Библиографическое описание:

Маматов М. А. Инновационное развитие вузов в Республике Узбекистан // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 270-272.

Инновационное развитие организации в современных условиях –неотъемлемая часть ее основной деятельности, так как способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Основными особенностями современного этапа развития общества являются: формирование инновационной экономики; усиление роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ; переход на инновационный путь развития экономики и общества, основанного на знаниях, в котором важная роль принадлежит системе высшего образования; создание университетских комплексов международного уровня; реформирование финансового менеджмента вузов. Их наличие обусловливает необходимость формирования инновационного типа развития системы высшего образования, связанного не только с управлением нововведениями, но и с пониманием необходимости постоянной работы по созданию благоприятных условий для таких изменений, усилению адаптационных способностей университетских комплексов к изменениям внешней экономической среды, повышению качества образования и совершенствованию финансового управления вузом.

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо интенсифицировать работу по поиску путей и разработке методологических основ управления инновационным развитием университетских комплексов в условиях модернизации системы высшего образования Республики Узбекистан и становления инновационной экономики, основанной на знаниях.

Прежде необходимо напомнить, что же такое инновация вообще и, в частности, применительно к высшему учебному заведению.

Инновационное развитие современного вуза — это объективно обусловленный, целенаправленный и необратимый, разворачивающийся во времени процесс перехода вуза из одного состояния в другое. Осуществляется данный процесс преимущественно посредством целенаправленного внесения в деятельность Вуза качественно новых элементов, свойств и характеристик. Иначе у вуза нет будущего.

Инновационное развитие вуза — это процесс качественных изменений системы, предпосылкой, условием и содержанием которых выступают инновации и нововведения, обеспечивающие ее оптимальное и устойчивое развитие.

Инновационная стратегия развития высшего учебного заведения является важнейшим фактором успешной деятельности Вуза в современных условиях. Если ранее Вузы могли успешно функционировать, концентрируя внимание в основном на рациональном использовании своего внутреннего потенциала, то в настоящее время назрела необходимость перехода Вуза из режима функционирования в режим развития. Стратегия инновационного развития определяет “что изменить” и “как изменить”. Ответы на эти вопросы дают возможность проектировать механизм инновационного развития Вуза как системы. В рамках инновационной стратегии Вузы проводят политику ориентации и переключения на потребительский спрос, тщательное изучение будущих контрагентов, контактов с конкурентами, новыми коммерческими структурами, определяя при этом их надежность и перспективу. Долгосрочные цели в инновационной стратегии определяются результатом анализа изменений во внешней и внутренней среде Вуза.

Таким образом, инновационная модель развития университета диктует необходимость глубокой интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности, разработки и внедрения механизмов, повышающих реальную конкурентоспособность Вуза за счет повышения качества всех видов его деятельности. Главная задача инновационного университета — качественная подготовка инновационно ориентированных специалистов в приоритетных областях техники и технологий на основе единого процесса получения, распространения и применения новых знаний. Такая подготовка специалистов для инновационной экономики потребовала формирования инновационной среды Вуза, а также соответствующей квалификации и культуры преподавателей.

Наряду с традиционными для высших учебных заведений функциями — обучающей, исследовательской, профессиональной и воспитательной, у университетов появились качественно новые: инновационная и предпринимательская. Практика показала, что новая модель университета как учебно-научно-инновационного комплекса, сочетающего фундаментальное образование, академическую науку с развитой сетью высокотехнологичных инновационных структур и малых предприятий, является одним из наиболее эффективных структурных элементов создаваемой национальной инновационной системы. С одной стороны, эти комплексы обладают значительным научно-техническим и инновационным потенциалом, который может быть реализован при создании новшеств и продвижении их на рынок. С другой стороны, они начинают готовить кадры для инновационной экономики.

В образовательной сфере на мировом рынке преобладают крупные университеты, представляющие собой университетские комплексы, включающие не только образовательные, но и исследовательские подразделения, а также структуры, обеспечивающие инновационную деятельность университетов и тесную кооперацию последних с промышленностью, научные и технологические парки, инновационно-технологические центры, и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и др. Подобные структуры являются инструментами реализации так называемой «третьей миссии» университета — удовлетворения конкретных социальных нужд в дополнение к образованию и исследованиям — и в то же время обеспечивают его устойчивое многоканальное финансирование. Положительные результаты функционирования университетов как инновационных университетских комплексов отмечены в США, Западной Европе, Японии и многих других странах.

Президент И. А. Каримов о роле инновационного развития экономики в условиях мирового финансового -экономического кризиса отмечает: «В этой программе должно воплощаться целевые проекты по внедрению современных инновационных технологии на модернизацию и технического обновления основных отраслей экономики и оказывающие сильное воздействия на достижения новых рубежей нашего государства и обеспечивающий конкурентоспособность на мировом рынке» [2]

На современном этапе идет интенсивный процесс создания инновационных университетских комплексов и в Республике Узбекистан. Основанием этого служить Постоновления Президента Республики Узбекистан ПП-436 от 7 августа 2006 г и ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрению в производство инновационных проектов и технологии» от 5 июля 2008 года.

На основа этого постановления в Республики Узбекистан осуществляется стратегия инновационного развития ВУЗ по всем направления его деятельности, которыми являются:

1.      Образовательная деятельность;

2.      Воспитательная работа с учащимися;

3.      Научная деятельность;

4.      Учебная деятельность;

5.      Международная деятельность;

6.      Деятельность в области информатизации;

7.      Экономико-финансовая деятельность;

8.      Развитие материально-технической базы университета.

Суть инновационного образования ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано более тесно с практикой, чем традиционное.

Стратегической целью инновационного развития образовательного процесса является приведение системы высшего профессионального образования в соответствие с современными требованиями динамично развивающегося рынка труда, расширением перечня новых технологий.

Тактическая цель — проведение комплекса взаимосогласованных реформ с реализацией пилотных проектов на всех факультетах Вуза по разработке и внедрению конкретных инновационных образовательных программ. Врамках новой, инновационной парадигмы основным потребителем образовательных услуг является студент, продуктом, подвергаемым качественным изменениям в ходе оказания услуги, являются знания студента.

Стратегия ВУЗа в области создания, внедрения и использования новых образовательных технологий должна реализовываться в четырех основных направлениях:

-         повышение качестваобразования за счет повышения эффективности учебного процесса (большее количество информации), создания новых учебных материалов с применением новых аппаратных технологий, доступности учебных материалов для обучающегося, создания системы контроля качества образования;

-         оптимизация расходов на реализацию образовательного процесса за счет снижения аудиторной нагрузки на преподавателя (увеличения доли его работы над учебными материалами), расходов на издание и обновление учебных материалов;

-         повышениеобщего культурного и образовательного уровняучащихся за счет эффективной подготовки абитуриентов и повышения базового уровня знаний будущих студентов, повышения квалификации преподавателей в отношении новой образовательной технологии;

-         повышение престижа и конкурентоспособности Университета на внутреннем и международном рынке образовательных услуг.

Инновационные образовательные проекты в системе ВУЗа разбиваются на 2 категории:

  1. Проекты, имеющие системное значение для развития Университета в целом;
  2. Проекты по приоритетным направлениям инновационной программы ВУЗа, включающие модернизацию существующих и создание новых образовательных программ и интегрирование в систему смешанного обучения с максимальным использованием учебно-методических материалов на электронных носителях.

К инновационным образовательным проектам, имеющим системное значение для развития университета, относятся:

-         Создание электронной библиотеки и удаленного доступа в подразделениях Университета;

-         Организация учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

-         Создание мультимедийных аудиторий для проведения учебных занятий с возможностью режима телеконференций;

-         Создание многоуровневой системы подготовки кадров в области информационных технологий.

Литература:

  1. Каримов И. А. «Об итогах социально-экономического развития республики республики в 2013 году и основных приоритетах экономической программы на 2014 год» Доклад на заседания Кабинета Министров Республики Узбекистан.
  2. Каримов И. А. Мировой финансово-экономический кризис. Узбекистан 2008 г.
  3. Постоновления Президента Республики Узбекистан ПП-436 от 7 августа 2006 г и ПП-916 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрению в производство инновационных проектов и технологии» от 5 июля 2008 года.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle