Библиографическое описание:

Локаткова О. Н. Регрессионный анализ компонентов психологической готовности студентов-первокурсников к взаимодействию с образовательной средой вуза // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 390-393.

В результате исследования выявлен комплекс психологических характеристик поведения и деятельности студентов в образовательной среде вуза, определен вклад каждого компонента психологической готовности в успешность учебной и общественной деятельности учащихся в условиях новой образовательной среды. Для исследования разработана авторская методика изучения психологической готовности студентов к взаимодействию с образовательной средой вуза.

Ключевые слова: психологическая готовность, студенты-первокурсники, образовательная среда, вуз, регрессия.

Одной из наиболее важных проблем обучения в современных учреждениях высшего профессионального образования является адаптация организма к учебной нагрузке, к резкой смене окружающей социальной и психологической среды. На процесс адаптации студентов-первокурсников в высшем учебном заведении и учреждении среднего профессионального образования влияют множество различных факторов [1]. Вес и значение действия совокупных факторов на личность студентов в процессе адаптации различны. Основная цель исследования определение (на основе анализа построенной регрессионной модели) комплекса характеристик, необходимых для формирования высокой психологической готовности и успешной самореализации при обучении в вузе.

Объект исследования — психологическая готовность учащихся.

Предмет исследования — структура и содержание психологической готовности первокурсников к взаимодействию с образовательной средой вуза.

Исследование проводилось на базе Саратовского государственного медицинского университета, Саратовского государственного университета, Саратовского государственного политехнического университета. Всего в исследовании приняли участие 192 студента-первокурсника. Исследование проводилось с помощью авторской методики для студентов-первокурсников «Психологическая готовность к обучению в вузе. Анкета состоит из 40 вопросов, требующих субъективной оценки студентами психологических характеристик собственного поведения и деятельности по 10-балльной шкале. Обсчет данных осуществлялся в программе подсчета математической статистики SPSS 18.0.

Исходя из методологии регрессионного анализа, общая психологическая готовность выступает в качестве «внешнего критерия» или «независимой переменной», а компоненты психологической готовности — в качестве «зависимых переменных» [3]. К составляющим психологической готовности относятся эмоциональный, личностный, когнитивный, социально-психологический компоненты. Регрессионная модель общей психологической готовности студентов-первокурсников к взаимодействию с образовательной средой вуза, объясняющая 90 % дисперсии имеет следующий вид.

ОбщПсГ=1,27+0,09А+0,08B+0,07C+0,06D+0,06Е+0,06F+0,07G+0,09H+0,006I+0,05J+0,05К + 0,04L+0,05M+0,05N

где ОбщПсГ — общая психологическая готовность,

A — скорость усвоения нового учебного материала

B — отношения с преподавателями,

C — уверенность в себе,

D — знания об учебных заведениях,

E — четкость представлений об обучении в вузе,

F — тревога в новой обстановке,

G –учебная успеваемость,

H — эмоциональная устойчивость,

I –социально-психологический статус в группе,

J — соответствие выбранного вуза интересам,

К- самостоятельная дополнительная подготовка к профессии,

L- уверенность в выборе вуза,

M- умение планировать учебное и личное время,

N- влияние отношений с окружающими на успешность обучения.

Среди исследуемых характеристик общей психологической готовности студентов в равной мере представлены предикторы со стороны как эмоционального, личностного, так и когнитивного и социально-психологического компонентов. В связи с этим в дальнейшем был определен вклад каждого компонента психологической готовности в успешность учебной и общественной деятельности учащихся в условиях новой образовательной среды.

Согласно полученным результатам, такие факторы, как «скорость усвоения нового учебного материала» и «эмоциональная устойчивость» вносят наибольший вклад в состояние общей психологической готовности студентов к взаимодействию с образовательной средой вуза. К условиям сформированности психологической готовности к обучению в вузе относится наличие способности самостоятельно воспроизводить и преобразовывать новую информацию, применять ее в разнообразных нетиповых ситуациях. Безусловно, качество овладения обучаемым учебным материалом, способность к самоуправлению и саморегуляции формирует потребность в знаниях, развивает познавательные интересы и запросы, влечет изменения в целях и мотивах учения. Также, можно констатировать, что эмоциональная неустойчивость приводит к усилению тревожности и оказывает дезорганизующее влияние на учебную и общественную деятельность в вузе. Тогда как эмоциональная стабильность, наоборот, способствует более успешному приспособлению первокурсников к новой социальной ситуации.

В качестве предикторов психологической готовности также выступают такие характеристики, как «уверенность в себе», «тревога в новой обстановке». Для того, чтобы успешно справляться с предстоящими учебными трудностями и обрести хорошее самочувствие учащимся необходимо умение бороться со своими страхами, сомнениями и самоограничениями. Позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей позволяет приобрести позитивный опыт решения социальных задач и успешно достигать собственных целей. Сомнения, фобии, нерешительность отрицательно влияют на учебную деятельность, социальную активность, ведут к возникновению чувства тревожности, отрицательно влияют на концентрацию внимания. Уверенность в себе усиливает положительные эмоции. Когда молодые люди уверены, они остаются спокойными и сосредоточенными в критических ситуациях. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям, тревожный юноша нерешителен, несамостоятелен, не проявляет активности в учебной или в общественной жизни вуза.

Фактор «учебная успеваемость» также выступает в качестве предиктора общей психологической готовности. Одним из показателей психологической готовности к взаимодействию с образовательной средой вуза является уровень академической успеваемости учащихся, достаточная сформированность основных компонентов учебной деятельности, позволяющая студенту успешно осваивать программный материал. Отношение испытуемых к процессу обучения, все их будущие достижения зависят от того, насколько успешным для них будет начало обучения в вузе. Как показывает исследование, низкие результаты в учебной деятельности могут вызвать у студентов негативное отношение к учёбе в целом, отрицательно сказаться на самооценке и эмоциональном состоянии учащегося, на формировании навыков поведения в новом коллективе.

Несколько меньший процент дисперсии имеют факторы «знания об учебных заведениях», «четкость представлений об обучении в вузе». Чем больше у учащихся знаний о различных учебных заведениях высшего профессионального образования, об особенностях учебного процесса в том или ином вузе, тем меньше вероятность случайного выбора ими специальности при поступлении в вуз. При низкой информированности абитуриентов о вступительных экзаменах, требованиях, предъявляемых к учащимся, условиях обучения в том или ином учебном заведении, о перечне специальностей, конкурсах на различные факультеты, возникает психологическая неуверенность, страх неудачи, страх перед чем-то неизвестным. Установлено, что чем адекватнее, точнее представления учащихся о предстоящей и последующей учебной деятельности, тем выше уровень их подготовки к ней [2]. Так как у будущих специалистов остается время на дополнительные формы подготовки к поступлению и обучению в вузе — подготовительные курсы, репетиторство, индивидуальные занятия. Можно с уверенностью говорить о том, что информационный фактор является универсальным и повышающим шансы различных социальных групп на рынке услуг. Получая более конкретную, достоверную и подробную информацию о вузах учащиеся и их родители смогут точнее определить потребности, правильнее соотнести свои финансовые, интеллектуальные, культурные, социальные возможности, принять верное решение о выборе вуза и сформировать дальнейшую образовательную стратегию.

Значительный процент дисперсии имеет фактор «отношения с преподавателями». Содержание педагогического общения между преподавателем и студентами может являться причиной спада или роста учебной мотивации, самооценки, уверенности в себе. Во многом желание учиться определяется субъективным переживанием учащегося своего успеха в вузе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости, подтверждением внимания к своей персоне со стороны преподавателя. Уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство, способность не пересказать учебный материал, а увлечь им учащихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у будущих специалистов. Согласно полученным результатам, можно утверждать, что характер взаимоотношений педагога со студентами самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность, и, как следствие, на общую психологическую готовность к взаимодействию с образовательной средой вуза. В результаты работы удалось выяснить, что демократический стиль руководства учащимися является единственно возможным способом организации реального сотрудничества педагога и школьников. Демократический стиль педагогического руководства, стимулируя учащихся к творческому, инициативному отношению к делу, позволяет максимально проявить себя как личность каждому члену коллектива.

К предикторам со стороны социально-психологического компонента, помимо фактора «отношения с преподавателями», относится фактор «социально-психологический статус в группе». Содержание общения и характер взаимодействия в студенческой группе оказывают влияние на учебную деятельность, общественную активность, личностное становление учащихся. Учебное сотрудничество (кооперация), позитивное отношение испытуемых друг к другу положительно влияет на результативность учебной деятельности. Улучшаются академические успехи: на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе, когда взаимодействие студентов минимально, возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания. Анализ данных продемонстрировал, что взаимодействие учащихся между собой, учебное сотрудничество — средство, с помощью которого развиваются способности и качества личности, необходимые для достижения высоких результатов в той или иной деятельности в условиях современного общества: самостоятельность, ответственное и инициативное поведение, способность к рефлексии. Низкий социально-психологический статус не позволяет полноценно участвовать в студенческой жизни, учебной и вне учебной. Последствиями этого может являться появление неадекватно заниженной самооценки, замыкание в себе, снижение учебной мотивации, появление аддиктивных форм поведения.

Также, к предикторам со стороны социально-психологического компонента относится фактор «влияние отношений с окружающими на успешность обучения». Помимо отношений с преподавателями, однокурсниками на учебный настрой, учебную деятельность влияют и отношения первокурсников с близкими родственниками, друзьями. Успеваемость студента зависит от психологического климата в семье, отсутствия конфликтных ситуаций среди сверстников. Оптимальные межличностные отношения с близкими родственниками способствуют наибольшей успешности в учебной деятельности, а также способствуют максимальной удовлетворенности студентов своей деятельностью.

Результаты исследования показывают, что гораздо меньший процент дисперсии обнаруживается для факторов «соответствие выбранного вуза интересам», «самостоятельная дополнительная подготовка к профессии». Как показало исследование, не все учащиеся выбрали вуз по своему желанию. Достаточно большая часть учащихся выбирают вуз по советам родителей, за компанию с одноклассниками. Некоторые выбирают вуз, в который легче поступить, в независимости от интересов. Также, одним из критериев поступления является стоимость обучения: выбирается либо дешевый, ибо, наоборот, самый дорогой из всех возможных — чтобы было чем похвастаться. В итоге рассмотрения данного вопроса можно сказать, что от того, что ждет абитуриент от высшего профессионального образования, от выбранной им специальности, каких жизненных целей он желает достичь, кто повлиял на его выбор, зависит желание учиться, успеваемость в процессе обучения в вузе, реализация своих возможностей в выбранной сфере деятельности. Естественно, такие условия выбора специальности ведут за собой неустойчивость профессионального выбора, неудовлетворенность обучением в вузе, плохое понимание содержания учебного материала, отсутствие положительных мотивов получения высшего образования.

При отсутствии положительных мотивов учения, интереса к процессу обучения, у старшеклассников и первокурсников отсутствует желание осуществлять самостоятельную дополнительную подготовку к профессии. Способность абитуриентов самостоятельно разбираться в различных требованиях, предъявляемых к учебной деятельности, самостоятельное преодоление трудностей, планирование, самоконтроль является одним из главных факторов, влияющих на готовность к любой самостоятельной деятельности, в том числе и учебной деятельности в вузе. Разносторонняя подготовка молодого человека способствует более быстрому освоению нового учебного материала, ускорению профессионального обучения, расширяет возможности самореализации. Наименьший процент дисперсии обнаруживается для характеристики «уверенность в выборе вуза». Неуверенность в выборе того или иного вуза, несоответствие получаемой специальности интересам приводит к неумению применять теоретические знания в практической деятельности, безответственности, невнимательности, недисциплинированности.

К предикторам со стороны личностного компонента относится фактор «умение планировать учебное и личное время». Данная составляющая личностного компонента готовности предполагает осмысление своей деятельности учащимся с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее приемлемыми методами. Компетентность юношей в планировании, целеполагании обеспечивает успешность и эффективность всей учебной деятельности, определяет характер и способы действий, обеспечивает достижение запланированного результата. Умение учащегося распределять первоочередные текущие задачи помогает подобрать необходимое время на их выполнение.

Методология и технология многомерного регрессионного анализа позволяет выполнить многомерную оценку вклада основных компонентов психологических качеств и свойств личности в формирование высокого уровня психологической готовности к взаимодействию с образовательной средой вуза. В результате регрессионного анализа была показана неравнозначность критериев сформированности компонентов психологической готовности и сделана попытка оценки веса каждого критерия в рамках целостного психологического явления. Практическая значимость работы заключается в возможности применения полученных результатов исследования студентов 1 курсов различных факультетов для совершенствования учебного и воспитательного процесса.

Литература:

1.                  Григорьева М. В., Шамионов А. Д. Психологические факторы и структура профессиональных намерений педагогов-психологов на этапе обучения в вузе. Вектор науки тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. 2011. № 1. С.48–52.

2.                  Григорьева М. В. Роль адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т.1. № 3. С. 11–15.

3.                  Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — 350 с., ил., стр. 240–245.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle