Слагаемые профессионального имиджа педагога. Что будет, если посмотреть на имидж сквозь призму пиара, лингвистики и математики? | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 04.10.2014

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Гончаров, А. А. Слагаемые профессионального имиджа педагога. Что будет, если посмотреть на имидж сквозь призму пиара, лингвистики и математики? / А. А. Гончаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 328-329. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12847/ (дата обращения: 25.04.2024).

Я — педагог дополнительного образования в белгородской гимназии № 5. Преподаю футбол. Футбол — это спорт. Футбол — это игра. Футбол — это жизнь. Футбол — это настроение. Наконец, футбол — это я. Это — к вопросу об имидже. Моём личном имидже. О том, как я выгляжу снаружи, и о том, какой я внутри.

Традиционно принято считать, что имидж — понятие, которое пришло к нам из пиара. А значит, имидж как бы подразумевает использование манипулятивных технологий. Когда мы говорим про имидж поп-звезды, мы имеем в виду не естество человека, а его наружность, внешний вид.

Но в работе с детьми пиар-технологии не действуют. Солгать ребёнку в тысячу раз сложнее, чем взрослому, — просто потому что он вам не поверит. Потому что ребёнок по своей природе чувствителен ко всякой лжи, на интуитивном уровне ощущает лицемерие и фальшь. И, хотим мы этого или нет, имидж учителя возникает в голове первоклассника уже с первого посещения занятия по футболу (впрочем, как и на занятиях по танцам, хоровому пению, бисероплетению — нужное подчеркнуть). Маленький человек чувствует отношение педагога большим сердцем. И если педагог неопрятен в наружности и в словах, если педагогу неинтересен процесс, если педагог не готов к коммуникации с детьми, то у него ничего не выйдет. Сердце подскажет ребёнку: рядом чужак, равнодушный к тебе, твоим увлечениям и проблемам.

Задумываюсь ли я о своём имидже? И да, и нет. Да — потому что для меня важно, как воспримут меня ученики. Нет — потому что я никогда не облекаю эти мысли в мудрёный термин «имидж». Между прочим, само это англоязычное заимствование мне не очень-то нравится. В словаре синонимов я нашёл ему вполне достойную русскоязычную замену: имидж — это образ. Мне стало интересно, и я полез в этимологический словарь. Оказалось, было в старославянском языке такое слово — «образити», то есть «нарисовать, изобразить». И уже от него возникло другое слово «образ», под которым поначалу подразумевалась икона (ну, как, например, образ святой Богородицы).

Мне кажется, слово «образити» в значении «изобразить» лучше всего подходит для описания моей деятельности. Потому что я не просто преподаю детям футбол — я рисую для них привлекательные стороны этого вида спорта. Футбол — не просто игра ради игры, не просто спорт ради здоровья. Футбол учит важным вещам. Честности. Порядочности. Силе воли. Товариществу и чувству локтя. Но чтобы эти необходимые вещи сформировались в детском сознании, я должен нарисовать для детей футбол как культ, как источник радости. И тогда в их голове возникнет тот самый светлый образ, та икона, к которой они стремятся.

Третий учебный год подряд я преподаю футбол. Кажется, ребятам нравится — об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что футбол — самое популярное из направлений дополнительного образования. Или тот факт, что примерно 20 процентов обучающихся — девочки. Или количество вопросов, которые я слышу каждый день.

«А футбол будет?» — спрашивает меня розовощёкий мальчишка-шестиклассник, чуть ли не хватая за рукав на переменке.

«А футбол будет?» — я озираюсь вокруг, наконец, догадываюсь посмотреть вниз и вижу миниатюрную первоклассницу.

«А футбол будет?» — окликает меня родительница: она шла мимо школы домой в то время как я проводил урок физкультуры на открытом воздухе.

«А футбол будет?» — на всякий случай, для порядку спрашивают меня старшие коллеги с лукавыми искорками в уголках глаз.

И я понимаю, что футбол — будет. Его не может не быть. Потому что футбол — это мой образ. Мой имидж. В некотором смысле, я сам. И если мне доверяют, то я обязан оправдать это доверие. Возможно, именно доверие является главным компонентом имидже педагога. Если ему доверяют, значит, он работает не зря.

В прошлом году наша женская команда участвовала в городских соревнованиях по футболу. Только попробуйте сказать, что футбол — не женская игра: наши пятиклассницы, вырвавшие третье место среди 26 команд, растопчут вас точно так же, как растоптали соперников. Впрочем, не только пятиклассницы. В нашей команде были девчонки из четвёртого, третьего и даже второго классов — у них был специальный медицинский допуск. Мало того, второклассницу из нашей гимназии судьи признали лучшей футболисткой в этой возрастной категории. Маленькая бесстрашная девочка билась до конца и забивала голы.

«Софья, ты лучшая!» — сказали ей судьи, и Софья просияла.

А уже на следующий день мальчишки просились к ней в команду:

— Можно я с Соней?

— Нет, лучше я!

— Нет, мы её к себе в команду заберём!

Такие, как Софья, создают положительный имидж футболу, а значит, в каком-то смысле и мне как человеку, который ратует за футбол в нашей гимназии. И если футбол вызывает у неё и её товарищей такую гамму чувству и бурю эмоций, значит, и я являюсь для них не просто одним из взрослых дядь, а неким эмоционально значимым центром.

Впрочем, когда мы говорим об имидже, можно обращаться не только к физкультуре и спорту. Я бы подключил ещё и тот арсенал, которым располагает математике. Есть в математической науке такой метод — называется доказательство от противного. В моей биографии были учителя физической культуры — люди, которые не просто прививали здоровый образ жизни как непреходящую ценность, но именно несли его как культуру. И был физрук. Один-единственный. Который сидел на уроках, развалившись на стуле. Который не любил и не уважал детей — и дети отвечали ему взаимностью. Который считал, что ребёнок — не личность, а пластичный материал, из которого можно слепить.. нет, не чемпиона, а послушного бездумного исполнителя.

Я был в то время совсем юным школьником, но хорошо помню то ощущение, когда следующий урок — это физическая культура, а тебе совершенно не хочется туда идти. Придёт физрук, будет отдавать короткие гавкающие команды, будет гнетущее однообразие бессмысленных упражнений. А потом наступят выходные, мы поедем с физруком на районные соревнования и выиграем. Или проиграем — физруку было всё равно, он никогда не хвалил и не ругал нас.

С тех пор я не люблю физруков. Я люблю учителей физической культуры. И я понимаю, что имидж педагога можно строить не только на положительных примерах. В некоторым смысле мне даже повезло увидеть, каким учителем быть не нужно. И хорошо, что таких равнодушных людей в школах всё-таки немного. Они в школьных стенах не приживаются и уходят «на вольные хлеба» — к облегчению детей, родителей и коллег.

Вот они, составляющие образа педагога, лежат перед нами на самой поверхности. Доверие. Неравнодушие. Участие. Искренний интерес к миру ребёнка. Какой-то драйв, который заставляет учителя двигаться, развиваться, меняться и зажигать этим ощущением своих учеников. Как я уже отметил, образ — от старославянского слова «образити». Может, и само слово «образование» неспроста имеет созвучный корень?

Имидж — ничто. Образ — всё.

Основные термины (генерируются автоматически): футбол, физическая культура, дополнительное образование, имидж, имидж педагога, нет, ребенок, физрук.


Похожие статьи

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

- С. 25. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов

Имидж вуза как составляющая системы образования. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми.

Дополнительное образование как компонент имиджа...

Ключевые слова: дополнительное образование, имидж образовательного учреждения.

Золотые страницы истории. Дополнительное (внешкольное) образование детей России. — М.: АНО «Диалог культур», 2008.

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

«1. Об образе руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась.

В. Н. Черепанова, говоря об индивидуальном имидже педагога в контексте реализации гуманистической концепции образования...

Положительный имидж образовательного учреждения как фактор...

Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники МБОУ СОШ № 10, учащиеся школы и их родители, общественное

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей.

Педагогическая модель неформального образования детей...

Таким образом, педагогическая модель интеграции дополнительного и неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе стала иметь следующий вид

Уличный футбол. Стритбол.

Похожие статьи

Имидж педагога как составляющая профессиональной...

- С. 25. Ромашина С.Я. Культура дидактического коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов

Имидж вуза как составляющая системы образования. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми.

Дополнительное образование как компонент имиджа...

Ключевые слова: дополнительное образование, имидж образовательного учреждения.

Золотые страницы истории. Дополнительное (внешкольное) образование детей России. — М.: АНО «Диалог культур», 2008.

Управление созданием имиджа образовательного учреждения

«1. Об образе руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование

Дополнительное образование как компонент имиджа образовательного учреждения: анализ современных источников.

Структурные компоненты профессионального имиджа педагога

Проблема индивидуального имиджа как отражения внутренней культуры личности в педагогической науке специально не изучалась.

В. Н. Черепанова, говоря об индивидуальном имидже педагога в контексте реализации гуманистической концепции образования...

Положительный имидж образовательного учреждения как фактор...

Целевой аудиторией для подачи имиджа являются педагоги и сотрудники МБОУ СОШ № 10, учащиеся школы и их родители, общественное

Развитие творческого мышления учащихся как условие повышения качества работы учреждения дополнительного образования детей.

Педагогическая модель неформального образования детей...

Таким образом, педагогическая модель интеграции дополнительного и неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе стала иметь следующий вид

Уличный футбол. Стритбол.

Задать вопрос