Анализ понятия «проектно-сетевая деятельность» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 14.09.2014

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Гурова, О. В. Анализ понятия «проектно-сетевая деятельность» / О. В. Гурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 252-255. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12574/ (дата обращения: 24.04.2024).

С введением Федерального государственного образовательного стандарта новое развитие в учебно-воспитательном процессе образовательной организации получил метод проектов. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, применение которого предполагает формирование у обучаемого готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность, создание условий для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, развитие навыков исследовательской деятельности. Все перечисленные выше качества личности и условия организации образовательного процесса можно реализовать в проектно-сетевой деятельности.

Поскольку предметом исследования является организация проектно-сетевой деятельности младших подростков для их успешной социализации, то для определения данного понятия мы обратились к научным журналам, учебно-методическим и учебным изданиям последних десятилетий, в которых рассматривался данный вопрос.

Содержание понятия проектно-сетевая деятельность базируется на деятельностном подходе в образовании и рассматривается в аспекте метода проектов.

В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности, направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъективности школьника.

В центре внимания, с точки зрения деятельностного подхода, стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не дает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с учащимися, ведет совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Деятельностный подход в воспитании учитывает характер и законы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка как основания периодизации детского развития. Этот подход учитывает научно обоснованные положения о том, что все психологические новообразования определяются осуществляемой ребенком ведущей деятельностью и потребностью в смене этой деятельности.

Для проведения анализа понятия «проектно-сетевая деятельность» нами были выбраны девять источников, отражающих сущность данного вопроса в терминологическом поле теории деятельности (см. табл. 1).

Таблица 1

Характеристика содержания понятия «проектная деятельность»

Определение

Источник

Свойство

Проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

Килпатрик В. Основы метода. М.: Л., 1928.

Самостоятельная деятельность группы детей с общими интересами

Проектная деятельность — совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности

Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пос. для учителя/ Поливанова К. Н. — М.: Просвещение, 2011. 80 с.

Совместная, учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность учащихся, достижение общего результата

Проектная деятельность—это совместная познавательная, творческая деятельность, направленная на овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворения познавательных потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта

Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов/ Матяш Н. В., Симоненко В. Д. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 106 с.

Совместная познавательная, творческая деятельность, овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта

Проектная деятельность—это интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы познавательной, ценностно-ориентационной, творческой, преобразовательной и коммуникативной деятельности, позволяющий творчески воспринимать действительность, формирующий навыки самообразования, интерес к изучаемому программному материалу, влияющий на качество знаний, уровень литературного образования и личностное развитие учащихся.

Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы: на примере творчества А. С. Пушкина в 9 классе: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.02/Москва, 2009. — 19 с.

Интегративный вид деятельности, познавательная, ценностно-ориентационная, творческая, преобразовательная и коммуникативная деятельность, навыки самообразования, интерес к изучаемому предмету у обучающихся

Проектная деятельность — средство социализации через активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей, как дополнительная возможность для приобщения школьников к участию в решении социально значимых проблем родного города, края

Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.01/Якутск, 2009. — 21 с.

Средство социализации, активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей

Проектная деятельность — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы

Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Пахомова Н. Ю. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

Дидактическое средство, целенаправленная деятельность по нахождению способа решения проблемы

Проектная деятельность — это целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов

Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)/ Новиков А. М., Новиков Д. А.– М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.

Целенаправленное изменение отдельной системы, требования к качеству результатов

Проектная деятельность — форма учебно-познавательной активности обучающихся, заключающуюся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта с применением компьютерных информационных технологий, осуществляемую в сотрудничестве с учителем.

Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.01/Москва, 2007. — 22 с.

Форма учебно-познавательной активности обучающихся, создание творческого проекта, применение компьютерных информационных технологий, сотрудничество с учителем

Под проектной деятельностью понимается любая социально значимая организационная деятельность обучающихся, опирающаяся на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержания культурной деятельности обучающихся, традициями, ценностями, нормами и образцами.

Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с.

Социально значимая организационная деятельность обучающихся, индивидуальные интересы, направленная на достижение реальной цели, план и критерии оценки результата, поддержания культурной деятельности обучающихся

Сведения из данной таблицы позволяют выявить основные элементы понятия «проектная деятельность». При всей разности источников и используемых формулировок, явно прослеживается повторяемость основных структурных элементов данного понятия. Появляется возможность для их анализа с целью выявления наиболее часто упоминаемых актуальных характеристик проектной деятельности. Полученные данные мы сгруппировали по частотности цитирования по убыванию от большего к меньшему. Это позволило определить наиболее значимые элементы проектной деятельности. Рейтинг наиболее часто встречающихся элементов распределился следующим образом:

-        совместная социально значимая деятельность учащихся, группы детей — 3;

-        интегративный вид деятельности, игровая, познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, коммуникативная, творческая деятельность — 4;

-        деятельность учащихся, достижение общего результата, созданию проекта, самостоятельного достижения поставленной задачи — 4;

-        развитие личностно-значимых качеств личности, активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей — 4;

-        применение компьютерных информационных технологий — 1.

Данные, полученные в результате анализа понятий «проектная деятельность» показывают, что в целом позиции авторов свидетельствуют о комплексном подходе к определению набора основных элементов этого понятия.

Сущностные характеристики, выявленные в результате анализа различных трактовок понятий «проектная деятельность», позволяют сформулировать следующее определение понятия «проектная деятельность» — это совместная социально значимая игровая, познавательная, ценностно-ориентационная, преобразовательная, учебная, коммуникативная, творческая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата для развитие личностно-значимых качеств личности, активного познания общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей с применением компьютерных информационных технологий.

Под совместной деятельностью мы понимаем взаимодействие в процессе выполнения проектной деятельности учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом.

С позиций нашего исследования значимым является понимание проектной деятельности как деятельности, направленной на активное познание общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей, социально-значимая деятельность.

В нашем исследовании важным структурным элементом определения является термин «сетевая деятельность». Элемент «сетевая деятельность» указывает на размещение проекта во всемирной сети Интернет, на сетевое взаимодействие участников проекта.

Таким образом, в нашем исследовании мы используем термин «проектно-сетевая деятельность», имея в виду совместную социально значимую игровую, познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную, учебную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся, направленную на достижение общего результата для развития личностно-значимых качеств личности, активного познания общечеловеческих и поликультурных ценностей, норм и поведенческих ролей на основе сетевого взаимодействия.

На основании осмысления результатов проведенного анализа и представленного определения проектно-сетевой деятельности в исследовании выдвинуто предположение о том, что проектно-сетевая деятельность способствует успешной социализации младших подростков.

Литература:

1.                  Килпатрик В. Основы метода. М.: Л., 1928.

2.                  Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов/ Матяш Н. В., Симоненко В. Д. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 106 с.

3.                  Новиков А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности)/ Новиков А. М., Новиков Д. А.– М.: «Эгвес», 2004. — 120 с.

4.                  Павлова И. М. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий: автореферат дис….кандидата педагогических наук: 13.00.01/Москва, 2007. — 22 с.

5.                  Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Пахомова Н. Ю. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

6.                  Поливанова К.Н Проектная деятельность школьников: пос. для учителя/ Поливанова К. Н. — М.: Просвещение, 2011. 80 с.

7.                  Сафонова О. В. Проектная деятельность школьников при изучении монографической темы: на примере творчества А. С. Пушкина в 9 классе: автореферат диc. кандидата педагогических наук: 13.00.02/Москва, 2009. — 19 с.

8.                  Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/ Третьякова С. В., Иванов А. В., Чистякова С. Н. и др. — М.: Просвещение, 2013. — 96 с.

9.                  Филатова Н. П. Формирование поликультурной компетентности школьников на основе педагогического проектирования: автореферат диc. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Якутск, 2009. — 21 с.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, активное познание, проектно-сетевая деятельность, общий результат, вид деятельности, личностно-значимое качество личности, процесс выполнения, самостоятельное достижение, творческая деятельность, учебный проект.


Похожие статьи

Роль проектной деятельности в достижении современных...

- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; - формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний...

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся

стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний

Воспитание общественно-активной творческой личности.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

- организация научно-исследовательской деятельности студентов; - привлечение обучающихся к активной проектной деятельности по решению социально значимых проблем жизни общества.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер...

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных...

Проектная деятельность подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников — знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства...

Похожие статьи

Роль проектной деятельности в достижении современных...

- обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий; - формирование личностных качеств — нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из...

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Потому что данная деятельность позволяет стимулировать познавательную активность, осознанность знаний...

Развитие личности учащегося посредством проектной...

формирование проектной деятельности, проектного мышления учащихся

стимулирование мотивации учащихся на самостоятельное приобретение знаний

Воспитание общественно-активной творческой личности.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести выше перечисленные навыки.

Метод проектов предусматривает самостоятельную деятельность учащихся.

Организация проектно-исследовательской деятельности на...

- организация научно-исследовательской деятельности студентов; - привлечение обучающихся к активной проектной деятельности по решению социально значимых проблем жизни общества.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер...

Характеристика проектной деятельности учащихся начальных...

Проектная деятельность подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников — знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать...

Проектная деятельность как необходимый компонент...

Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства...

Задать вопрос