Библиографическое описание:

Титова Е. И., Чапрасова А. В. Улучшение школьной математической подготовки для дальнейшего обучения в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 306-307.

Вопрос о преемственности школы и вуза всегда был и является актуальным. Целью нашего исследования является анализ школьной подготовки по математике с целью дальнейшего ее изучения в вузе. Одним из факторов хорошего обучения является успеваемость. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что под успеваемостью следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения. Нам необходимо, чтобы успешность обучения математики в школе была направлена и имела логическое продолжение при изучении высшей математики в техническом университете.

Таким образом, успешным будет тот студент, который в процессе школьного обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью и продолжения обучения в вузе будет эффективным и плодотворным. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность. Одним из главных критериев успешности дальнейшего обучения является способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой и способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Знания учащегося по математике проверяются выпускной работой, именуемой Единым государственным экзаменом (ЕГЭ).

С точки зрения обучения математике, все учащиеся в зависимости от роли, которую играет для них математическая подготовка, делятся, грубо говоря, на три группы. Часть из них, и притом, на наш взгляд, значительная, нуждается в математике как предмете подлинно общего образования и не имеет необходимости в знании математического аппарата- группа А. Эти учащиеся в массе не собираются поступать в вузы, требующие от абитуриентов даже минимального знакомства, например, с тригонометрией или дифференциальным исчислением. Для других владение математическим аппаратом хотя бы в небольшой степени является необходимым для реализации их жизненных планов например, для поступления в вуз с не слишком высокими требованиями к математической подготовке — группа В. Наконец, для третьих серьезная математическая подготовка, включающая, естественно, и владение математическим аппаратом, является неотъемлемой, а можно сказать, и главной частью их образования с точки зрения целей, которые они перед собой ставят группа -С. Соответственно каждой группе относится свой профиль вузовского обучения. К группе А относятся следующие профили: социально-гуманитарный, филологический, агро-технологический, индустриально-технологический и художественно-эстетический. Специфической особенностью этих профилей с точки зрения математики является её гуманитарная направленность, ориентация на интеллектуальное развитие человека, на знакомство с математикой как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений, которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Задача обеспечения возможности поступления учащимися, выбравшими один из профилей этого направления, в высшие учебные заведения по специальностям, связанным с математикой, этим курсом не ставится. К группе В относятся следующие профили: химико-биологический, биолого-географический и социально-экономический. Помимо предоставления математического аппарата, необходимого в этих естественно-научных и научно-гуманитарных областях, курс В обеспечивает возможность успешной сдачи экзамена по математике при поступлении в вузы на те специальности, где математика не является профилирующим предметом. В группе С физико-математический, физико-химический и информационно-технологический профили. Соответствующий курс математики создает условия учащимся не только для поступления в любое высшее учебное заведение по специальностям, требующим высокого уровня владения математикой, но и для успешного обучения их в соответствующем вузе.

Таким образом, общеобразовательная школа является важнейшим общественным институтом, обеспечивающим систематическое образование молодежи и ее подготовку к трудовой и общественной жизни. В то же время, исходя из уровня овладения определенными знаниями, происходит неявная профессиональная ориентация учащихся, которая определяет их дальнейший выбор профессии и должна учитывать особенности формирования рынка труда и социально-экономического развития регионов России.

Литература:

1.                 Акимова И. В., Титова Е. И. Сравнение школьного уровня подготовки по математике и уровня учебного процесса в вузе// Успехи современного естествознания, № 3, 2014г. С. 140–143.

2.                 Гребенев И. В., Ермолаева Е. И., Круглова С. С. Математическая подготовка абитуриентов — основа получения профессионального образования в университете// Наука и школа, № 6, 2012г. С 27–31

3.                 Ермолаева Е. И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 7, 2010г. С. 270–272.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle