Библиографическое описание:

Терехов П. Д. Автомобильная промышленность Германии в начале XXI века // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 136-139.

В условиях усиления процессов глобализации и регионализации экономической жизни, современный этап мирового развития характеризуется значительно возросшей ролью транснациональных корпораций (ТНК). Одним из основных показателей экспансии ТНК являются прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В настоящее время на долю ТНК приходится до 90 % мирового вывоза капитала в форме прямых иностранных инвестиций [1,2].

Германия имеет одну из самых сильных экономик мира. На ее территории сосредоточена значительная часть, а именно — 6115 «материнских» ТНК (всего в мире по последней переписи ТНК на 2008 год было зарегистрировано 82053 ТНК) [3].

В структуре промышленного производства Германии особую роль играют четыре экспортоориентированные отрасли, одна из которых — автомобилестроение. Автомобильная промышленность, с одной стороны, — это и крупный потребитель материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а с другой — один из основных производителей промышленной продукции. Успех автомобилестроительных ТНК во многом сегодня зависит от использования инноваций в конструкционно-технологическом процессе и от выверенного расширения «географии» производства с учетом региональных особенностей. Автомобилестроительные заводы непосредственно завязаны на производство конструкционных материалов, необходимых для изготовления автомобиля и на возможности рынка сбыта, особенно в случае с Германии, когда это важная экспортная отрасль страны [4].

Именно автомобилестроение играет особую роль в транснационализации германского бизнеса. За период 1989–2010 гг. доля автомобильной промышленности в общем объеме прямых иностранных инвестиций Германии выросла с 8 % до 12 %, а в общем объеме промышленных инвестиций — с 14 % в 1991г. до 43 % в 2011г. [5,6,7]. Из почти 300 млрд. евро накопленных к 2011 г. за рубежом во вторичном секторе экономике германских ПИИ 129,7 млрд. приходится на автомобилестроение. Из них чуть менее половины германская автомобильная промышленность вложила в европейские страны (главным образом в Бельгию, Швецию, Великобританию, Чехию и Венгрию), 46 млрд. евро в страны Северной и Южной Америки (80 % из них приходится на долю США), 17 млрд. евро в азиатские страны (65 % на долю Китая) [6].

Крупнейшим германским инвестором в автомобильную промышленность зарубежных стран является концерн Фольксваген, а основной производственной базой для него становится Китай. Компания планирует к 2018 г. увеличить свои производственные мощности в этой стране до 4 млн. автомобилей в год, при этом планируется открыть семь новых предприятий, что потребует привлечения огромных инвестиций в экономику Китая. Концерн, как известно, ориентируется на производство бюджетных моделей, в отличие от других германских производителей. На автомобильную промышленность приходится более четверти всех германских ПИИ, размещенных в Китае. На фоне других азиатских стран этот показатель резко выделяется. В автомобильную отрасль остальных стран Азии идет 13 % всех ПИИ ФРГ. По масштабам германских инвестиций в автомобилестроение также выделяются Швеция, Словакия, Испания, Чехия, Венгрия, Мексика, США [6,8].

Еще в 70-е годы среди развивающихся стран одним из лидеров по объему прямых иностранных инвестиций в автомобильную промышленность являлась Бразилия (в 1953 г. здесь открылось первое предприятие концерна Фольксваген, а в 20 лет спустя Бразилия была крупнейшим производителем автомобилей среди всех развивающихся стран) [11,12]. Очевидно, что в настоящее время интересы германских автомобильных ТНК сместились из Латинской Америки в направлении быстро развивающихся стран Восточной Азии.

За последние 50 лет ежегодные объемы производства легковых автомобилей на территории Германии выросли с 1,8 млн. до 5,5 млн. штук. Лидером по производству является Фольксваген Групп, на долю которого приходится 45 % производства внутри страны [13,14].

Рис. 1. Производство легковых автомобилей в Германии, млн. штук. Составлено: [13]

Германия является лидером по производству и продажам автомобилей в Европе (в мире Германия занимает третье место по производству и четвертое по продажам). На ее долю приходится более 30 % всех легковых автомобилей, собранных в Европе, и более 20 % зарегистрированных автомобилей на европейском рынке. В Германии также располагается наибольшее количество автопромышленных предприятий в Европе — 43, что составляет более половины от числа всех предприятий в Западной Европе [15]. Германия обладает удачным географическим расположением — в центре Европы, рядом с крупнейшими рынками потребления ее продукции.

Германская автомобильная промышленность произвела в 2013 году почти 14 миллионов легковых автомобилей (как на территории страны, так и за ее пределами), это эквивалентно пятой части от мирового значения. На территории самой же Германии было произведено 5,4 млн. легковых автомобилей и более 300 тысяч грузовиков [13]. При этом прирост производства за последние годы на зарубежных филиалах германских автомобильных концернов наблюдается значительно больший, нежели на домашних предприятиях, как в стоимостном выражении, так и в количественном.

Автомобильная промышленность — крупнейшая отрасль немецкой индустрии по совокупному обороту. Более 20 % оборота в промышленном секторе ФРГ приходится на автомобильный сектор, составляя рекордное значение — более 360 млрд. евро. Автомобильная отрасль также является одной из крупнейших работодателей в Германии, 756 тысяч занятых в 2013 в автомобильной промышленности [15].

Германские автомобилестроительные концерны выделяются огромными расходами на НИОКР, более трети всех расходов автомобильных концернов приходится на долю германского автопроизводителей. Достигнув цифры в 18 млрд. евро затрат на НИОКР, автомобильный сектор является самым инновационным сектором и экономики самой Германии [15]. Расходы на НИОКР автомобильными корпорациями составляют треть всех затрат на НИОКР немецкой промышленностью.

Глобальный спрос на автомобили со знаком качества «Сделано в Германии» остается по-прежнему сильным. Автомобильная отрасль Германии выделяется на фоне других крупных стран очень высокой экспортной квотой. Более 77 % выпущенных на территории Германии автомобилей пошли на экспорт в 2013 году, причем тенденция увеличения экспортной квоты идет непрерывно на протяжении многих лет. В 2013 году по абсолютному экспорту автомобилей (почти 4,2 млн. штук) Германия обошла Японию и Южную Корею, заняв первое место в мире [13,15,16].

Большинство немецких автомобилей экспортируются в другие европейские страны. За пределами Европы, США являются крупнейшим импортером немецкого производства автомобилей, за которыми следует Азия. Рисунок 2 иллюстрирует более подробно экспорт германских авто по регионам.

Рис. 2. Экспорт немецких автомобилей по регионам мира, 2013 год. Составлено: [13]

Наряду с рекордными показателями экспорта продукции германского автопрома, прослеживается еще одна новая тенденция — наращивание импорта своих же автомобилей из зарубежных филиалов. Так в 2013 году из почти 3 млн. проданных в Германии легковых автомобилей 2,1 млн. принадлежит германским автопроизводителям, из которых 1,3 млн произведено на территории Германии [13].

Разбивка экспорта германских автомобилей по сегментам показывает, что четверть экспорта приходится на премиум-сегмент автомобилей. Германия занимает почти три четверти мирового рынка продаж премиум-автомобилей. Спрос на премиум-класс транспортных средств является особенно высоким в Китае и США. Самые большие и наиболее эксклюзивные автомобили имеют большое преимущество на китайском рынке, так что Китай является наиболее важным рынком для ряда моделей германских автомобилей.

Германия является мировым центром по производству премиум-автомобилей, благодаря своему НИОКР, высококвалифицированным кадрам, инфраструктуре и богатому автомобильному наследию. Из всех премиум-брендов произведенных в мире, почти 80 % сошли с конвейеров немецких предприятий. Из всех произведенных премиум-автомобилей в мире, около двух третей были произведены в Европе (46 % из которых в Германии). Внутри Европы более 70 % этих авто сделаны в Германии (из которых 80 % это автомобили немецких предприятий).

Рис. 3. Производство премиум-автомобилей по странам в 2013 году, %. Составлено: [17]

Западноевропейский сектор производства легковых автомобилей преимущественно сфокусирован на премиум-сегмент. В результате чего масштаб и диапазон производства значительно расширяется. Германское производство автомобилей премиум-сегмента достигла общей доли 37 процентов западноевропейского производства легковых автомобилей и будет продолжать расти [15].

Германия — один из лидеров процесса «транснационализации» мировой экономики, который неразрывно связан с процессом развитием глобальных сетей ТНК и вывозом капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Позиции Германии в мировом автомобилестроении в последние годы усиливаются. В ближайшие годы крупнейший германский автомобильный концерн планирует выйти на первое место в мире по объемам производства автомобилей мире. Германские автомобилестроительные концерны успешно ведут свою зарубежную деятельность, тем самым способствуя повышению престижа Германии. Активно вкладывая средства в развитие своих зарубежных филиалов, фирмы способствует повышению конкурентоспособности германских компаний и всей национальной экономики в целом, что повышает ее устойчивость в условиях глобальной нестабильности, способствует привлечению в страну иностранного капитала.

Литература:

1.      География мирового хозяйства / Под ред. проф. Н. С. Мироненко. М.: Трэвэл Медиа Интернэшнл. М., 2012.

2.      Самусенко Д. Н. Транснациональные корпорации в современной географии мирового хозяйства // География в школе. 2012, № 2. С. 48–53

3.      World Investment Report, UN, 2009.

4.      Синцеров Л. М. Мировое развитие и автомобильная промышленность. //География. 1996 г., № 34

5.      World Investment Report, UN, 2013.

6.      www.bundesbank.de — официальный сайт федерального банка Германии

7.      Auslandsinvestitionen in der Industrie. Ergebnisse der DIHK-Umfrage bei den Industrie- und Handelskammer. Berlin. 2012.

8.      Ausländische Direktinvestitionen in Deutschland. BDI — Bundesverband der Deutschen Industrie e. V. Berlin. Mai 2013.

9.      Синцеров Л. М. Автомобилизация и мировое хозяйство // География в школе, 1991. № 4. С. 14–20.

10.  Синцеров Л. М., Трофимов Д. А. Сдвиг мировой автомобильной промышленности в развивающиеся страны // Известия РАН. Серия географическая. № 2. 2008. С. 43–50.

11.  Roesler Peter. Brennpenkt Lateinamerika // Institut fuer Iberoamerika-Kunde Hamburg. 30 September 2002. № 18.

12.  Кузнецов А. В. Мирохозяйственные связи германских компаний. М.: ИМЭМО РАН, 2004.

13.  www.vda.de — официальный сайт германского союза автомобилестроителей

14.  www.volkswagenag.com — официальный сайт концерна Фольксваген

15.  www.gtai.de — официальный сайт немецкого агентства внешнеэкономической деятельности и маркетинга

16.  www.oica.net — официальный сайт международной организации производителей автотранспортных средств

17.  www.rolandberger.com — официальный сайт германской консалтинговой компании

Основные термины: легковых автомобилей, прямых иностранных инвестиций, производства легковых автомобилей, германских автомобилей, германских ПИИ, производства автомобилей, территории Германии, германских автомобильных ТНК, экспорта германских автомобилей, немецких автомобилей, моделей германских автомобилей, территории Германии автомобилей, германских компаний, в Германии легковых автомобилей, в форме прямых иностранных, экономике германских ПИИ, капитала в форме прямых, долю ТНК, масштабам германских инвестиций, германских автомобильных концернов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle