Библиографическое описание:

Басанова Е. Е. Интегративный подход к психологии материнства // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 382-384.

В статье представлены результаты исследования особенностей структур интегральной индивидуальности матерей, находящихся на разных этапах развития материнской сферы: молодых матерей и беременных женщин.

Ключевые слова: материнство, редукционистский подход, интегративный подход, теория интегральной индивидуальности.

Психология материнства — одна из наиболее сложных и мало разработанных областей современной науки. Актуальность ее изучения продиктована противоречием между остротой демографических проблем, связанных с падением рождаемости, огромным числом распадающихся семей, лавинообразным увеличением числа сиротеющих детей при живых родителях, с ростом числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине.

Необходимость изучения психологии материнства и подготовки специалистов в этой области обусловлена также бурным развитием такой отрасли психологической практики, как психологическая помощь матери и ребенку (коррекция развития ребенка и материнско-детского взаимодействия), включая младенчество и пренатальный период. К сожалению, в нашей стране активно развивающийся социальный запрос на такого рода психологические услуги сталкивается с полным отсутствием теоретического, методического и организационного обеспечения.

В психологической литературе материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка и материнство как часть личностной сферы женщины [4, 5]. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка рассматривается в контексте материнско-детского взаимодействия. Основное внимание уделяется материнским качествам и характеристикам материнского поведения, а также их культурные, социальные, эволюционные, физиологические и психологические основы, влияющие на формирование личности ребенка.

Анализ литературы показал, что период беременности и после родов наиболее важный для становления материнской сферы и вместе с тем самый уязвимый для психики женщины [3, 4, 5]. Молодая женщина за относительно короткий срок трижды меняет свой социальный и биологический статус. В её организме происходят мощные гормональные перестройки, довольно быстро меняется архитектоника тела, по-новому распределяются режим дня, физические и психические нагрузки. В то же время в молодой семье перестраиваются отношения между супругами, женщина ищет новые пути взаимодействия с мужем, к тому же с рождением ребенка в семье происходит распределение ролей. Все эти процессы ведут к эмоциональным «сбоям» в психике молодой женщины. Подобный «сбой» может происходить на любом этапе материнства.

Послеродовой период является, возможно, еще более сложным для женщины, нежели период беременности. Несмотря на то, что в течение двух месяцев после родов у женщины полностью восстанавливаются генеративные органы и, с точки зрения медицины, она считается здоровой, то в психологической практике считается, что психическая адаптация женщины к материнству в среднем длится в течение восемнадцати месяцев.

От психологического здоровья женщины в период беременности и после родов зависит и будущее психическое здоровье ребенка. Поэтому необходимо изучение особенностей индивидуальности молодых матерей, чтобы вовремя оказать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается.

В современной психологической науки сложились два основных подхода к исследованию индивидуальности человека: редукционистский и интегративный [1]. Редукционистский подход рассматривает индивидуальность с точки зрения одномерного пространства, поэлементно, изучая лишь одну её сторону. Интегративный подход изучает индивидуальность в совокупности всех имеющихся свойств, взаимовлияющих и взаимообогащающих друг друга. Ярким примером интегративного подхода является теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина [2].

Целью исследования является изучение особенностей индивидуальности молодых матерей в зависимости от этапа развития материнской сферы, а именно в период беременности и после рождения ребенка (эмпирический материал был собран Демченко И. Н.). Исследование осуществлялось с позиции теории интегральной индивидуальности.

Для реализации поставленной цели использовались следующие диагностические методики:

1.         Психодинамический уровень интегральной индивидуальности молодых матерей исследовался с помощью проективной методики «Я и мой ребенок» Г. Г. Филипповой и теста на измерение уровня тревожности Тейлора.

2.         Личностный уровень интегральной индивидуальности молодых матерей диагностировался с помощью проективной методики «Фигуры» Г. Г. Филипповой и теста «Удовлетворенность браком» Алешиной Ю. Е., Гозмана Л. Я., Дубовской Е. М.

3.         Социально-психологический уровень интегральной индивидуальности исследовался с применением методики «Hand-test» Вагнера.

Полученный эмпирический материал был обработан с помощью факторного анализа Терстоуна. В результате статистической обработки получились две факторные матрицы свойств интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей.

Рассмотрим факторную матрицу свойств интегральной индивидуальности беременных женщин (табл. 1).

Согласно табл. 1, в структуре интегральной индивидуальности беременных женщин выявлены два значимых фактора.

Таблица 1

Факторные структуры интегральной индивидуальности беременных женщин

Уровни ИИ

Фактор 1

Фактор 2

Ортогональные связи

Облические связи

ПДУ

5,0

-

14

-

ЛУ

3,13

3,13

СПУ

1,39

4,16

Фактор 1 можно считать психодинамическим, поскольку по средней величине насыщенности каждого уровня значимыми факторными весами, психодинамический уровень интегральной индивидуальности является лидирующим (5,0) по сравнению с личностным уровнем (3,13) и социально-психологическим (1,39).

Фактор 2 в группе беременных женщин является частичным, в него включены только личностный и социально-психологический уровни интегральной индивидуальности. Фактор 2 можно считать социально-психологическим, поскольку именно социально-психологический уровень интегральной индивидуальности наиболее насыщен факторными весами (4,16) по сравнению с личностным уровнем (3,13).

Два выделенных фактора в структуре интегральной индивидуальности беременных женщин являются ортогональными, т. е. независимыми и однозначными, так как не наблюдаются свойства, включенные в оба фактора.

Рассмотрим факторную матрицу свойств интегральной индивидуальности молодых матерей (табл. 2).

Согласно таблице 2, в структуре интегральной индивидуальности молодых матерей выявлены два значимых фактора.

Таблица 2

Факторные структуры интегральной индивидуальности молодых матерей

Уровни ИИ

Фактор 1

Фактор 2

Ортогональные связи

Облические связи

ПДУ

2,5

1,25

9

2

ЛУ

3,13

3,13

СПУ

2,77

2,77

Фактор 1 — полный, он представлен всеми тремя исследуемыми уровнями интегральной индивидуальности. Фактор 1 можно назвать личностным, поскольку личностный уровень наиболее насыщен факторными весами (3,13), нежели социально-психологический и психодинамический уровни (2,77 и 2,5 соответственно).

Фактор 2 также является полным, в него включены показатели всех трех исследуемых уровней интегральной индивидуальности. Фактору 2 присвоим название «личностный», поскольку по критерию насыщенности значимыми факторными весами личностный уровень интегральной индивидуальности молодых матерей преобладает (3,13) над социально-психологическим уровнем (2,77) и психодинамическим уровнем (1,25).

Выделенные факторы в структуре интегральной индивидуальности молодых матерей являются частично облическими, т. е. взаимодействуют между собой, поскольку два свойства социально-психологического уровня «страх» и «активная безличность» включены в оба фактора.

Итак, в результате качественного и количественного анализа, были выявлены существенные различия в структурах интегральной индивидуальности беременных женщин и молодых матерей.

Полученный материал позволил сформулировать следующие выводы:

1.         В факторной структуре беременных женщин выявлены два фактора, причем один фактор — полный, второй фактор — частичный, факторы являются ортогональными. В то же время в факторной структуре молодых матерей выявлены также два фактора, но оба фактора полные, в них включены свойства всех трех исследуемых уровней интегральной индивидуальности. Факторы являются частично облическими.

Следовательно, структуры интегральной индивидуальности молодых матерей более развиты и гармоничны, нежели структуры беременных женщин. Возможно, это связано с большей идентификацией себя как матери и удовлетворенностью материнством.

2.         В факторной структуре беременных женщин наибольшей приспособительной ролью обладают психодинамический уровень и социально-психологический уровень. В факторной структуре молодых женщин доминирует личностный уровень интегральной индивидуальности.

Беременные женщины в большей степени сосредотачивают внимание на динамику своего психического состояния, которое оказывает существенное влияние на удовлетворенность женщины своей новой ролью. Также беременные женщины более ориентированы на взаимодействие с окружающими, нуждаются в их оценке и поддержке.

В структуре интегральной индивидуальности молодых матерей наблюдается иная картина. Существенное влияние на удовлетворенность молодой матери своей ролью оказывают личностные свойства, в частности психологическая готовностью к материнству и удовлетворенность взаимоотношениями с супругом.

3.         Структуры молодых матерей различаются кардинальным образом, в зависимости от этапа развития материнской сферы. И при психологической работе с беременными женщинами и молодыми матерями необходимо учитывать это положение.

Литература:

1.                  Белоус, В. В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности /В. В. Белоус. — Пятигорск, 2004.

2.                  Мерлин, В. С. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды /В. С. Мерлин / Под ред. Е. А. Климова. — Москва-Воронеж, 1996.

3.                  Мещерякова, С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. — 2000. — № 5.- С. 18–27.

4.                  Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства /Р. В. Овчарова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

5.                  Филиппова, Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle