Библиографическое описание:

Жумагулова С. К., Абилдаева Г. Б., Шакирова Ю. К. Влияние развития информационных технологий на процесс обучения // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 50-53.

В статье описано влияние развития информационных технологий на процесс обучения, проведены характеристики образовательных ресурсов сети Интернет.Сделан анализ тенденций использования в библиотеках современных информационных технологий. Приведен широкий спектр предлагаемых услуг в казахстанских библиотеках государственного значения. Рассмотрен процесс информатизации образования в Казахстане с внедрением компьютерных технологий в образовательную деятельность. Использование информационных средств в учебном процессе способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности обучаемых.

На сегодняшний день важным условием развития человечества является информатизация образования. Для развития единой информационной образовательной среды в обществе реализуются материальные и организационные предпосылки. Данная среда является своеобразным проводником обучаемых для изучения основ информационной культуры и создает условия для развития содержания образования, модернизации инновационных технологий в образовании.

Развитие в последнее время глобальной компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы улучшения системы образования. Во-первых, данный фактор способствовал возникновению новых требований к техническому обеспечению образовательных учреждений, их доступу к мировым информационным ресурсам, во-вторых, дал сильный толчок к развитию содержания деятельности учителя, применению им новых форм, методов и видов обучения, направленных на активную познавательную деятельность школьников, обучение в сотрудничестве, самообразование.

Связанные с процессом информатизации значительные изменения определяют новые требования к человеку сегодняшнего времени, диктуют новые задачи образования. При организации обучения информационным технологиям важно уйти от «кнопочно-технологической идеологии», речь должна идти не столько о подготовке «информационного потребителя», который может в нужное время найти нужную информацию, сколько о человеке, умеющем преобразовать информацию в систему, сравнивать ее с личным и общественно-историческим опытом и исходя из этого разрабатывать правильную и целенаправленную линию поведения.

В последнее время некоторые регионы и школы активно применяют в образовательном процессе интернет-технологии: разрабатываются телекоммуникационные проекты, вместе со школьниками учителя создают образовательные сайты, виртуальные предметные кабинеты, воплощаются в жизнь созданные учителями-энтузиастами сетевые методические объединения, проводятся уроки с применением ресурсов Интернет, организуются теле-, видеоконференции и семинары в Интернет, чат-сессии. Развивающаяся информационная образовательная среда существенно меняет позиции участников образовательного процесса.

В содержании педагогической деятельности учителя в условиях использования Интернет-технологий получает развитие «информационная составляющая», что обусловливает формирование у учащихся общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования подготовки учителя, имеющей цель развития содержания элементов педагогической деятельности на основе использования Интернет-технологий, что является крайне актуальным в условиях современного информационного общества.

Сайт «Профильное обучение в старшей школе» (http://www.profile-edu.kz) содержит не только основные нормативные документы, но и интересные экспериментальные материалы по проектированию и реализации элективных курсов в разных регионах страны. Появляются новые материалы по данной теме и на сайтах издательств, электронных СМИ.

Крупнейшим электронным ресурсом в Интернете, содержащим подробное описание учебной и методической литературы для дошкольного, школьного и начального профобразования, в том числе все учебники из федеральных перечней, мультимедийные учебные пособия, новинки издательств учебной литературы, а также базы данных учебных программ, издательств, книгораспространителей, является генератор электронных учебных изданий. Он постоянно пополняется. Актуальную версию каталога можно посмотреть в Интернете по адресу: http://e-zerde.kz/generator/standart.htm.

Важная информация по учебной литературе содержится также на сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В Казахстане процесс информатизации образования предполагает внедрение компьютерных технологий в образовательную деятельность. В электронных учебниках, обучающих учебно-методических комплексах и прочих вспомогательных инструментов образования используются мультимедиа технологии, ставшие крайне популярными и находящие все большее применение наряду с традиционными печатными учебниками. Подготовка же учебных книг к изданию в типографских условиях требует больших затрат времени, тем самым затрудняя своевременное обеспечение обучаемых учебниками, в том числе учебной литературой [1].

Достоинствами этих учебных программ являются:

-               мобильность;

-               доступность связи с развитием компьютерных сетей;

-               адекватность уровню развития современных научных знаний.

Еще одним плюсом создания электронных учебных программ является решение и такой проблемы, как регулярное обновление информационного материала. Вместе с тем в электронных учебниках могут содержаться различные примеров и заданий. Помимо этого, с помощью электронных учебных программ возможен контроль знаний — компьютерное тестирование.

Итак, развитие информационных технологий дает огромные возможности для создания новых методов и методик в образовательной деятельности и тем самым улучшить его качество.

Все эти факторы указывают на актуальность выбранной темы исследования.

Для руководства управления образованием Internet поэтапно становится одним из важнейших источников информации, весьма удобным инструментом для общения. Благодаря Интернету стала возможной передача информации непосредственно по компьютерным сетям, а также при учебных, научных и управленческих нуждах этой информацией стало возможным управлять на расстоянии. С большой уверенность можно сказать, что в недалеком будущем все учебные заведения объединят свои компьютеры в локальные сети с возможностью выхода в Internet. Для этого все специалисты образования должны знать принципы поиска и обмена данными в сети. Неважно какая информация Вам будет необходима, в Internet Вы обязательно найдете ту информацию, которая вам нужна.

В Интернете есть большое количество ресурсов, однако не существует их официальный перечень. Этому есть ряд причин: в первую очередь, данные ресурсы огромны и их невозможно исчерпать; во-вторых, поскольку каждый желающий может в любое время создать свой новый ресурс, они обновляются и изменяются с угрожающей скоростью. Как правило, в любом указателе сетевых ресурсов в течение года устаревает около четверти сведений.

В области педагогики очень трудно описать ресурсы Internet. Сюда входят педагогические и учебные базы данных, мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, всевозможная научная литература, дискуссионные группы, электронные версии периодической печати, научно-исследовательские проекты, различное педагогическое программное обеспечение и многое другое.

Не существует единого перечня педагогических конференций, семинаров, проектов. А так как размеры его огромны, невозможно привести какой-нибудь осмысленный перечень научно-педагогических и педагогических учреждений.

Интернет-технологиями называют различные виды услуг, которые представляются пользователю глобальной сети: сервис WWW, электронную почту и листы рассылки, различные поисковые системы, ICQ, чат-беседу, html-форумы, гостевые книги, телеконференции, ftp-серверы и другие виды услуг. Некоторые источники под интернет-технологиями также трактуют еще технологии ActiveX: броузеры, редактор веб-страниц FrontPage, веб-совместимый пакет Office, языки программирования VBScript, JavaScript и другие. Таким образом, Интернет-технологиями называют комплекс различных видов сетевых услуг различного вида и программных средств [2].

Ниже приведены образовательные ресурсы сети Интернет (наиболее часто используемые сайты и порталы по преподаваемому предмету):

1.   www.edu.gov.kz — Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан. В нем изложены нормативные документы Министерства образования и науки, стандарты, данные о проведении экспериментов.

2.   http://www.nauka.kz — Научный портал. Здесь представлена информация о состоянии казахстанской науки и последних событиях в ней.

3.   http://www.mektep-rk.kz — проект «Моя школа». Программа предназначена для использования интерактивной технологии в учебном процессе, с целью введения в образовательный процесс новой автоматизированной системы управления, обеспечивающей полную систему документооборота, статические расчеты, внутри школьную связь, связь с родителями через сеть Интернет.

4.   http://www.edu-cip.kz — Центр международных программ Республики Казахстан. Основная деятельностью этого центра является проведение организационных мероприятий по отбору кадров для участия в международных программах, в том числе в стипендии «Болашак». Также сюда можно отнести налаживание контактов с зарубежными ВУЗами и организациями для реализации программ и проектов в сфере образования.

5.   http://www.schools.kz — Информационный ресурс о среднем образовании в Казахстане

6.   http://www.obrazovanie.kz — Современное образование в Казахстане — казахстанский журнал, посвященный образованию.

7.   http://www.nci.kz/ — Национальный центр информатизации образования

Интернет дает огромные возможности для изучения современных методов обучения путем анализа опыта своих коллег, которые ведут иные предметы. С помощью сети можно не только ознакомиться с уже имеющимися формами организации и методами обучения, но и создать их новые виды. Это обусловлено, во-первых, применением Интернета в рамках традиционной классно-урочной системы обучения, во-вторых, с развитием системы дистанционного обучения.

На различных конкурсах и фестивалях представлены различные интересные поурочные планы и другие материалы методического характера. Для участия в конкурсе все учителя стремятся подать лучшие свои разработки. Используя такое широкое разнообразие уроков, можно создавать новые интересные уроки по технологии.

Помимо этого, такие конкурсы привлекают еще и тем, что можно использовать дидактические методы педагогов, преподающих другие предметы.

Выявить, какие из проводимых конкурсов является лучшим, не представляется возможным, так как их количество огромно, и каждый из них имеет свою цель.

К примеру, традицией стало проведение конкурса «Лучший педагог». Информацию о конкурсах можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки РК [3], на сайтах педагогических СМИ, например на сайте информационно-методического журнала «Открытая школа».

С 2001–2002 учебного года республиканский научно-практический центр «Дарын» г.Алматы при поддержке Министерства образования и науки РК проводит «Фестиваль инновационно-педагогических идей». Его цель — совершенствование учебно-методической работы в учреждениях образования, укрепление связей науки с психолого-педагогической практикой, распространение лучшего опыта, внедрение инновационных технологий и повышение профессионально-личностной готовности учителей к работе с одаренными детьми.

Участниками фестиваля могут быть не только учителя школ, но и воспитатели организаций дошкольного образования, дополнительного образования, методисты областных институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, занимающиеся инновационной деятельностью не менее трех лет». Все материалы фестиваля опубликованы в открытом виде на сайте.

Интересной и полезной является работа казахстанских августовских Интернет-педсоветов, которые проводятся с 2008 года, перед началом нового учебного года в он-лайн режиме на сайте. В предметных секциях были заслушаны доклады, методические разработки участников Интернет-педсовета.

Последнее время интерес педагогов вызывает научно-исследовательская деятельность. Интернет дает для этого огромные возможности. Обычно, данные о наиболее значительных научных конференциях распространяются посредством объявлений на сайтах или электронной почты. Иногда конференции проводятся и в обычном реальном, и в электронном режиме. Сетевые конференции также стали частым явлением.

Используя Интернет-магазины, можно с легкостью выбрать и заказать современную научно-методическую литературу и получить ее по почте наложенным платежом. С помощью некоторых поисковых служб можно искать книги в базах данных сразу нескольких книжных магазинов.

Сегодня все больше применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Среди них не последнее место занимают библиотеки. Они получили название виртуальные, или электронные библиотеки. В таких библиотеках определенная часть информационного фонда после цифровой обработки становится доступными посредством сети или дисков. Для работы с читателями существует специально подготовленный персонал, который применяет в своей работе современные информационные технологии.

В таких виртуальных библиотеках можно работать с каталогами, имеется доступ к материалам в электронном виде (оцифрованным книгам, журналам, иллюстрациям и т. д.), картинам, анимациям, аудио и видеофайлам и прочее. При этом в основном каталоги и электронные материалы предлагаются безвозмездно.

Учеными отмечен ряд существенных изменений, появившихся в результате использования в библиотеках современных информационных технологий. Ниже сделан анализ этих тенденций.

1)   Налицо перспективы снижения стоимости распространения нормативной, учебной, методической информации путем применения технологий Интернета. Электронные учебники, будь то малотиражные, а потому малорентабельные издания могут найти своего читателя и в итоге иметь положительный практический эффект.

2)   Намного уменьшатся временные затраты поступления необходимой информации до ее потребителей.

3)   Увеличится емкость хранилищ, которым иногда не хватает площадей и специального оборудования.

4)   Благодаря оцифровке расширится доступ к редким источникам.

5)   Все интенсивнее распространяются инновационная информация, передовой педагогический опыт. Можно бесплатно работать с каталогами крупнейших государственных, региональных и университетских библиотек и отслеживать необходимую информацию о современных публикациях.

6)   Регулярно расширяется возможность получения быстрого доступа ко всем имеющимся в мире данным. Независимо от своего географического расположения пользователи в любое время и в любом месте имеют возможность работать в электронных библиотеках.

Все это, несомненно, повышает интерес педагога к преподавательской и научно-исследовательской деятельности.

Несмотря на все эти проблемы, только в русскоязычной части Интернета количество заметных электронных библиотек составляет уже несколько сотен, хотя не все из них регулярно пополняются новыми материалами.

То, какие материалы, полезные для учителя, можно найти в режиме свободного доступа в отечественных электронных библиотеках, во многом зависит от статуса и финансирования библиотеки, ее связей с научными центрами.

Наибольшее количество достоверных электронных материалов и широкий спектр предлагаемых услуг среди электронных казахстанских библиотек имеется в библиотеках государственного значения.

Самой крупной казахстанской библиотекой является Казахстанская национальная электронная библиотека. На сайте библиотеки (http:// http://www.kazneb.kz) возможна бесплатная работа с каталогами. Казахстанская национальная электронная библиотека формирует фонды Открытой Электронной библиотеки, рассматривая эту работу как служение духовному возрождению нации. В качестве приоритетов названы история и культура Казахстана, история и культура Казахстана, школьная литература, школьные учебники, диссертации и словари.

Большую помощь в профессиональной деятельности учителей может оказать Научная библиотека ON-LINE BКГУ им. А. С. Аманжолова [4]. Здесь имеются различные энциклопедии, словари, монографии, отечественные и зарубежные газеты и журналы и множество других материалов. Постоянно обновляется набор ссылок на педагогические ресурсы сети.

Информатизацией образования является процесс активного внедрения в педагогическую деятельность психолого-педагогических разработок, которые позволяют интенсифицировать учебный процесс по любому предмету. Привлекательность компьютера ещё не обеспечивает устойчивого интереса к нему и к деятельности, связанной с его использованием. Крайне необходимо регулярно искать возможности поддержания интереса в самом содержании учебного материала и в совершенствовании методики преподавания. Посещая различные сайты, школьник могут «путешествовать» по различным материкам и странам, по океанам и морям, увидеть водопады.

Моделирование с применением компьютера всевозможных ситуаций создаёт неограниченные возможности для нравственного воспитания, одного из важнейших аспектов гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, к примеру, через решение проблем по выяснению причин и устранению смоделированных загрязнений окружающей среды мусорными отходами, кислотных дождей, разливов нефти в море.

Применение Интернет-технологий порождает динамичный познавательный интерес у многих обучаемых, часто переходящих в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам. Как показывают результаты исследований, использование информационных средств в учебном процессе способствует повышению эффективности учебного процесса, оптимизации деятельности обучаемых. Применение Интернет увеличивает познавательную активность ребят, делает учебный процесс ярче и интереснее. Благодаря использованию в образовательном процессе Интернет-технологий появляется новая возможность создания и применения картографического материала, где карта создается непосредственно на уроке. Использование компьютерных технологий способствует индивидуальным темпам усвоения материала. Работа с компьютером вызывает у учеников повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения.

Литература:

1.   Субботин М. М. Новая информационная технология: Создание и обработка гипертекстов. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 755 с.

2.   Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. — М.: «Школа-Пресс»,1994. — 205 с.

3.   http://www.edu.gov.kz

4.   http:// http://library.vkgu.kz

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle