Библиографическое описание:

Минаев Н. Н., Шадейко Н. Р., Колыхаева Ю. А., Селиверстов А. А. Основные тенденции реформ коммунального хозяйства на федеральном уровне // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 188-190.

Ключевые слова:жилищно-коммунальный комплекс, коммунальное хозяйство, реформа коммунального хозяйства.

Реформа жилищно-коммунального комплекса в России продолжается уже более 20 лет. За это время пройден ряд важных этапов, предпринято множество попыток оздоровления отрасли.

Несмотря на это современная ситуация в коммунальном хозяйстве остается напряженной и характеризуется рядом острых нерешенных проблем.

Основная проблема коммунального хозяйства России заключается в неэффективной системе управления отраслью, которая еще в советские времена характеризовалась остаточным принципом финансирования и практически полным отсутствием в управлении методов энергоресурсосбережения. Данная ситуация во многом характерна и для современной России. Неверные ориентиры в системе управления, связанные с покрытием убытков деятельности предприятий отрасли из бюджета, замораживание тарифов на коммунальные услуги в начальный период реформ и ряд других причин привели к возникновению серьезных проблем, препятствующих эффективному функционированию предприятий коммунального хозяйства.

Высокая значимость и масштабность рынка коммунальных услуг объясняет остроту и сложность процессов управления в коммунальном хозяйстве России, техническое и экономическое состояние которого до сих пор остается на весьма низком уровне.

В большинстве случаев управление в коммунальном хозяйстве направлено на устранение имеющейся проблемной ситуации, которая в настоящее время является источником постоянной социальной напряженности и социальных конфликтов, связанных:

-          с неудовлетворительным состоянием основных средств коммунального хозяйства;

-          высоким уровнем энергозатрат наряду с низким экологическим уровнем производства;

-          постоянным ростом коммунальных тарифов и дисбалансом между ними и ростом реальных доходов населения;

-          неэффективной системой управления;

-          монополизмом;

-          высокой дотационностью;

-          отсутствием рыночной системы договорных отношений и цивилизованности рынка коммунальных услуг.

Преодоление данных проблем на разных уровнях управления способствует достижению главной цели реформирования отрасли — достижению высокого уровня финансовой стабильности и независимости коммунальных предприятий, предоставляющих качественные услуги по доступным для потребителей.

Безусловно, есть ряд положительных тенденций в процессе реформирования отрасли. Так в последние годы был принят ряд нормативных актов (а также поправок к ним), касающихся двух основных направлений:

-          долгосрочное тарифное регулирование;

-          инвестиции в модернизацию коммунальной инфраструктуры.

В развитие первого направления в 2013 г. были приняты следующие нормативные документы:

-           Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 30 декабря 2013 г.);

-           Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1220 «О некоторых вопросах регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (вступило в силу 07 января 2014 г.).

В качестве основных нововведений представляется необходимым отметить следующее.

1.                  Закрепление механизма ограничения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством применения предельных индексов.

Согласно требованиям ст. 157 1 ЖК РФ установлен запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов, установленных в муниципальных образованиях.

Предельные индексы утверждаются высшим должностным лицом субъекта РФ на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ, утвержденных Правительством РФ.

Предельные индексы и индексы по субъектам РФ устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не предусмотрено решениями Правительства РФ) в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в РФ, которые подлежат утверждению Правительством РФ

2.                  Решение Правительства РФ о возможности снижения тарифов на тепловую энергию (мощность) и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных на 2013 г.

Одним из оснований, обусловливающих возможность ограничения роста тарифов ресурсоснабжающих организаций в зависимости от размера платы граждан за коммунальные услуги, явилось решение Правительства РФ о приведении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г. к уровню не более 6 % в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 г. (поручение Правительства РФ от 01.03.2013 № ДК-П9–1327).

Следует отметить, что указанные меры, в частности, применение предельных индексов роста тарифов, очевидно, влекут за собой необходимость привлечения инвестиций на развитие и модернизацию коммунального хозяйства из нетарифных источников, таких как бюджетное финансирование, заемные средства, что соответствует второму из указанных направлений.

Частично данная потребность в инвестициях решается за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства с помощью нового направления — софинансирования мероприятий модернизации коммунальной инфраструктуры.

Федеральный закон № 185-ФЗ является основным документом, регулирующим порядок Разработки и утверждения региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры. Федеральный закон № 185-ФЗ определяет основные направления финансирования средств Фонда для целей модернизации коммунального хозяйства, требования к участникам программ, структуру программы порядок подачи заявки на финансирование.

Региональная программа модернизации коммунальной инфраструктуры направлена на повышение надежности и эффективности эксплуатации соответствующей системы коммунальной инфраструктуры (объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов) и обосновывает привлечение средств государственной корпорации на следующие цели:

1)                 выполнение работ по инженерным изысканиям в целях подготовки проектной документации объектов капитального строительства, подлежащих модернизации; подготовка проектной документации и ее экспертиза; разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований; разработка схем теплоснабжения, схем водоснабжения и водоотведения муниципальных образований; государственная регистрация прав на объекты электроэнергетики и объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, являющиеся недвижимым имуществом и используемые для оказания потребителям услуг по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, водоотведению, очистки сточных вод и утилизации (захоронению_ твердых бытовых отходов;

2)                 предоставление субсидий участнику региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктурына уплату процентов по долгосрочным кредитам, примененным участником региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры после 1 января 2012 года в соответствии с кредитными договорами заключенными на срок три года и более. В целях реализации мероприятий региональной программы по модернизации системы коммунальной инфраструктуры

Применение указанных направлений развития является, безусловно, положительным фактором развития реформы отрасли. По информации Фонда содействия реформированию ЖКХ в 2013 г. по программам модернизации систем коммунальной инфраструктуры были поддержаны заявки на общую сумму 422,54 млн руб., однако, в условиях значительного износа коммунальной инфраструктуры, по оценкам экспертов потребность в ресурсах на восстановление коммунальной инфраструктуры сегодня превышает 4 трлн руб.

В тоже время накопившиеся проблемы коммунального хозяйства сегодня невозможно решить только за счет финансовых ресурсов бюджетов всех уровней. Важным инструментом развития и оздоровления жилищного хозяйства государственно-частное партнерство. Важнейшим условием развития отрасли является привлечение в нее частных инвестиций.

Следует отметить, что финансовый потенциал организаций коммунального хозяйства зависит от установленных тарифов на коммунальные услуги. Однако наблюдается несоответствие тарифов затратам на производство коммунальных услуг, в связи с чем, значительная доля предприятий коммунального хозяйства является убыточными (ситуация в данном случае усугубляется искусственным ограничением тарифов). Это, по сути, является существенным барьером на пути привлечения частных инвестиций.

Более того развитие государственно-частного партнерства должно предполагать согласованность экономических интересов всех задействованных участников (государственных и муниципальных органов власти, поставщиков коммунальных услуг, потребителей, инвесторов).

Эффективность хозяйствования в любой отрасли и на любом уровне зависит от степени учета экономических интересов задействованных участников, так как именно через них проявляются экономические отношения, приводящие в действие экономический механизм.

Необходимо приводить структуру управления, функции различных органов в соответствие с требованиями рыночной экономики. Это направление является одним из главных в реформировании данной отрасли. Но его реализация затруднена тем, что в стране в целом не сложилась пока оптимальная структура управления, основанная на косвенном, экономическом воздействии государства.

Процесс реформирования коммунального хозяйства на федеральном уровне осложняется тем, что структура данной отрасли каждого города индивидуальна и зависит от ряда факторов: технологических, экономических, социальных, законодательной и политической специфики, природных условий и экологических особенностей городов. При принятии управленческих решений необходимо учитывать вышеперечисленные особенности городов.

Реформирование отрасли осложняется еще и тем, что процесс оказания коммунальных услуг состоит из нескольких этапов: производства, транспортировки и непосредственно потребления услуг. Каждый из этих этапов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при реформировании отрасли в целом.

Наличие такого широкого круга факторов, оказывающих влияние на функционирование коммунального хозяйства города, обусловливает сложность в принятии управленческих решений, которые при недостаточном анализе вышеперечисленных факторов могут быть неверными. В этой связи применение универсальных подходов к реформированию коммунального хозяйства, способных учесть все особенности различных городов, представляется маловероятным.

В этой связи ключевыми пунктами развития коммунального хозяйства должны стать:

-          приведение структуры управления, функций различных органов в соответствие с требованиями рыночной экономики;

-          развитие структуры государственного управления, основанной на косвенном, экономическом воздействии;

-          развитие системы государственно-частного партнерства при соблюдении экономических интересов всех участников процесса;

-          учет всех особенностей, присущих конкретному муниципальному образованию, как в области функционирования коммунальной инфраструктуры, социально-экономического положения, так и климатических условий (наиболее эффективным инструментом в данном случае может быть индикативное планирование и на его основе типологизация муниципальных образований по уровню развития коммунального хозяйства и социально-экономическому состоянию);

-          многовариантность при разработке муниципальных программ реформирования и модернизации коммунального хозяйства, позволяющая рассмотреть различные условия, с которыми можно столкнуться при реализации модели управления в коммунальном хозяйстве (целесообразным представляется выделение ключевых моментов развития жилищного хозяйства города и разработка на этой основе качественно различных вариантов его развития и управления, а также всесторонний анализ и оценка каждого из полученных вариантов, изучение его структурных особенностей и возможных последствий его реализации).

Литература:

1.                  Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации№».

2.                  Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1220 «О некоторых вопросах регулирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

3.                  Минаев Н. Н., Селиверстов А. А., Шадейко Н. Р. Сценарные варианты управления жилищно-коммунальным комплексом города // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 5. С. 178–181.



[1] Статья подготовлена при финансовой поддержке и в рамках выполнения гранта РГНФ «Вариантно-сценарные подходы при разработке муниципальных программ реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Томской области», № 14-12-70002, 2014 г.

Основные термины (генерируются автоматически): коммунального хозяйства, коммунальной инфраструктуры, коммунальные услуги, модернизации коммунальной инфраструктуры, Правительства РФ, системы коммунальной инфраструктуры, модернизации системы коммунальной, предприятий коммунального хозяйства, систем коммунальной инфраструктуры, коммунальных услуг, размера вносимой гражданами, вносимой гражданами платы, жилищно-коммунального хозяйства, модернизации коммунального хозяйства, реформа коммунального хозяйства, реформ коммунального хозяйства, коммунального хозяйства России, коммунальной инфраструктуры муниципальных, реформирования коммунального хозяйства, и модернизацию коммунального хозяйства.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle