фирмы-олигополисты тесно взаимосвязаны. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Специфическим фактором ценообразования в условиях олигополии является стратегический план реакции олигополиста на ожидаемые действия конкурента.

Фирмы также имеют взаимосвязь и в отношении определения объемов продаж, производства, затрат на ведение рекламы. Допустим, фирма планирует выпустить новый товар или новую модель товара. Она должна рассчитать не только издержки по запуску нового товара в производство и вывода его на рынок, но и заложить риски на «реакцию» фирм-конкурентов.

Такая тесная взаимосвязь между фирмами-олигополистами имеет не только отрицательный, но и положительный характер. Фирмы-конкуренты могут как вести холодную войну друг с другом, так и объединять усилия в борьбе против других, становясь подобием чистой монополии.

Таким образом, трансакционные издержки — это издержки, не связанные непосредственно с производством продукции, являющиеся следствием естественного функционирования экономической системы. Выделяются пять основных форм трансакционных издержек: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения. Трансакционные издержки рынка олигополистической конкуренции связаны с высокой чувствительностью участников рынка к любым действиям друг друга.

Литература:

1.                  Акулов, В. Б. Теория организации [Текст]: учебное пособие / В. Б. Акулов, М. Н. Рудаков. — Петразоводск: ПетрГУ, 2001. — 316 с.

2.                  Кондюрин, Е. М. Экстремальность в предпринимательской среде. Социально-управленческий анализ [Текст]: дис.... канд. соц. наук: 22.00.08 / Евгений Михайлович Кондюрин. — Москва, 2005. — 149 с.

3.                  Одинцова, М. И. Институциональная экономика [Текст]: учебное пособие / М. И. Одинцова. — М.: ГУ-ВШЭ, 2007. — 386 с.

4.                  Современный экономический словарь [Электронный ресурс] // Экономика. — Режим доступа: http://uchebnik-ekonomika.com/rabotyi-obschie/slovar-ekonomicheskih-terminov247.html. — 15.05.2013.

5.                  Трансакционные издержки в инновационной деятельности: классификация по типам рынка [Электронный ресурс] // Стратегия и управление.ru. — Режим доступа: http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/transaktsionnye-izderzhki-innovatsionnoj-dejatelnosti-klassifikatsija-po-tipam-rynka.html. — 10.15.2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle