Доктрина эффективного государственного управления: элементы и содержание на примере стран ЕС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (75) октябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 188 раз

Библиографическое описание:

Шмелев, И. В. Доктрина эффективного государственного управления: элементы и содержание на примере стран ЕС / И. В. Шмелев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 16 (75). — С. 313-315. — URL: https://moluch.ru/archive/75/12776/ (дата обращения: 16.04.2024).

Управление обществом — важнейшая задача государства, при этом государство в лице органов и должностных лиц должно стремиться к эффективному управлению. Для выполнения данной задачи необходимо определить понятие эффективного государственного управления, какие критерии лежат в его основе. Страны Евросоюза десятки лет разрабатывали данные критерии, которые впоследствии стали частью законодательства и успешно применяются по настоящее время. Статья предоставляет обзор на законодательные основы эффективного государственного управления в странах ЕС.

Ключевые слова: публичная администрация, государственное управление, принципы административного права, административное право.

Доктрина эффективного государственного управления представляет собой совокупность ключевых элементов, затрагивающих деятельность публичной администрации, среди которых можно выделить следующие: принципы на которых основывается административная деятельность, права частных лиц во взаимоотношениях с публичной администрацией, обязанности государственных служащих по отношению к частным лицам и требования к административным процедурам.

В Европейском союзе предпосылками зарождения доктрины следует считать резолюцию Совета Европы 1977 года и Рекомендацию Совета Европы 1980 года, в которых и нашли отражение большинство перечисленных далее правил [1].

Рассмотрение перечисленных элементов следует начать с принципов, юридическую силу и роль которых невозможно переоценить. К таковым относятся: принцип законности, не дискриминации, то есть гарантии равных прав и свобод человека, пропорциональности.

Принцип законности сформулирован преимущественно в конституциях стран ЕС, и детализирован в административно-процессуальном законодательстве стран-участниц. В некоторых государствах, к примеру в Австрии, данный принцип полностью привязан к деятельности публичной администрации [2]. Однако в целом данный принцип можно сформулировать так: все вопросы вытекающие из конституции регулируются действующим законодательством.

Принцип не дискриминации также исчерпывающим образом сформулирован и гарантирован конституционно. В конституциях некоторых странах также перечислены основания, по которым дискриминация запрещена. Согласно конституции Словении каждому гарантированы равные права и свободы вне зависимости от национальности, расы, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, финансового положения, происхождения, образования, социального положения или любых других личных обстоятельств [3]. Конституция Финляндии же закрепляет равенство всех перед законом и запрет на не мотивированное отличающееся от других отношение к человеку по причинам, затрагивающим его личность. В административно-процессуальном законодательстве, как правило, дан более исчерпывающий перечень основании, которые не должны повлечь возникновение каких-либо привилегий. К примеру, в соответствии со статьей 6 АПК Латвии, по делам, в которых присутствуют идентичные фактические и юридические основания субъектам административной юрисдикции следует принимать идентичные решения.

Принцип пропорциональности в отличие от вышеупомянутых базируется в основном на национальном прецедентом праве, а также может быть закреплен нормативно [4].

В целом, принципы, закрепленные в Конституциях, сформулированы неточно, однако их значение раскрывается правоприменителем при разрешении конкретного административного дела. Принципы формируют соответствующие права и обязанности, содержание которых разъясняет, как конкретный принцип может быть применен к субъекту (деятельности) административно-правовых отношений.

Право на беспристрастное и справедливое разрешение дела может выражаться в обязанности публичной администрации действовать объективно или же обслуживать всех на равных основаниях. Нарушение данного права является основанием дисквалификации должностных лиц публичной службы, закрепленное в административно-процессуальном законодательстве. Так, согласно параграфу 9 (1) АПК Словакии [5], официальное лицо, в беспристрастности которого возникли обоснованные сомнения, не должен участвовать в процессе принятия решения по административному делу. Беспристрастность невозможна как в случаях взаимоотношений самого должностного лица с заинтересованными сторонами [6], так и его близких [7] (дети, внуки, родители, братья и сестры и иные лица разной степени родства, особенно близкие должностному лицу и его супруге). Также в случае наличия какой-либо выгоды для должностного лица, в том числе не материального характера [8], оно может быть отстранено от дела.

Право на рассмотрение индивидуального административного дела в разумный срок может быть сформулировано и как право на рассмотрение дела без излишнего промедления и корреспондировать обязанности государственного служащего быстро и эффективно выполнять поставленные задачи [9]. Понятие разумного срока может содержать как общий временной промежуток, так и право заинтересованного лица на получение сведений о сроках рассмотрения дела по запросу [10].

Право быть заслушанным до вынесения решения, означает что участнику индивидуального административного дела должна быть предоставлена возможность сообщения (устной или письменной форме в большинстве стран) сведений касающихся фактов и обстоятельств, относящихся к данному делу.

Право на доступ к информации является частью конституционно-правового статуса личности, при этом может быть ограничено по соображениям государственной безопасности [11], либо на основании специального закона [12].

Право общего доступа к документам закрепленное как в конституциях, так и в АПК стран-участниц ЕС разъясняет действие принципа прозрачности: официальный документ может быть засекречен только на основании специального акта. При этом необходимость идентификации лица и обоснования причин доступа в большинстве стран ЕС отсутствует.

Право быть заслушанным порождает в том числе обязанность изложить причины принятия решения в письменной форме. При этом содержание и объем данной обязанности, а также сопутствующие процессуальные обязанности в различных законодательствах сформулированы по-разному. К примеру, согласно АПК Австрии, если позиция стороны не полностью учитывается в решении или же решение принято с учетом возражений и дополнений вовлеченных сторон, причины должны быть изложены в решении [13]. Это означает, что единственным основанием решения без мотивировочной части может быть полное удовлетворение требований стороны, а возражения других сторон отсутствуют.

Административное законодательство иных стран закрепляет более исчерпывающий и детализированный перечень ситуаций, в которых причины должны быть изложены. Чаще всего решение необходимо мотивировать в случаях, если оно затрагивает чьи-либо права или законные интересы, а также в случае превышения установленного срока [14]. Законодательство Швеции закрепило иную формулировку рассматриваемой обязанности: решение должно быть мотивировано, за исключением если оно не адресовано стороне, затрагивает назначение на государственную службу, в интересах национальной безопасности, в силу срочности принимаемого решения [15].

В требованиях к мотивировочной части отражены: адекватность ясность и существенность причин, также решение основываться на оценке юридических и фактических обстоятельств [16].

Что касается требований к содержанию самого решения, оно также должно включать указание на возможные способы обжалования решения всем заинтересованным лицам, что вытекает из соответствующей обязанности должностного лица [17].

Обязанность уведомления сторон административного дела возникает в отношении тех лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются решением. Правила процедуры уведомления могут варьироваться, касаться места вручения, сроков, содержания и формы, однако в большинстве стран она присутствует и имеет характер общего правила закрепленного в административно-процессуальной норме.

Документирование административной процедуры означает обязанность по составлению протокола, при этом время, способ и содержание протоколов может устанавливаться административно-процессуальным законодательством. Обязанность по ведению протокола может быть возложена обоснованным заявлением стороны, а также вытекать из нормы соответствующего закона. Устные заявления, как правило, фиксируются и подписываются ее участниками [18], а сам протокол должен содержать время, место, наименование публичного органа и сторон, цель, рассмотренные заявления и возражения участников [19].

Дополняет обязанность ведения протоколов, обязанность хранения (архивирование) материалов административного дела. Специальные акты содержат правила регистрации, категоризации дел и предоставления информации в целях обеспечения доступности, а также соблюдения прав на доступ к информации и документам.

Завершает амальгаму фиксированных правил доктрины эффективного государственного управления обязанность, которая может быть растолкована как совокупность стандартов надлежащего поведения государственного служащего. Прежде всего указанная обязанность касается гражданских служащих и отражена в соответствующем законодательстве.

Стандарты поведения можно классифицировать как стандарты отношения к службе (эффективность, последовательность, пунктуальность, порядок на рабочем месте), и к клиентам (внимательность, вежливость, уважение, культура языка) [20].

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что все перечисленные элементы эффективного государственного управления, несмотря на различия в их толковании, закреплены в законодательстве стран ЕС и имеют большое юридическое значение для становления системы государственного управления Евросоюза.

Литература:

1.         European Regional Planning Strategy, European Conference of Ministers Responsible for Regional Planning, Council of Europe

2.         Подпункт 1 статьи 18 Конституции Австрии, здесь и далее для Конституций - http://www.ecln.net/national-constitutions.html

3.         Пункт 1 статьи 14 Конституции Словении

4.         Статья 6 АПК Финляндии (здесь и далее для Финляндии - http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2003/en20030434.pdf)

5.         АПК Словакии https://www.indprop.gov.sk/swift_data/source/pdf/legislation/pravo_6771.pdf, в оригинале на  http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=242593

6.         Статья 28 АПК Испании http://www.wipo.int/wipolex/en/text.jsp?file_id=268850

7.         Статья 28(1) АПК Финляндии http://www.finlex.fi/fi/laki/kaannokset/2003/en20030434.pdf

8.         Секция 10 АПК Эстонии (здесь и далее для Эстонии - http://www.lexadin.nl/wlg/legis/nofr/oeur/lxweest.htm), Секция 14 АПК Чехии http://ducr.cz/drurad/CAP-extrakt.pdf

9.         Закон о гражданских служащих Словении http://www.lexadin.nl/wlg/legis/nofr/eur/lxweslv.htm

10.     Параграф 41 АПК Эстонии

11.     Статья 105 Конституции Испании.

12.     Параграф 17 АПК Австрии http://www.refworld.org/docid/3ae6b5a7e.html

13.     АПК Австрии http://www.refworld.org/docid/3ae6b5a7e.html

14.     Статья 54 АПК Испании

15.     Секция 20 АПК Швеции http://www.government.se/content/1/c6/06/48/92/a02dc523.pdf

16.     Статья 60 АПК Австрии, статья 44 АПК Финляндии

17.     Статья 58 АПК Австрии

18.     Секция 26 АПК Литвы http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/UNTC/UNPAN018406.pdf

19.     Статья 18 АПК Эстонии

20.     Закон о публичной службе Литвы, Закон о государственных гражданских служащих Финляндии http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/NISPAcee/UNPAN012617.pdf https://www.vm.fi/vm/en/04_publications_and_documents/01_publications/06_state_employers_office/89879/89880_en.pdf

Основные термины (генерируются автоматически): публичная администрация, эффективное государственное управление, административно-процессуальное законодательство, дело, должностное лицо, обязанность, принцип, решение, мотивировочная часть, письменная форма.


Похожие статьи

Принципы деятельности публичной администрации как основа...

Ключевые слова: принципы права, публичная администрация, эффективное управление, Европейское прецедентное право, Европейское административное пространство.

Процессуальные особенности рассмотрения дел по...

государственная власть, местное самоуправление, орган, лицо, дело, оспаривание решений, бездействие, должностное лицо, действие, публичная власть.

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Ключевые слова: обращения граждан, административная жалоба, публичная администрация.

Отмечается, что 90 % административных дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, нарушения в деятельности которых...

Использование понятия «административные акты» в рамках...

этими лицами возложенных на них Законом обязанностей [7]. Уже 23.01.2001 г

В то же время западноевропейское законодательство понятие «административный акт» употребляет уже

Для обозначения оспариваемых решений субъектов публичного управления мы считаем...

Теоретические основы принципа общего блага и принципа...

Эффективное управление государством предполагает процесс организации и осуществления деятельности публичной администрации, включающий наличие ряда обязательных элементов, одним из которых являются правовые принципы.

Европейские принципы административного права...

Но принципы административного права, являясь фундаментом, основой для административного законодательства стран-участниц ЕС, каркасом, ограничивающим деятельность публичной администрации [2]...

Похожие статьи

Принципы деятельности публичной администрации как основа...

Ключевые слова: принципы права, публичная администрация, эффективное управление, Европейское прецедентное право, Европейское административное пространство.

Процессуальные особенности рассмотрения дел по...

государственная власть, местное самоуправление, орган, лицо, дело, оспаривание решений, бездействие, должностное лицо, действие, публичная власть.

Проблемы административного обжалования ненормативных...

Ключевые слова: обращения граждан, административная жалоба, публичная администрация.

Отмечается, что 90 % административных дел возбуждено в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, нарушения в деятельности которых...

Использование понятия «административные акты» в рамках...

этими лицами возложенных на них Законом обязанностей [7]. Уже 23.01.2001 г

В то же время западноевропейское законодательство понятие «административный акт» употребляет уже

Для обозначения оспариваемых решений субъектов публичного управления мы считаем...

Теоретические основы принципа общего блага и принципа...

Эффективное управление государством предполагает процесс организации и осуществления деятельности публичной администрации, включающий наличие ряда обязательных элементов, одним из которых являются правовые принципы.

Европейские принципы административного права...

Но принципы административного права, являясь фундаментом, основой для административного законодательства стран-участниц ЕС, каркасом, ограничивающим деятельность публичной администрации [2]...

Задать вопрос