Библиографическое описание:

Юшко Е. С. Сущность социального предпринимательства в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 297-299.

Встатье рассматривается социальное предпринимательство как направление эффективного решения социальных задач государства за счет предпринимательства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; социальная сфера.

Социальная сфера является дотационной из бюджетов всех уровней, при этом сама сфера постоянно расширяется и требует все больших вливаний. Переход к рынку влечёт за собой неизбежные структурные изменения системы социально-экономических отношений, что не может не отразиться на динамике перераспределения приоритетов и ролей среди основных институтов общества. Указанные изменения являются следствием значительного снижения эффективности государственного регулирования экономических процессов. В результате рыночных преобразований произошло существенное изменение ресурсного, в первую очередь финансового, обеспечения мер социально-экономической политики во всей социальной сфере. Из-за хронического недостатка денежных средств ограничены возможности государства в проведении активных социальных преобразований в переходный период [1, с. 2]. В сложном экономическом положении оказалась вся социальная сфера: образование, наука, здравоохранение, культура и т. д.

В этих условиях чрезвычайно актуальной становится проблема поиска финансовых средств, в том числе дополнительных внебюджетных источников, привлечение к решению важнейших социально-экономических проблем всех групп общества. Одним из таких общественных институтов, способных эффективно справиться с решением многих общественных проблем, привлечь дополнительные финансовые ресурсы в отрасли социальной сферы, а также содействовать их оптимизации и распределению в национальной экономике, является социальное предпринимательство [2, с. 45]

С точки зрения всемирной истории социальное предпринимательство — явление очень молодое. За океаном оно существует порядка 30 лет, в России — меньше десятилетия [3, с. 270, 4 с. 25]. Несмотря на столь юный возраст, социальное предпринимательство уже сегодня занимает место в одном ряду с некоммерческими инициативами, благотворительностью, венчурной филантропией и корпоративной социальной ответственностью. И, конечно же, у него уже есть своя история и свои герои, некоторые из которых успели добиться вполне заслуженного мирового признания.

Социальное предпринимательство (СП) — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости.

Рис. 1. Структура социального предпринимательства [5,14]

Социальное предпринимательство сочетает в себе социальную направленность деятельности и предпринимательский подход, то есть находится как бы на стыке предпринимательства и благотворительности.

Проще говоря, социальное предпринимательство — это бизнес-решение социальной проблемы.

Таблица 1

Функции государства в социальной сфере [6,7]

ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА: создание общественных благ

Система внутренней и внешней безопасности

Законодательная деятельность государства (обеспечение правового порядка)

Система государственного управления (эффективное государство)

Денежная система

Социальное обеспечение

Образование

Здравоохранение

Объекты инфраструктуры

(Материально-техническая ее часть: система водоснабжения и очистки сточных вод, коммуникации, дороги, порты, аэродромы, единая энергетическая система)

Социальная проблема, которую пытается своей деятельностью решить социальный предприниматель, это отправная точка его бизнеса. Нет проблемы — нет социального предпринимателя (а есть просто бизнес с элементами социальной ответственности или социальный проект без предпринимательского подхода). Социальное предпринимательство — это баланс социальных целей и коммерческой составляющей, где деньги — не цель, но средство достижения этих социальных целей, позволяющее предпринимателю оставаться устойчивым и не зависимым от постоянных донорских вливаний.

Критерии СП [10,11]:

-                   социальная миссия;

-                   предпринимательский подход;

-                   инновационность (новаторство в решение социальной проблемы, новая комбинация ресурсов, новая услуга для региона);

-                   тиражируемость;

-                   самоокупаемость и финансовая устойчивость.

Социальное предпринимательство — это механизм, который может и должен стать социальным измерением модернизации России. Тиражируемость опыта, изначально заложенная в его концепции, позволяет быстро и эффективно расширять число предприятий, переносить подходы и идеи. Это сопровождается повышением компетентности социальных предпринимателей, их профессиональным ростом и вносит вклад в развитие человеческого капитала страны. В большинстве своем те, кто решается посвятить себя этой сложной области бизнеса, — новаторы. Они способны сплотить вокруг себя единомышленников, изыскать необходимые ресурсы для решения социальных проблем, объединить собственные знания с самыми современными технологиями. Социальные предприниматели создают точки роста, вокруг которых формируются не только новые предприятия, но и особые общественные отношения.

Крайне ценен опыт взаимодействия россиян с социальными компаниями. Сегодня, согласно опросу Левада-Центра, 60 % жителей России позитивно оценивают вклад малого и среднего бизнеса в развитие страны [9,13]. Вместе с тем все еще достаточно высок уровень недоверия к представителям бизнес-сообщества и их усилиям в социальной сфере.

Справедливость этих оценок подтверждают сами предприниматели: исследование ВЦИОМа (2009 год) показало, что более половины бизнесменов считают уровень социальной ответственности российского бизнеса низким [8,12]. Налицо проблема, которую можно охарактеризовать как кризис доверия. С одной стороны, бизнес в целом воспринимается позитивно, с другой — в нем не видят активного агента социальных изменений.

С расширением сети социальных предприятий неизбежно произойдет изменение отношения к социально ориентированному бизнесу. Встречным движением станет рост социальной ответственности традиционного бизнеса, который будет стремиться интегрироваться в новую парадигму взаимодействия общества и предпринимателей.

Отдельно необходимо упомянуть функцию реинтеграции целого ряда социальных групп в общество. В первую очередь, речь идет об инвалидах, зачастую исключенных из повседневной жизни. Создание возможностей для их трудоустройства, повышения материального благосостояния и морального благополучия — одна из ключевых задач социального предпринимательства.

Взаимодействие с государственными и муниципальными органами власти в сфере социального предпринимательства не ограничивается фискальной сферой. Достаточно широкое распространение получили специальные фонды развития — партнерские организации, которые создаются с целью социально-экономического развития территорий муниципалитетами, бизнесом и некоммерческими организациями. Такие трехсторонние коалиции позволяют эффективно решать проблемы местного уровня. Более того, реализация трехсторонних соглашений формирует устойчивые партнерские связи и выстраивает коммуникационные сети, составляющие фундамент дальнейшего сотрудничества.

Упрочение взаимоотношений государства, бизнеса и общества в рамках парадигмы социального предпринимательства даст новый импульс к формированию институтов гражданского общества в России. Ориентация на комплексное решение острых социальных проблем, сетевой принцип распространения, способность к активной интеграции в существующие проекты делают социальное предпринимательство мощным источником гражданских инициатив.

Литература:

1.   Баталина М., Московская А., Тарадина Л.. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России: Препринт WP1/2008/02. — М.: ГУ ВШЭ, 2008. [Электронный ресурс] — Режим доступа:https://www.hse.ru/data/2010/05/04/1216403244/WP1_2008_02.pdf

2.   Сестренский О. социальное предпринимательство: сила новых идей // Социальная ответственность — 2008. — № 22.

3.   Alvord S. H., Brown L. D. & Letts C. W. Social entrepreneursh ip an d 8. so cietal trans formation // Journa na l of Applied Beha ha vioral Science. 2004. No. 40 (3): 260–282.

4.   Young D. Social Enterprise in the United States. Prepared for: The 100. EMES Con ference “The Social Enterprise: A Comparative Perspective”. Trento, Italy, Dec. 13–15, 2001.

5.   Лаборатория социального бизнеса — http://www.nb-forum.ru/interesting/reportages/laboratoriya-sotsialnogo-biznesa.html.

6.   Аналитические отчеты Фонда «Наше будущее» об итогах конкурсов 2009–2010 годов.

7.   Глушков В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути. 2009: http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=2907

8.   Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом. М.: ВЦИОМ, 2010: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13587

9.   Общественное мнение — 2009. М.: Левада-Центр, 2009.

10.                       Общественная поддержка и доверие как фактор развития социального предпринимательства. М.: Исследовательская группа ЦИРКОН, 2008: http://www.zircon.ru/russian/publication/4/081216.htm

11.                       Сайдуллаев Ф. С., Шестоперов А. М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе — марте 2010 года. М.: АНО НИСИПП, 2010: http://www.nisse.ru/business/article/article_1473.html

12.                       Levchenko T. P., Koshcheev S. V. Сluster technologies in resort enterprises’ energy efficiency and operational performance increase // European Journal of Economic Studies. 2013. Т. 4. № -2. С. 97–102.

13.                       http://www.nb-forum.ru

14.                       http://socialentre.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle