Библиографическое описание:

Хадисова П. В. Трансформация ценностей чеченской семьи в условиях российской модернизации // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 213-215.

Интерес к изучениюсовременной чеченской семьи, ее этнических традиций продиктован рядом трансформационных процессов, произошедших во всех брачно-семейных сферах, оказывающих влияние на содержание семейных ценностей в традиционной культуре чеченцев. А также обусловлен глубиной и драматизмом процессов, протекавших в чеченском обществе конца XX-начала XXI веков. Трансформация традиционного чеченского общества в ХХ в., проходившая весьма быстрыми темпами и достаточно противоречиво, привела к изменению характера восприятия семейных отношений и их ценностного содержания, что определяет необходимость научного исследования семьи, включая и ее современную эволюцию, а следовательно, и актуальность избранной темы.

На определенном этапе развития общества большая патриархальная семья была свойственна всем народам. Ее существование у многих народов Кавказа отмечено в литературе дореволюционной русской этнографии.

Большая семья была характерна и для чеченского этноса. О ее наличии у чеченцев в конце XIX- начале XX вв., отмечалось и многими революционными авторами, а также исследователями 20–30-х годов прошлого века. Во второй половине XIX века в большой семье у чеченцев женатые сыновья обыкновенно оставались жить при отце, строя себе отдельный дом, но владея землей с отцом. Семьи, имевшие до 10 взрослых сыновей, были в то время нередки, но на двор, состоящий из 27 членов, указывали как на исключение [4, с. 236].

Следует отметить, что функцией передачи межпоколенной этнической информации, играющей важную роль в процессе воспроизводства этноса и сохранении традиционных ценностей, наибольшим потенциалом обладала именно большая семья, где вместе с молодыми жили их родители; этот тип семьи отличался строгой приверженностью к традиционному образу жизни, соблюдением норм обычного права. Как правило, в таких семьях представители старшего поколения заботились о том, чтобы младшие ее члены с раннего детства впитывали и соблюдали традиции семьи, и шире той среды, где жила семья [1, с. 27].

Главой семьи у чеченцев был отец «ц1ийна да» — хозяин дома. Единство семьи могло сохраняться, и после смерти отца и в этом случае ее главой становился старший брат. Он пользовался в семье тем же авторитетом и уважением, что и отец. Но в то же время, и это достойно внимания, старший брат уже не мог решать ни одного вопроса как в хозяйственной, так и общественной жизни семьи без ведома и согласия остальных братьев [4, с. 236].

Как отмечает Х. В. Туркаев: «Внутренняя жизнь чеченской большой семьи отмечалась строгой организацией. Каждому члену в ней отводились свое место и обязанности, своя роль в трудовой деятельности коллектива. Как и у других горцев Кавказа в чеченских семьях сыновья были обязаны полностью подчиняться отцу, со смирением и почтением принимать всякое приказание и безропотно выполнять его. Малейшее сопротивление и непослушание считалось величайшим стыдом по адату и грехом по шариату» [3, с. 143].

Женской частью руководила жена «ц1ийна нана» или его мать. Она играла руководящую роль в организации жизни и труда женщин большой семьи. В больших семьях, как и в малых, у чеченцев главы семей никогда не вмешивались в хозяйственные дела женщин, а если мужчина обращал на это внимание и уделял этому время, это считалось неприличным и даже оскорбительным для него. «Ц1ийна нана» имела большую власть над младшими женщинами дома. Невестки должны были оказывать полное уважение к ней, особенно это относилось к младшей невестке. Последняя должна была ложиться спать позже всех, хотя вставала раньше всех и проводила уборку в доме. Невестки не имела права нарушить господствовавшие в семье традиции те, кто не придерживался этих правил, наказывался вплоть до изгнания, что являлось большим позором для женщин [4, с. 238].

Как в больших, так и в малых семьях чеченцев имя свекрови было запретно, что сохраняется до настоящего времени. Невестка не называла свекровь иначе, как «нана» («мама»), не должна появляться перед свекровью без платка, неопрятной. Свекровь в семье опекала, воспитывала, контролировала поведение и поступки невесток и дочерей.

Говоря о власти женской главы дома можно заметить, что она распространялась на всю женскую половину семьи, но при этом по своему характеру мало чем отличались от власти главы, хотя функции женщины и были ограничены рамками ведения домашнего хозяйства и семейной обрядностью [1, с. 37].

Поэтому поводу З. И. Хасбулатова пишет: «В прошлом женщина у чеченцев, хотя полностью и подчинялась своему мужу, обладала все же большей независимостью, чем у других горцев. Хотя женщина и не участвовала в семейных советах, но к ее мнению прислушивались» [5, с. 92].

Чеченцы, воспитанные в духе строгой морали, всегда отличались сдержанным отношением к женщине. Взаимные отношения молодых людей и девушек носили характер уважения к женской чести и характерной для горской женщины скромности. Также, несмотря на полное подчинение женщин, нельзя сказать, что по народным воззрениям женщина лишена всякой вежливости со стороны мужчин или находится в полной зависимости от мужа [3, с. 144].

Известно, что чеченская женщина должна была вставать, когда входил мужчина, уступать ему место, дорогу, что объясняется ее уважением в его лице защитника, добытчика, хозяина дома. Однако в данном случае не допускалось не только телесного прикосновения, но даже оружие мужчины (ружье, кинжал и т. д.) не могло быть обращено в сторону женщины. Любое мщение, наказание, убийство не могло происходить при женщине, более того, бросив с головы платок, она могла остановить любое кровомщение. Преследуемый кровник оставался невредимым, если он скрывался в женской половине дома любой семьи из рода кровника. По адатам чеченцев мужчина не должен был обогнать женщину верхом на коне, а должен был спешиться и провести коня под уздцы; также мужчины не имели права драться в присутствии женщины [1, с.40].

В традиционной семье чеченцев с раннего возраста девочек и мальчиков приучали уважать старших и друг друга, быть вежливыми и отзывчивыми. В семейной педагогике чеченцев существенная роль отводилась правилам и нормам поведения, общению с родственниками и соседями. У чеченцев считалось, что ребенок правильно воспитан в семье, в том случае, если он всегда стремился выполнить просьбы старших, соседей и родственников. И, конечно, примером для детей и подростков служили взаимоотношения взрослых между собой (родителей), их отношения к старшим, к своим родителям, детям.

Как отмечает З. И. Хасбулатова: «В конце XIX — начале XX века в чеченских семьях разводы происходили редко и главной причиной развода могла быть только бездетность женщины. Следует отметить, что почти всегда мужчины были инициаторами разводов» [4, с. 229].

При разводе муж в присутствии свидетеля должен был произнести «Ас йитина хьо» (Я оставил тебя). Это выражение он произносил 3 раза. При разводе муж отдавал жене все, что она принесла из родительского дома, и все, что она накопила за период замужества своим трудом. Хотя очень редко, но иногда в чеченских семьях встречались и разводы по инициативе жены, которые, как правило, осуждались общественным мнением.

Хотя сложилось мнение, что вершителем судеб детей были родители и особенно отец, тем не менее, нельзя считать, что браки у чеченцев заключались только по воле родителей. В отличие от других народов Северного Кавказа у чеченцев мать принимала активное участие в решении судьбы дочери, также в рамках строго определенных правил и норм девушки могли общаться с юношами и таким образом выбирать себе спутника жизни. Эти встречи могли происходить при различных видах взаимопомощи «белхи», свадьбах — «ловзар», вечеринках — «синкъерам», посиделках — «чукхайкхина», у источника-«хи йистехь» [1, с. 42].

Cпустя столетие, чеченская семья трансформировалась, изменились такие семейные ценности, как общность хозяйственных интересов, значимость родства, особая роль отца в семье, семейно-свадебная обрядовость, грамотное распределение семейных обязанностей.

Модернизация чеченского общества сопровождалась также определенными изменениями в положении женщины. Несмотря на то, что традиционно чеченская женщина пользовалась большой свободой, ей отводилась роль «хранительницы семейного очага», играющей главную роль в воспитании детей. Такое понимание роли женщины в обществе длительное время являлось главным препятствием для принятия ее как активного субъекта общественной жизни.

Тем не менее, уже к концу советского периода истории внутри подавляющего большинства чеченских семей сложилось фактическое равноправие супругов при формальном сохранении за мужчиной статуса главы семьи. Такое положение сохраняется и в настоящее время. При том, что роль женщины как главной хранительницы семейных ценностей осталась за ней, она шире, чем раньше, допущена к участию в общественной жизни и общественном производстве [6].

Сегодня приходится констатировать, что в связи с изменением роли и места семьи в социокультурной реальности XXI века новая семья позволила наметить новые ориентиры в жизни женщин. В частности, произошло кардинальное расширение ее экономической роли, в значительной степени изменился характер и содержание ролевых функций мужчины и женщины в семье и обществе.

На это обращает внимание К. Х. Межиева: «Так, женщина, кроме семейной ориентации, получила возможность иметь внесемейные ценностные ориентации. Ей было предоставлено право на выбор работы и получение образования, открылись определенные возможности устраивать судьбу по своему желанию. Конечно, все это в немалой степени отразилось на ее отношении к обществу, семье, мужу и детям» [1, с. 7].

Социальные трансформации затронули и институт семьи, выразившийся в размывании традиционных для чеченского общества семейных ценностей и этики внутрисемейных отношений. [5, с. 106]. Отметим, что профессиональное и должностное продвижение, сокращение объема домашней работы, рост образования и культуры, разнообразный досуг стали занимать большее место в общей иерархии ценностей родителей и подрастающего поколения, успешно конкурируя с чисто семейными ценностными ориентациями.

За короткое историческое время произошел переход от семей, занимающихся сельскохозяйственным трудом, в которых обязанности супругов были четко разделены, к семьям, где характер труда вариабелен и профессии, бывшие ранее «мужскими», стали доступны и для женщин; от четкого разделения ролей между супругами, когда жена занималась преимущественно домом и детьми, к семье, в которой женщина, помимо домашних обязанностей, реализовывает себя и в профессиональном плане. Патриархальные отношения с непререкаемым главенством мужа уступили место отношениям между супругами, строящимся на демократических началах [2, с. 72].

Следовательно, новая социокультурная среда семьи играет огромную роль в формировании представления о семейных ценностях, типично мужских и женских ролях, нормах регламентации брачно-семейных отношений; происходит изменение самих ориентаций и ожиданий, связанных с институтами брака и семьи, представлений о них [6].

Изучение семьи с точки зрения социокультурного подхода способствует созданию целостной и динамичной картины воззрений на семью и семейные отношения. Сегодня приходится констатировать, что под воздействием трансформационных процессов чеченская семья испытывает на себе особенности «двойственной природы» переходного этапа, что влияет на роль и место ее существования в социокультурной реальности. Социальные трансформации, произошедшие под влиянием глобализации и интеграции чеченской культуры в современное мировое сообщество, привели к размыванию традиционных для чеченского народа семейных ценностей и этики ее внутрисемейных отношений и как следствие к ослаблению института семьи.

Литература:

1.         Межиева К. Х. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе (кон.XX- нач. XXIвв.) — автореферат

2.         Мацковский М. С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР//Молодожены. — М., 1995. — С.154.

3.         Культура Чечни: история и современные проблемы. — /Отв. Ред. Х. В. Туркаев/. М.: Наука,2006.

4.         Хасбулатова З. И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (XIX — начало XX вв.). — М., 2007.

5.         Хасбулатова З. И. Обряды, обычаи и поверья чеченцев и ингушей. — М.,2007.

6.         Электронный ресурс — (http://www.dissercat.com/content/rol-semi-v-formirovanii-kulturnykh-orientatsii-tsennostei).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle