Библиографическое описание:

Кубасская О. В. Либерализация внешней экономики в условиях трансформации экономики // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 261-265.

В условиях трансформации экономики и возрастающей интеграции России в мировую экономическую систему все большее значение приобретает либерализации внешней экономики.

Либерализация внешней экономики предполагает отказ государства от протекционизма, послабление или отмену ограничений, препятствующих развитию импортно-экспортных процессов и введение рыночных механизмов регулирования внешней торговли, ограниченных только рядом юридических обязательств [3, с. 124].

В России либерализация внешней экономики стала частью перехода к рыночной экономике наряду с либерализацией цен и приватизацией. В начале девяностых политика правительства по отмене государственной монополии внешней торговли и введению экспортных пошлин в противовес субсидированию импорта привела к потере 10 % ВВП. Отечественным предприятиям было сложно конкурировать с импортными производителями, к тому же в силу естественных последствий от перестройки экономики терялись старые хозяйственные связи [2, с. 51].

Особенностью развития либерализации внешней экономики является создание правовой основы внешнеэкономической деятельности, специализированных органов федеральной исполнительной власти по контролю и регулированию внешнеэкономической деятельности, системы подготовки кадров, инфраструктуры внешнеэкономической деятельности. Возможно, разделить начальный этап либерализации внешней экономики в условиях трансформации экономики на две временные части:

-        ноябрь 1991г. — август 1998 г.;

-        август 1998 г. — декабрь 2003 г [3, с. 125].

В условиях жесточайшего кризиса и шоковой терапии, инфляции и скрытой девальвации национальной валюты, которая закончилась обвалом рубля в августе 1998 г., формируется система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, адекватная рыночной экономике. В этот период создаётся правовая основа ВЭД, которую определяют: 1) «Таможенный кодекс РФ», июнь 1993 г.; 2) закон «О таможенном тарифе», май 1993 г.; 3) закон «О валютном регулировании и валютном контроле», октябрь 1992 г.; 4) закон «О государственном регулировании внешней торговли», октябрь 1995 г. [3, с. 126]

15 ноября 1991 г. Указом Президента РСФСР «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» № 213 было заложено начало формирования новой системы государственного регулирования ВЭД. Прежде всего, была отменена специальная регистрация участников внешнеэкономической деятельности. Предприятия, организации любой формы собственности, а позднее и физические лица получили право самостоятельно заниматься внешнеэкономической деятельностью.

Резкий, неподготовленный переход к децентрализации внешнеэкономической деятельности (все получили право заниматься внешнеэкономической деятельностью, при отсутствии правовой базы, специализированных органов, осуществляющих контроль, необходимой инфраструктуры, опыта и элементарных знаний) создал условия отрицательного воздействия на социально-экономическое развитие страны, во многом способствовал углублению кризиса переходного периода.

Тем не менее, за очень короткий срок были созданы необходимые элементы государственного регулирования ВЭД, позволившие преодолеть последствия девальвации национальной валюты. Основным принципом осуществления экспортно-импортных операций определён принцип валютной самоокупаемости и создана достаточно эффективная система таможенно-банковского контроля. Всё это позволило удержать страну на грани банкротства, когда сумма внешнего долга государства в 15 раз превышала его валютный резерв.

Тарифный механизм контроля и регулирования дополнялся нетарифными методами, под которые попадали в соответствии с ФЗ от 13.10.1995 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все методы, не относящиеся к тарифным. Например, сертификация внешнеторговых контрактов 1996 г. и т. д. Либерализация созданной системы в тот период не затрагивала ее правовых основ, а распространялась лишь на уменьшение лицензируемых товарных позиций и упрощение таможенного оформления товаров, не считая отмену вывозных пошлин по требованию МВФ в 1996 г. [3, с. 127]

Внешнеэкономическая функция государства неразрывно связана с состоянием внутреннего рынка, уровнем конкурентоспособности национального товаропроизводителя. В рассматриваемый период развития системы государственного регулирования начинает развиваться несоответствие между внешнеэкономическими действиями государства и состоянием национальной экономики. Например, экономически необоснованное поддержание валютного коридора в середине 90 гг., стимулировавшее импорт в условиях низкой конкурентоспособности отечественного производителя и истощения валютных резервов страны, в отсутствии системы государственной поддержки посредством отраслей и производств. Например, отечественного птицепрома, уничтоженного американскими окорочками, импортируемыми по демпинговым ценам.

Тотальная либерализация внешнеэкономической деятельности с — ноября 1991г. по август 1998 г. обнаружила свои отрицательные черты: привела к острой конкуренции российских экспортеров друг с другом и общему ухудшению условий экспорта; объемы экспорта резко упали, а в условиях острого дефицита многих товаров на внутреннем рынке выручки от экспорта не хватало для необходимого импорта товаров. В следствии либерализации внешней торговли внешнеторговый оборот России снизился почти в 3 раза [4, с. 67].

Сдерживающим фактором являлось то, что Государственный таможенный комитет (а с 2004 г. Федеральная таможенная служба) был подчинён Министерству экономического развития.

Развитие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности за период с 1998 г. по 2003 г. происходит в условиях роста экспорта сырьевых ресурсов, вызванного девальвацией национальной валюты и ужесточением таможенно-банковского контроля поступления валютной выручки от экспорта.

В течение всего рассматриваемого периода Россия ведёт переговоры о вступлении первоначально с ГАТТ, намереваясь к ней присоединиться, после реорганизации в 1995 г. ГАТТ в ВТО — с Всемирной торговой организацией с той же целью.

Одним из препятствий вступления в ВТО становится несоответствие российской правовой основы государственного регулирования ВЭД требованиям ВТО. Поэтому основные правовые нормы государственного регулирования внешнеторговой деятельности пересматриваются и к концу 2003 г. принимаются: новый Таможенный кодекс РФ, федеральные законы: «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле», которые более либеральны, чем предшествующие, они уменьшают регулирующие возможности государства. Прежде всего, в вопросах соблюдения принципа валютной самоокупаемости внешнеторговых операций (так как система таможенно-банковского контроля демонтирована), в применении нетарифных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в поддержке отдельных отраслей и производств посредством ограничения конкуренции внешнего рынка. Такая поддержка необходима, прежде всего, предприятиям агропромышленного комплекса, так как импортная квота по значительному количеству товаров превышает пределы продовольственной безопасности страны [4, с. 68].

С августа 1998 г. по декабрь 2003 г.были получены позитивные результаты либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях трансформации экономики.

Во-первых, только благодаря этой либерализации, был ликвидирован тотальный дефицит товаров.

Во-вторых, появление на отечественном рынке зарубежных товаров в массовом количестве оказалось единственным и мощным фактором частичного преодоления всеобщей монополизации.

В-третьих, миллионы российских граждан оказались вовлеченными во внешнеторговую деятельность, которая стала для большинства из них источником относительно устойчивых доходов в трудные годы первой фазы трансформационных преобразований — перехода к рынку.

В-четвертых, уже с 1998 г. внешнеторговый оборот страны стал расти небольшими темпами и увеличился в 1,5 раза.

Период 2003–2010 гг. отличается высокой динамикой развития сырьевого экспорта, подготовкой образования таможенного союза: Белоруссия, Россия, Казахстан, выводом Федеральной таможенной службы из подчинения Министерства экономического развития и передачей в подчинение Правительству Российской Федерации. Среди многочисленных функций Федеральной таможенной службы особо выделяется функция взимания таможенных платежей, которые являются одним из основных видов доходов федерального бюджета. А сырьевой экспорт даёт 20 % таможенных платежей, перечисляемых в федеральный бюджет, экспортная валютная выручка обеспечивает не только восстановление валютного запаса государства и минимизацию внешнего государственного долга, но и создание резервного фонда. В то же время сырьевая зависимость страны консервируется [5, с. 1].

Прежде всего, нет конкретной программы развития детерминантов конкурентоспособности отраслей с более высокой долей добавленной стоимости и адекватных мер протекционизма на внешнем рынке. Народнохозяйственные интересы вторичны по отношению к локальным интересам экспортёров сырья.

В 2007 г. правительство начинает повышение экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы.

С января 2009 г. экспортные пошлины на весь круглый лес составляет 20 % от таможенной стоимости, но не менее 15 Евро за 1м3. Исключение сделано для необработанной лиственной древесины диаметром менее 15 см, где пошлина нулевая.

Такая пошлина вызвала перераспределение в структуре экспорта обработанных и необработанных лесоматериалов. Количество экспортируемых обработанных лесоматериалов (товарная позиции 4407) увеличилось с 2007 г. по 2010 г. с 17,5 % до 42,4 %, а необработанных лесоматериалов (товарная позиция 4403) — уменьшилось с 82,5 % до 57,3 % в натуральных единицах измерения [6, с. 1].

Но меры таможенно-тарифного характера, направленные на развитие глубокой переработки древесины на территории России, не достигли цели, так как не имели системного характера: не созданы льготные условия ввоза технологического оборудования для переработки древесины, налоговые условия для развития механической, химической переработки, не разработаны логистические условия развития переработки и экспорта продуктов переработки лесоматериалов.

То есть, вновь возникает несоответствие между государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и состоянием национальной экономики.

Наиболее значимым положительным эффектом рассматриваемого периода, по мнению автора, необходимо считать увеличение валютных резервов с 60 млрд. долл. США до более чем 400 млрд. долл. США, что позволило создать стабилизационный фонд, который помог достаточно мягко преодолеть мировой финансовый кризис.

Следующий этап развития государственного регулирования внешнеэкономической деятельности связан с подписанием 28 октября 2009 г. документа о возникновении на территории России, Казахстана, Белоруссии с 1 января 2010 г. единого таможенного пространства.

С 1 июля 2010 г. вступил в силу таможенный кодекс Таможенного союза, который фактически заменил таможенный кодекс РФ 2003 году. Так как в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование на территории стран-участниц осуществляется в соответствии с таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством данной страны, в ноябре 2010 г. принимается федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Высшим органом Таможенного союза является комиссия Таможенного союза. Устанавливается единый таможенный тариф, общий для членов союза, правила определения страны происхождения товара и определения таможенной стоимости. Ввоз товаров на территорию Таможенного союза осуществляется в соответствии с его законодательством. Эта особенность затрудняет введение особых видов пошлин, если подобный ввоз создаёт угрозу экономической безопасности России, но не Казахстану и Белоруссии [6, с. 1].

Развитие интеграционных процессов всегда связано с ослаблением защиты отечественного товаропроизводителя. Тем не менее, за счёт интеграционных процессов формируются необходимые конкурентные преимущества. Экспортный тариф, косвенные налоги остались в каждой стране неизменными. Это не снижает развития интеграционных процессов, так как внутри Таможенного союза перемещение товаров и услуг свободное, и в то же время позволяет совершенствовать структуру национального экспорта тарифными методами.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве подтверждает намерения ряда стран, бывших республик СССР, вступить в Таможенный союз.

Решение проблемы интеграции в мировую экономику посредством вступления в ВТО происходит в июле 2011 г. 21 июля Президентом РФ Владимиром Путиным был подписан Федеральный закон «О ратификации протокола присоединения к ВТО». Россия становится членом ВТО через 30 дней после извещения секретариата ВТО о ратификации. Начинается новый этап развития системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности [6, с. 1].

Внешний рынок есть продолжение внутреннего рынка. Действуют те же экономические законы. Специфические особенности их в значительной мере проявляются как результат государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, динамики курсов национальных валют. Внешнеэкономическая деятельность в максимальной степени будет стимулировать развитие национальной экономики и повышение уровня жизни при соответствии государственного регулирования состоянию внутреннего рынка страны, уровню конкурентоспособности отраслей, специализации народного хозяйства государства, условиям развития бизнеса.

Краткий анализ реформы системы государственного регулирования позволяет сделать вывод, что ни на одном этапе реформирования государственного управления внешнеэкономической деятельностью желаемого соответствия не наблюдалось.

В последние десятилетия плановой экономики основной проблемой несоответствия являлась чрезмерная централизация управления и отсутствие права предприятий самостоятельного выхода на внешний рынок. В постсоветский период либерализация системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности развивается на фоне кризисных проявлений системного реформирования экономики и углубления дифференциации регионов по уровню их экономического развития. Как следствие, уменьшаются возможности положительного воздействия внешнеэкономического фактора. Несоответствие как противоречие есть причина движения, то есть совершенствование государственного управления внешнеэкономической деятельностью.

Последовательная либерализация внешнеэкономической деятельности как необходимое условие интеграции России в мировую экономику — объективно необходимый процесс, который определяет развитие национальной экономики в условиях возрастающей конкуренции со стороны внешнего рынка. Но при этом существует опасность консервации экспортно-сырьевой модели, превращения страны в сырьевой придаток промышленно развитых стран. Поэтому необходима своевременная целенаправленная поддержка национального товаропроизводителя и продвижение на международные рынки конкурентоспособной готовой продукции.

Россия 18 лет вела переговоры о вступлении в ВТО. С вступлением России в ВТО конкурентоспособные российские товары получают равный с иностранными товарами доступ на рынки других стран. В то же время уменьшаются возможности изменения структуры импорта посредством таможенно-тарифного регулирования [6, с. 1].

В 2014 г. замораживаются цены на услуги и товары естественных монополий, в то же время правительство проводит, по выражению президента, плановую девальвацию национальной валюты. Упущенные доходы от монополизации цен российские транснациональные компании возместят рублёвым эквивалентом экспортной валютной выручки. Возрастание импортных затрат, вызванных девальвацией рубля, ляжет на плечи отечественного потребителя.

В совокупности с замораживанием заработной платы произойдёт снижение спроса на внутреннем рынке, что отрицательно отразится на предприятиях многих отраслей, в том числе и агропромышленного комплекса, который необходимо срочно реформировать.

Рассматривая внешний рынок во взаимосвязи с внутренним мы должны понимать, что все методы и инструменты государственного регулирования внешней торговли России должны носить системный характер, т. е. быть взимосвязанными с проблемами и системой мер регулирования рыночной экономики на внутреннем рынке.

Но в 2014 г. произошел кризис на Украине, повлиявший на либерализацию внешнеэкономической деятельности. В частности были введены политические и экономические санкции в отношении России в ответ на предполагаемое вмешательство в события в Крыму, в результате которых территория полуострова вошла в состав РФ. Санкции в отношении России увеличили риски рецессии экономики в 2014–2015 гг. и продолжительной стагнации в последующие годы, опасаются аналитики и чиновники. Ограничение доступа на зарубежные финансовые рынки для госбанков и крупных компаний повлияет на всю экономику: деньги подорожают, рубль ослабеет, рост потребления продолжит замедляться, а финансовое положение компаний — ухудшаться, вырастет безработица. Вполне возможно, что стремлению России к созданию более открытой либерализации внешнеэкономической деятельности приходит конец [2, с. 51].

Санкции положительны во всех отношениях и являются мощнейшей дозой стимуляторов для экономики. В краткосрочной перспективе пертурбации возможны, но в долгосрочной перспективе очевиден явно положительный эффект. В некотором роде США и ЕС в последние 4 месяца сделали для России больше полезного, чем российские чиновники за последние несколько лет.

1.      Консолидация российских чиновников в интересах страны с полным разрушением иллюзий относительно безопасности западной юрисдикции для удержания активов. Будут теперь более активно работать во благо России, понимая, что только Россия сможет защитить их активы и свободу [5, с. 1].

2.      Сплочение народа перед внешней угрозой и агрессией запада. Мобилизационная экономика всегда намного эффективнее мирной. Рост патриотизма в обществе.

3.      Импортозамещение и диверсификация экономики. Принудительная стимуляция развития других секторов экономики, когда ввели запрет на продажу некоторой категории продукции. Хочешь — не хочешь, но в связи с обстоятельствами придется вертеться и суетиться, развивая собственную промышленность. Очень положительный момент.

4.      Развитие российской финансовой системы за счет роста спроса на рублевые займы из-за принудительного закрытия долгосрочных лимитов в евро, долларах, иенах и фунтах. Также же развитие за счет улучшения качества и спектра финансовых услуг, когда размещений акций и облигаций будет происходить не в Лондоне или Нью Йорке, а в Москве.

5.      Наконец-то удастся полностью побороть отток капитала из РФ, когда произойдет массовая репатриация иностранных активов со стороны всех контрагентов. Чиновники и олигархи из-за опасения заморозки средств. Компании и банки на траектории сокращения долларовые и евродолгов и рефинансирования в рублях или другой валюте. ЦБ будет сокращать свои валютные резервы в долларах и евро. Вероятно будет создан пул долгосрочных инвестиционных гос.облигаций сроком на 10–15 лет для масштабных инвестиционных проектов в России.

6.      Курс рубля на фоне всех этих событий через несколько лет может укрепиться. Хотя это плохо для экспорта, но обычно благоприятно воздействует на держателей активов и фин.систему.

7.      При этом стоит отметить, что санкции приводят к снижению спроса на продукцию стран ЕС и США, как ответная реакция российских компаний и населения на политическую и экономическую травлю России. Большинство воздержутся от покупок европейских товаров, либо выберут аналоги, но произведенные в других странах [5, с. 1].

8.      Санкции серьезно ударяют по доверию к западной фин.системе, т. к. заморозка активов и закрытие лимитов теперь происходят в одностороннем порядке за пол часа. Фин.система по сути держится лишь на одном доверии. Когда имеет место быть столь экстремальный волюнтаризм, то позиции доллара начнут сдаваться. Никто не захочет иметь долгосрочных вложений в долларовых инструментах, т. к. не знаешь, что взбредёт в голову очередным сумасшедшим чиновникам. А эти процессы малопредсказуемы и скоротечны. Это может быть началом краха долларовой империи.

9.      В конечном итоге срыв пелены наивности с глаз относительно иллюзий, что на западе друзья и партнеры.

Защищая интересы России, правительство заключило несколько крупных коммерческих сделок, среди которых партнерства Роснефти с BP и ExxonMobil, и соглашение о сотрудничестве между РЖД и компанией Siemens. Москва также проявляет повышенный интерес к инвестициям из таких стран, как Япония и Китай. Однако России удается получать инвестиции и технологии, а также создавать партнерства, соблюдая условия либерализации внешнеэкономической деятельности [5, с. 1].

Либерализация внешней экономики в условиях нестабильной макроэкономической ситуации может привести к неспособности отечественных предприятий конкурировать с импортными производителями, дезорганизации отечественного производства и снижению трудовой активности, нерациональному потреблению, и уязвимости стратегически важных отраслей в условиях несовершенного нормативного обеспечения либерализационных процессов.

Литература:

1.      Федеральный закон. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (изм. 6 декабря 2011г.) \\ Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: www.prado.gol.ru. (дата обращения 25.09.2014).

2.      Внешнеэкономическая реформа и либерализация внешней торговли // Современные проблемы в области эко-номики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции и социаль-но-гуманитарных наук: материалы YII научно-практической конферен-ции студентов и преподавателей НФ ГУ-ВШЭ — г. Нижний Новгород. — 2014. С. 51–56.

3.      Голованов С. В. Структурные изменения в российской экономике, обусловленные либерализацией торговли // Российское предпринимательство — 2010. Т. 9. — № 1. — С. 124–128

4.      Диденко Н. И., Скрипнюк Д. Ф., Киккас К. Н. Внешнеэкономическая стратегия региона в условиях глобализации // Экономический вестник. — 2011, № 2. С. 67–74.

5.      Конец последней фазы либерализации в России [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/russia/20130531/209545819.html (дата обращения: 25.09.2014).

6.      Ямова И. И. Либерализация внешнеторговой деятельности РФ в условиях участия в ВТО // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2013/12/3573 (дата обращения: 25.09.2014).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle