Библиографическое описание:

Микаилов Р. П. Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 357-361.

В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.

Ключевые слова: трудовое воспитание, нравственное воспитание, семья, народная педагогика, этнопедагогика, традиции, обычаи, обряды, народное воспитание.

The national (folk) and pedagogical aspects of labor and moral education in Azerbaijani family are analized in this paper.

Keywords:labor education, moral education, family, folk pedagogics, ethnopedagogics, traditions, customs, rituals, folk education.

Постановка проблемы. Особенностью развития украинского этноса есть постоянная связь и взаимовлияние культур и этнопедагогических традиций народов, проживающих на территории Украины. Не являются исключением и азербайджанские воспитательные традиции. За годы независимости украинский и азербайджанский народы ощутимо обогатились традициями народного опыта воспитания. Азербайджанская диаспора смогла донести до украинцев богатые воспитательные традиции, лучшие образцы своего устного народного творчества и литературы, а также научно-педагогической мысли, представив их в переводе. Уважение украинцами национальных воспитательных традиций других народов даёт возможность этим советам полноценно развиваться на территории другого государства и при этом сохранять свою национальную идентичность. Это позволяет выделить и проанализировать некоторые аспекты традиций воспитания в азербайджанской семье.

Каждый народ в процессе воспитательной деятельности выработал своё отношение как к трудовому так и к нравственному воспитанию. По народной оценке труд — первооснова жизни общества, главное средство создания материальной и духовной культуры [14, с. 173]. Нравственное воспитание — система целенаправленных мер воздействия с целью внедрения в сознание каждого человека требований, закреплённых в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и др. [18, с. 401].

Основоположник этнопедагогики Г. Волков отмечает: «Воспитание в труде — основная проблема педагогики всех народов, трудолюбие — главная составляющая воспитания. Трудовое воспитание — основной стержень всей системы народного воспитания... Без труда нет и полноценного умственного воспитания... Трудолюбие — конечный результат воспитания и результат формирования подрастающего поколения» [5, с. 205].

Педагогический словарь С. Гончаренко определяет нравственное воспитание как целенаправленное формирование морального сознания, развития нравственного чувства и формирования привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определённой идеологией. Основными методами нравственного воспитания есть убеждение, приучение, поощрение и т. д. Нравственное воспитание осуществляется на национальной почве путём усвоения национальных норм и традиций, богатой духовной культуры народа, тех нравственных норм и качеств, которые являются регуляторами взаимоотношений в обществе для согласования действий и поступков людей [6, с. 216].

Анализ исследований и публикаций. Проблемам воспитания в народной педагогике посвящены работы Г. Волкова, П. Игнатенко, Н. Лысенко, Ю. Руденко, М. Стельмаховича, Е. Сявавко, К. Ушинского и других. Именно они обосновывали предмет, принципы и методы народной педагогики как науки и исследовали средства трудового воспитания.

Народно-педагогический опыт Азербайджана нашёл свое отражение в трудах Г. Ахмедова, С. Ахундова, А. Гашимова, М. Ельханова, Р. Эфендиева, А. Кадимбекова, Ф. Кочарлы, М. Мехтизаде, М. Мурадханова, М. Нуриевой. Трудовое воспитание стало предметом исследования С. Зейналова, А. Керимова, И. Маилова, А. Раджабова. О нравственном воспитании говорится в трудах Аббаса-Кули Бакиханова (ГУГСУ), А. Бахманяр, Н. Гянджеви, А. Сиххата, М. Туси.

Источниками для изучения вопроса в указанной проблеме есть древняя азербайджанская «Авеста», героический эпос «Китаби Деде Коркут», «Искандернаме» Низами Гянджеви, памятки устного народного творчества азербайджанского народа.

Целью статьи является теоретическое обоснование сущности, форм и методов трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семьи и определение их роли в развитии современной учебно-воспитательной системы.

Изложение основного материала исследования. Традиции семейного воспитания составляют основу азербайджанской народно-педагогической системы. Нравственное и трудовое воспитание является ведущим в азербайджанской семье.

Особое место в азербайджанских семейных традициях занимает трудовое воспитание, ведь именно оно является ведущим с самого рождения ребенка. В процессе воспитания участвуют все члены семьи, используя беседы, личный пример, поощрения и т. п. Первостепенное значение приобретают такие средства народной педагогики как: традиции, обычаи, обряды, ритуалы, игры, этнографические и исторические материалы, фольклор, именно они олицетворяют этнопедагогическое наследство азербайджанцев.

Трудовое и нравственное воспитание в азербайджанской семье всегда связывается с важными исламскими постулатами, по которым главным в семье есть отец, и ему принадлежит ведущая роль в учебно-воспитательном процессе. Отец, (старейшина рода), есть главным в семье, именно он является носителем обычаев и традиций, связанных с уважением, послушанием и использованием установок старшего человека. Соблюдение традиций — священный долг всех членов семьи, особенно детей.

Воспитание трудолюбивой молодежи — это одна из важнейших задач семьи и общества. В большинстве своём это касается сельских местностей, именно здесь самым важным есть передача трудовых традиций [12, с. 105–106]. В народных представлениях именно пример является фактором формирования личности. В целом мы видим склонность ребёнка к подражанию старшему брату или сестре, матери или отцу [15, c. 42]. В азербайджанской семье главным фактором трудового воспитания ребёнка, конечно в зависимости от его возраста и физических особенностей, является демонстрация собственного трудового примера. В формировании трудового сознания ребёнка ведущая роль принадлежит таким средствам народной педагогики как поговорки, пословицы, сказки, установки, стихи, баяты, песни — всё, что побуждает детское мировоззрение к саморазвитию и пониманию трудовых и нравственных традиций.

Основным в подготовке человека к жизни и труду в азербайджанской воспитательной практике является заполнение средствами народной педагогики недостатка навыков, знаний и умений ребёнка, без этого он не сможет приспособиться к обществу и иметь средства для адаптации и существования во взрослой жизни и т. д. Ребёнку в период взросления необходимо постепенно производить и воспроизводить материальные и духовные ценности, поэтому надо принимать наставления и обучения от старейшин и пытаться передать их будущему поколению. Именно такой подход способствует социализации ребенка в азербайджанской семье.

С самого рождения ребёнка окружают любовью и добротой. Конечно, не всем семьям это удаётся в полном объёме, но, несмотря на политические или экономические обстоятельства, большинство родителей, которые уважают обычаи и традиции, используют в семейном воспитании народный опыт. Ребёнку от рождения поют колыбельные песни, читают сказки, знакомят его с окружающим миром, природой, что влияет на формирование с раннего возраста детского мировоззрения. С целью трудового воспитания детям дают задание представить какую-то безделушку родителям, убрать посуду после еды, самостоятельно одеть хотя бы часть вещей или, например, убрать свои вещи или игрушки, что способствует развитию у ребенка самостоятельности и ответственности.

Главным аспектом воспитания в азербайджанской семье есть хозяйственно-экономическое воспитание. Так, например, девушек привлекают к традициям организации и ведения быта и средств семьи. За мальчиками закрепляются традиции владения средствами и методами заработка и ведения семейных хозяйственных дел. Во многих семьях провинциальных городов и сёл ребёнка издавна приучали к ремеслам, которыми владели родители, для того, чтобы он мог думать и действовать как взрослый. Мальчиков дополнительно учили принимать решение о том, что может быть целесообразным во взрослой жизни и что сможет помочь в будущем, когда он будет взрослым и станет старейшиной своего рода.

По мнению Г. Волкова, труд — основной фактор физического, умственного развития и нравственного совершенствования подрастающего поколения. Но учёный подчеркивает, что народ оценивает не только общественную роль труда, но и выделяет её психологическое значение ,и отмечает, что труд даёт человеку духовное и нравственное наслаждение, а также указывает, что только в процессе труда личности прививаются чувства достоинства, трудолюбия, ответственности и т. д. [4, с. 69].

Н. Пчелинцева в работе «Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье» отмечает, что в некоторых семьях приемлем различный порядок распределения обязанностей между детьми, но, как правило, за выполнением заданий взрослые пристально следят, пытаясь выработать у детей с раннего возраста ответственное отношение к своим обязанностям [12, с. 107].

Исследования азербайджанских семейных отношений дают нам возможность говорить о неравномерности распределения трудовых нагрузок в семье между мужчинами и женщинами, а затем и между девушками и парнями. Анализ показывает, что девочки получают больше трудовых нагрузок и обязанностей, на них возлагается больше бытовых дел (уборка, приготовление пищи). В сельской местности особенно остро стоит проблема похода девушек за водой, и часто это не близкая дорога. С 6–7 лет они ходят за водой с маленькими бидонами, которые с годами становятся всё больше. С 10–12 лет девушек привлекают к стирке, уборке, кормлению домашних птиц и т. п. С 13–14 лет они самостоятельно начинают готовить простые блюда и чай [12, с. 107]. Во многих семьях девушки после 15 лет выполняют такие тяжёлые виды работ как доение коров, помощь матери при выпечке хлеба в тандыре и т. д. [12, с. 108].

Воспитание трудовых навыков у мальчиков начинается в некоторых семьях позже. Они помогают в заготовке кормов для скота. Мальчиков в возрасте 11–12 лет отец берет с собой на выпас скота. Ранее мальчики занимались также сбором дров для зимнего времени. В строительстве и ремонтных работах также использовали труд мальчиков [12, с. 108–109]. Все трудовые обязанности распределяли среди детей с учётом их возрастных возможностей и физической подготовки, а также с целью овладения ими различными навыками.

Основу нравственного воспитания в азербайджанской семье составляют религиозные взгляды. Их формирование происходит в течение длительной истории преимущественно под влиянием постулатов зороастризма и ислама.

Одной из древнейших памяток древнего Азербайджана является «Авеста» — творение Заратуштра (около 589–512 гг. д. н. э.), который является создателем языческой религии огнепоклонников «зороастризм». «Авеста» — сборник священных книг зороастризма, что является общей памяткой многих народов, в которой есть свое отражение жизни, взглядов и традиций народов Востока. В основу содержания «Авесты» положена борьба добра и зла, в которой всегда побеждает добро. Автор желает добра всем людям. Хорошая мысль, доброе слово, доброе дело являются основными моральными критериями в «Авесте». В памятке отражены политические, общественные, философские, религиозные видения, наставления, гуманистические идеалы, ненависть ко злу, любовь к добру, призыв к труду [1, с. 104]. Эта памятка является весомым источником для многих историко-педагогических и народно-педагогических научных исследований. «Авеста», что есть испокон веков у азербайджанского народа, формирует морально-мировоззренческие позиции, является безоговорочным первоисточником и способствует овладению основами нравственного и трудового воспитания восточного общества.

«Авеста» призывает нас к человечности, добрым делам, борьбе со злом, к труду, к прекрасному и светлому, утверждает человечность и мудрость и по-настоящему высокую и духовную мораль. Подтверждением этому являются отрывки из «Авесты»: «О, истина! Пока ты в моём сердце, значит ты и в народе моём», «Пусть ваши руки, ноги, ваш ум будут готовы для осуществления праведных дел, для установления священного мира на свете» [3, с. 22].

Как подчеркивает И. Ильин: «...правильный дух нравственности, патриотизма и национального воспитания прививается в языке, в песне, в молитве, в сказках, в житиях святых и героев, поэзии, духовном осмыслении национальной истории.».. [7, с. 201].

Лучшей иллюстрацией является героический эпос «Китаби Деде Коркут» (Горгуд), где говорится о прообразе мудрого, честного и справедливого человека, который помогает тюркскому племени Огузов. Его звали Коркут-ата (отец Коркут) и всё, что он говорил, сбывалось. Он советовал и помогал решать проблемы народа. Без его совета не принимались никакие решения, его слушались и уважали приказы, которые он отдавал [9, с. 35]. Уважение к старшим, уважение к старейшинам семьи — это древние азербайджанские традиции, которые нашли своё продолжение в современной жизни, а мудрые наставления старших членов семьи пригодятся при решении различных трудностей и невзгод.

В этом эпосе описываются советы и наставления, которые открывают нам путь к нравственному воспитанию. Дед Коркут говорил в своих поучениях: «Чем быть в этом мире ложному слову, лучше не быть ему», «Пусть на земле нашей живут мужи высокие и крепкие, в речи своей скромные», «Пусть человек будет глашатаем правды» [8, с. 25]. В этих строках желание помочь, поделиться мудростью и быть на стороне честности, правды, справедливости, что и является постулатами нравственности в формировании личности.

Исследователь Т. Муталлимов в кандидатской диссертации «Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса» указывает на определение национальний дух как абстрактную философскую категорию, искусственно созданную интеллектуалами разных эпох Востока и Запада [8, c. 33]. По его словам, «Народный дух представляет собой совокупность духовных и характерных морально-этических особенностей народа, которому в течение целого ряда общественно-исторических формаций пришлось выдержать много потрясений и испытаний.».. [8, с. 33–34].

Средствами трудового воспитания в азербайджанской семье наряду с личным примером родителей были и остаются памятки устного народного творчества. Именно трудовые песни, которые исполняются родителями во время работы на полях и при выполнении других хозяйственных дел, были стимулом для более сознательной и плодотворной работы всей семьи. Как свидетельство, можно привести следующие строки:

Работящему — хвала,

А ленивому — хула.

В лоб, где звездочка белеет,

Бьют упрямого вола [2, с. 56].

Примеры пренебрежения к лени находим в детском фольклоре. Символическим олицетворением положительных и отрицательных черт являются животные:

На радость всем — радивый вол,

Обуза лишь — ленивый вол.

Хозяин тот, чей вол ленив,

Всегда бывает хмур и зол [2, с. 57].

Одним из действенных средств народной педагогики являются пословицы и поговорки, которые предоставляют короткие, но содержательные педагогические установки детям: «Труд — украшение жизни» [14, с. 174], «Труд накормит и научит», «Кто за плуг берётся, голодным не останется», «Труженик голодным не будет, сытым не будет ленивый», «Для умелой руки все работы легки» [11, с. 50–51]. Особое место занимают пословицы и поговорки морального направления: «Кто своего учителя не уважает, то т счастья не узнает», «Горько плачет тот, кто не слушает старших» [11, с. 46–47]. Эти примеры помогают понять детям все преимущества человека, который всегда работает и сможет накормить семью, и понять, что счастье заключается в семье, труде и моральных ценностях.

Советы и наставления: «Не говори за глаза о человеке, а если есть что сказать, то говори ему в лицо», «Протяни руку помощи тому, кто упал», «Старайся заслужить чистое имя. Заслужить чистое имя — склонность героя», [10, с. 80] учат быть честными, добросовестными, стараться быть правдивыми, трудолюбивыми, быть на стороне добра и чести, смелости и любви, непосредственно влияют на формирование нравственных качеств ребенка.

К. Ушинский неоднократно подчеркивал огромное значение памяток устного народного творчества в деле воспитания и обучения и на первое место поставил сказку: «...я не думаю, чтобы кто-нибудь был способен соревноваться в этом случае с педагогическим гением народа... Я решительно ставлю народную сказку недостижимо выше всех рассказов, написанных... для детей литературой» [17, с. 272]. Сказки являются ведущими средствами азербайджанской народно-педагогическая мысли. Ярким примером является «Сказка об умной девушке» [13, с. 81]. Эта сказка является одним из народно-педагогических примеров трудового, нравственного и умственного воспитания детей и иллюстрирует народное утверждение, что именно бедность является следствием лени, а движение, путешествие, работа, ум, нравственность, толерантность, смелость дают человеку возможность сделать лучше свою жизнь и особенно жизнь своей семьи. Параллельно мы можем на примере этой сказки и многих других азербайджанских сказок увидеть, какую роль играет женщина в развитии семейного быта, согласия, воспитания и богатства в семье.

Анализируя устное поэтические творчество, нам хотелось бы обратить внимание на азербайджанские «Баяты» — лирические стихи малой формы. Начиная от колыбельных песен, вся жизнь у азербайджанцев проходит в сопровождении баят. Разум, обучение, любовь, дружба, нравственность, трудолюбие, смелость очень широко представлены именно в баятах [1, c. 538]. Баяты посвященные различным темам. Но нас интересует именно опыт и примеры трудового и нравственного воспитания этого стихотворения:

Сад посадишь — зацветёт,

И песок не заметёт.

Тот, кто пчелами не кусан,

Оценить не может мёд [2, c. 71].

Баяты дают возможность и детям, и молодёжи осознать важность иметь своё трудовое ремесло, помогать родителям, показывают, насколько необходимо быть тружеником:

Розы станут медоветь –

Здесь и золото, и медь.

Ремесло верней богатства,

Мастерством бы овладеть [2, c. 71].

Одним из самых благозвучных в культуре азербайджанского этноса являются баяты о морали, которые лучше всего демонстрируют особенность этого стихотворения:

Ты в забавах, ты — ага,

Я в заботах, я — слуга.

У завистливых людишек

Жизнь горька и недолга [2, c. 70].

Баяты о нравственном воспитании являются примером честности, справедливости, стремления к любви, миролюбия, о чём нам говорит следующий пример стихотворения:

Если горе снес, пройдёт,

Пролил море слез, пройдет.

Слово правды сквозь скалу,

Сквозь глухой утёс пройдёт [2, c. 70].

Эти короткие стихи используются постоянно и в быту современной азербайджанской семьи. Баяты считаются одним из народных символов азербайджанского общества и являются неотъемлемой составляющей его народной культуры.

В одном из мусульманских постулатов утверждается, что духовно-нравственное воспитание поможет ребёнку, парню (девушке), мужу (жене) стать мудрыми на уровне души и чувств. Оно формирует понимание необходимости гармоничного сосуществования с представителями различных цивилизаций и культур, сохраняя при этом чувство достоинства, свою религиозную специфику, положительный национальный менталитет и индивидуальность. Ислам как религия мусульман имеет свою моральную этику, что утверждается в сознании азербайджанского общества как положительные высоконравственные ценностные ориентиры, это освещено в постулатах быть справедливым, скромным, толерантным, не видеть в людях недостатков и избегать сплетен, быть благородным и мудрым.

Один из исследователей украинской народной педагогики М. Стельмахович утверждает: «Если же нарушается духовная связь поколений, ломаются народные обычаи, традиции, праздники, то на смену им приходит беспробудное пьянство....Уничтожение традиционных семейных обычаев и обрядов народа разоряет детство и материнство, лишает семью счастья» [16, с. 13–14].

Нравственная сторона азербайджанского народа испокон веков формировалась из таких категорий как: хорошее мнение, доброе слово, добрый поступок. Другими словами, человек должен быть цельным и в своих мыслях, и в делах, между его словами и поступками не должно быть разрыва [8, с.43].

Азербайджанские народные традиции воспитания в семье имеют глубокие корни и большую народно-педагогическую значимость, которая формировалась как из древних философско-религиозных течений, так и из мировых первоисточников. Главные моральные качества азербайджанцев- это доброта, благородство, справедливость, мужество, трудолюбие, что и формирует общепринятые нормы настоящего нравственного воспитания.

Выводы. Таким образом, проанализировав традиции трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье, мы можем утверждать, что они являются неотъемлемой частью азербайджанской народной педагогики. Именно в семье ребёнку с ранних лет прививаются любовь к труду, уважение к старейшинам и работникам, воспитывается чувство достоинства, патриотизма, преданности труду и делу родителей, честность, чувство справедливости и собственного достоинства, мужество. Средства народно-педагогической практики являются реальным фактором развития и воспитания ребёнка, открывают его мировоззрение, развивают мысль, а самое главное -воспитывают настоящего человека.

Литература:

1.                  Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — 592 с.

2.                  Баяты // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 66–76.

3.                  Брагинский И. С. Авеста // Авеста в русских переводах (1861–1996). — СПб., 1998. — 22–66 с.

4.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. Заведений / Г. Н. Волков.– М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.

5.                  Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство,– 1974. — 376 с.

6.                  Гончаренко С. Український педагогічний словник. — К: Либідь, 1997. — 376 с.

7.                  Ильин И. А. Путь к очевидности. — М.: Республика, 1993. — 307 c.

8.                  Муталлимов Т. Б. Особенности формирования национального духа азербайджанского этноса.: дис. канд. фил. наук.: спец. 09.00.11. «Социальная философия» / Т. Б. Муталлимов — Уфа., 2007. — 178 с.

9.                  Народная педагогика // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 35–103.

10.              Настановления // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 80.

11.              Пословицы и поговорки // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 44–53.

12.              Пчелинцева Н. Д. Воспитание детей и подростков в сельской азербайджанской семье (вторая половина ХХ века).: дис. канд. ист. наук.: спец. 07.00.07. «Этнография, этнология и антропология» / Н. Д. Пчелинцева — М., 2001. — 147 с.

13.              Сказки // Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / [сост. А. А. Агаев, А. Ш. Гашимов]. — М.: Педагогика, 1989. — С. 81–103.

14.              Стельмахович М. Г. Народна Педагогіка / М. Г. Стельмахович. — К.: Радянська школа, 1985. — 312 с.

15.              Стельмахович М. Г. Українська народна педагогіка / М. Г. Стельмахович. — К.: ІЗМН, 1997. — 232 с.

16.              Стельмахович М. Г. Народне дитинознавство. — К.: Т-во «Знання» України, 1991. — 48 с.

17.              Ушинський К. Д. Рідне слово. Книжка для тих, хто навчає / К. Д. Ушинський // К. Д. Ушинський Вибрані педагогічні твори. — К.: Радянська школа, 1983. — Т. 2. — С. 232–294.

18.              Філософський словник / За ред. В. І. Шинкарука. — 2 вид., перероб. І доп. — К.: Голов. ред. УРЕ, 1986. — 800 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle