Библиографическое описание:

Ермакова М. С. Концепция доступа к высшему образованию // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 260-263.

Доступ к образованию, неравенство возможностей получения для различных категорий людей — эти вопросы относятся к числу тех, которые постоянно поднимаются и обсуждаются в странах, где правительство проводит политику демократических принципов общественной организации, чтобы стимулировать экономический рост. Политические и экономические изменения, происходящие в европейских странах за последнее десятилетие, были обновлены на анализе вопроса текущей ситуации с наличием образования для различных групп граждан. А наибольшее значение имеет обсуждение проблем доступности высшего образования.

Основной политической целью на национальном и политическом уровне является поддержка развития системы высшего образования. К 2020 году Европейский союз собирается расширить список учащихся в высших учебных заведениях примерно на 40 %, на данный момент это является их первостепенной задачей.

Доступность высшего образования, это не только вопрос количества студентов, но является ключевым признаком социального измерения высшее образование и, таким образом, также связана с социальным составом учащихся высшего образования. Социальная политика должна приложить максимум усилий для того чтобы расширить возможности для получения качественного высшего образования [1, с. 4],

Слово «доступ» может оказаться само собой разумеющимся понятием. Тем не менее, оно требует интерпретации, так как это слово имеет неоднозначный смысл. На самом деле, есть два очень разных определения данного слова в международной документации — хотя на самом деле эти два определения были приняты одной и той же организацией, Советом Европы, в течение одного года. Первое определение, использовалась в Конвенции 1997 года о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (лиссабонская конвенция о признании). Доступ к высшему образованию определяется в этом тексте как «право квалифицированных кандидатов быть рассмотренными с целью приема в высшие учебные заведения, на основе успешно пройденных вступительных испытаний».

В то время как это является наиболее четким определением в международно-правовой системе, это не обязательно сходится с общим понятием данного слова. Действительно, в повседневной практике, доступ считается более как синоним к словам поступление и участие.

Тем не менее, есть, еще одно определение данному термину который был использован Советом Европы в своей рекомендации 1998 года о доступе к высшему образованию [2, с. 10],

В этом тексте, «Политика доступа» определяется как «политика, направленная как на расширение участия в системе высшего образования для всех слоев общества, и на то, чтобы это участие было эффективным».

Определение «политики доступа» близка к целям и задачам социального измерения, которые были определены в рамках Болонского процесса в 2007 году в Лондоне, министры договорились, что «молодые люди имеют право на беспрепятственный доступ, участие и получение высшего образования». Министры также подчеркнули, что «студенты должны быть в состоянии завершить свои исследования без препятствий, связанных с их социальным и экономическим положением» [3, с. 8].

В докладе болонской рабочей группы от 2007 года по социальным аспектам и данных о мобильности также поясняется, что социальный аспект понимается как процесс, направленный на достижение общей цели. Таким образом, социальный аспект понимается как большая сфера деятельности, где правительства могут проводить политику по расширению и увеличению участия студентов в системе высшего образования.

Характер политических подходов изображен на рисунке 1.1. Данная схема включает в себя три основных элемента: цели социальной политики, конкретные меры по содействию помощи обучающимся и реализацию мер, чтобы взять на себя руководство над процессом расширения участие в высших учебных заведениях. В то время как основные комбинации этих элементов показаны, и некоторые варианты были применены для упрощения картины и сосредоточения на наиболее важных элементах.

Рис. 1.1: Национальные политические подходы по расширению участия в ВУЗах 2014. Источник Эвредика

Есть только девять стран с определенными целями для указанных групп, но тем не менее эти страны представляют, возможно, наиболее интересные примеры разработки политики в этой области в последние годы. Интересно отметить, что группы, которые определены значительно изменились. В Бельгии (Фламандское Сообщество) данная цель относится к детям, чьи родители не имеют высшее образование, и планируется что к 2020 году данная ситуация изменится. В Финляндии установлено, увеличение участие мужчин в получение высшего образования, данная разница должна быть выровнена к 2020 году, и вдвое к 2025 году. Литва также рассматривает повышение участия женщин в естественно-научных науках. Мальта поставила задачу увеличить в размере 4 % молодых ребят, участвующих в непрерывном образовании.

Ирландия имеет наиболее полный набор задач, связанных с недостаточно представленными группами. В дополнение к общим целям, есть конкретные задачи так например Ирландия также планирует удвоить количество студентов с ограниченными возможностями к 2014 году.

Франция также имеет цель увеличить поддержку для социально-экономических неблагополучных студенческих групп, выделить при этом 31,5 % мест для программы бакалавриата и 22 %, для магистерских программ к 2015 году. Факт наличия разницы для первого и второго цикла свидетельствует о трудностях прогрессирования связанные с незащищенными группами студентов. Кроме того, Франция планирует выделить гранты для более малообеспеченных студентов.

Интересно, что Великобритания (Шотландия) является единственной страной, которая концентрируется на географическое происхождение учащегося. Хотя Шотландия не установила никаких общенациональных количественных показателей, страна имеет свою политику которая отдает свое приоритетное внимание увеличению доли студентов из финансируемых государством школ, откуда в дальнейшем молодые ребята поступают в вузы.

Осуществление постановки задач и контроля над выполнением их на более локальном уровне, с количественными целями, связанных с социально-экономическими характеристиками студентов, фиксированными на институциональном уровне.

Великобритания (Англия) также недавно разработал серию показателей воздействия, отображающий процент студентов, получающих бесплатного питания в школах, которые затем поступают высшие образовательные учреждения. Права на получение бесплатного питания в школах определяется социально-экономическим статусом, это мера показывает то, насколько успешна политика в расширении участия ребят с неблагополучным социально-экономическим положением.

Словения является также страной, которая намерена в будущем сосредоточиться на конкретных группах учащихся. Тем не менее, на данном этапе, группы еще не были идентифицированы, и планируется, что это произойдет на основании результатов планового научно-исследовательского проекта.

В то время как в Эстонии нет конкретных целей образовательной политики для социально-экономической уязвлённой группы учащихся, но у нее есть ряд мер, направленных на расширение возможностей для этой группы. Самое главное система поддержки студентов была полностью переделана с целью реализации более всесторонний поддержки для высших учебных заведений и для учащихся профессиональных образовательных учреждений. Один основной упор делается на взрослых учащихся, а целью является предложить качественную подготовку и развивать ключевые компетенции и социальные навыки в течение непрерывного образования. Вторая цель заключается в оказании помощи студентам профессиональных или высших образовательных учреждениях, которые по ряду социально-экономическим проблем были вынуждены взять академические справки восстановиться и беспрепятственно продолжать свое обучение. Поддержка доступа для учащихся-инвалидов также рассматривался, она базируется на финансовых мерах — государственные стипендии и гранты, пособии и льготы для поступления в учебные заведения.

Изменения в сфере российского образования меняют традиционные представления о содержании понятия доступа к высшему образованию. Общее понимание доступности высшего образования, как возможность поступления в ВУЗы и очного обучения в них больше не достаточно, так как в действительности имеет первостепенное значение не наличие диплома самого по себе, а то, каким учреждением был выдан диплом. [4, с. 18], Принято считать, что, к уязвимым группам следует относить те группы, которые традиционно признаны социально уязвимыми и они должны быть под пристальным вниманием социальной политики (студенты из малообеспеченных семей, неполных и многодетных семей, детей-сирот, инвалидов и т. д.).

Обсуждение проблем доступности высшего образования имеет особое значение в связи с началом реформы образования и, в частности, планируемое реформирование системы поступления в высшие учебные заведения и их финансирования.

Между тем, исследования неравенства в доступе к высшему образованию, возникающих в нашей стране все чаще, обуславливаются недостаточно разработанным вопросом данного характера.

Все эти обстоятельства делают крайне актуальным проведение развернутых исследований проблематики доступности высшего образования в современной России. Причем вначале нужно попытаться систематизировать имеющиеся знания и представления о различиях возможностей получения высшего образования, максимально прояснить новое содержание привычных понятий, новые постановки проблем и очертить круг задач, заслуживающих приоритетного изучения.

Все эти обстоятельства делают весьма актуальном вопрос о неравенстве в образовании и поэтому проблема доступности высшего образования в современной России начинает исследоваться с самых азов. Кроме того, мы должны сначала попытаться систематизировать имеющиеся знания и понимания о различных возможностях получения высшего образования, его нового содержания и как можно больше прояснить знакомые понятия, новые постановки проблем и выявить проблемы, которые заслуживают приоритетного рассмотрения.

В данной работе, проблемы доступа к высшему образованию понимаются как проблемы дифференциации возможностей различных социальных групп в сфере высшего образования (возможностей поступления в высшие образовательные учреждения и успешное завершение обучения). Соответственно, объектом анализа доступности высшего образования считается различия между социальными группами в доступе к высшему образованию, поскольку его качества, а также факторы, влияют на эти различия и их динамику. В этом контексте социально неблагополучные группы предлагается рассмотреть не как категории населения, традиционно выделяемые как уязвимы, а как группы обладающие худшими условиями к доступу в высшее образование.

Перспективным также является проведение анализа различий в возможностях получения высшего образования с точки зрения выполнения образованием разных функций в обществе: предоставления профессиональных знаний и воспроизводства профессиональных групп, развития человеческого капитала членов общества, обеспечения социальной мобильности.

Литература:

1.      Council conclusions of 11 May 2010 on the social dimension of education and training, OJ C 135, 26.05.2010,

2.      Council of Europe Recommendation 98/3 on access to higher education.

3.      London Communiqué: Towards

4.      Рощина Я. М., Другов М. А. (2010). Социальные детерминанты неравенства доступа к высшему образованию в современной России // Проблемы доступности высшего образования. НИСП.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle