Библиографическое описание:

Решетникова Н. П. Развитие познавательной сферы дошкольников на примере логопедической группы ДОУ (практический опыт) // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 368-370.

Одним из важнейших направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Этому вопросу уделялось и уделяется достаточно внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен огромный опыт в данном направлении, однако в практической работе сегодня возникает множество проблем и вопросов.

При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности к знаниям. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является не сформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок способен к более длительной и усидчивой сосредоточенности внимания, проявлению самостоятельности при решении умственной и практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах.

Дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, который преподносится в игровой форме, быстрее его воспроизводит. Игра — это не пустое развлечение, каждая игра служит выполнению учебной и воспитательной цели. Играя, дети учатся наблюдать, логически мыслить, считать, усваивают пройденный материал и правила хорошего тона.

Игра — это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Игра учит изобретательности, потому что дает ребенку возможность проявить фантазию.

В игре лучше развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения. В играх дети систематизируют и закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Многие игры помогают повторить полученные знания в системе, что способствует более глубокому усвоению пройденного. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей. Игре свойственен динамизм, поэтому в ней недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.

Важно хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, которая состоит в соблюдении определенного темпа, в предоставлении детям относительно большей самостоятельности. Должна быть четка поставлена цель игры. С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Занятия по развитию речи и познавательному развитию построены по блокам: «Мой город, моя семья, адрес», «Овощи», «Фрукты», «времена года», «Птицы», «Человек и его части тела», «Транспорт». Такая систематизация, с включением дидактических игр, позволяет максимально помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность, любознательность, воспитывать правильное отношение к объектам и предметам окружающего мира, сформировать представление о себе, о своей семье, родственных отношениях, об общении со взрослыми и сверстниками, приобщить детей к истокам народной мудрости и народного творчества, дать представление о людях — тружениках, развивать патриотические чувства к родному городу и отечеству, уточнить знания о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения в различных ситуациях, воспитывать бережное отношение к планете Земля.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, — направлены на умственное развитие дошкольников в целом.

Работая с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, обратила внимание на то, что психические процессы — мышление, память, воображение, а так же познавательный интерес развиты ниже, чем у детей, посещающих общеразвивающую группу.

При использовании с детьми в совместной деятельности дидактических игр, материал усваивается намного быстрее, легче, с наибольшим интересом, не требуя особых волевых усилий, повышается активность, самостоятельность, развивается память, воображение, активизируется познавательный интерес. Так как дидактические игры созданы для обучения через игру, дети, играя, лучше усваивают материал. Поэтому целью своей работы считаю: развитие познавательного интереса детей через использование дидактических игр в совместной деятельности детей; расширение их кругозора.

Свою работу начала с педагогического наблюдения детей, где уточнила уровень развития познавательного интереса.

Для этого использовала вопросы для диагностики:

1)     У ребёнка разнообразные игровые интересы

2)     В играх проявляет инициативу

3)     Выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, обогащению сюжета, игровых ролей.

4)     Придумывает игры с продолжением

5)     Проявляет интерес к замыслу

6)     Знает много настольно-печатных, словесных игр

7)     В играх с готовым содержанием следует правилам

8)     Объясняет, показывает игровые действия

9)     Придумывает новые варианты игры, действуя по аналогии с известными, и творчески развивает их.

Просмотрев результаты педагогического наблюдения, сделала вывод, что познавательный интерес на низком уровне, кругозор ограничен, у некоторых детей знания об окружающем мире отрывочны, бессистемны.

Определены были задачи:

1.     Развивать интерес детей, используя дидактические игры в совместной и самостоятельной деятельности.

2.     Научить детей самостоятельно придумывать новые правила игры, самостоятельно решать способы игровой задачи.

3.     Воспитывать выдержку, бережное отношение к дидактическим играм, внимание, познавательную активность, сообразительность, дружелюбие, умение быстро ориентироваться и находить правильное решение.

Принципы работы:

-          Создание развивающей среды

-          Реализация цели через согласование и взаимодействие с родителями

-          Учёт возрастных особенностей

Формы организации работы:

-          Режимные моменты (словесные, наглядные, практические игры, рассматривание картинок, игрушек и пр.)

-          Наблюдения

-          Трудовая деятельность

Методы:

-          беседы, экскурсии, чтение сказок, заучивание стихотворений, загадывание, отгадывание и придумывание загадок, изготовление дидактических игр, изготовление поделок, рисование и пр.

Приёмы обучения:

-          Наглядные, словесные, практические

Направленная деятельность с родителями:

-          Анкетирование родителей и участие в конкурсах

-          Помощь родителей в изготовлении материала для дидактических игр

-          Информация для родителей о целях и содержании работы с детьми.

В результате проделанной работы были получены следующие результаты:

Диагностика уровня усвоения знаний 2012–2013 уч. год.

Диагностика уровня усвоения знаний 2013–2014 уч. год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle