Библиографическое описание:

Воробьева Г. Е., Садовски М. В. Роль семьи как необходимое условие в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 250-252.

В статье указано психо-медико-социальное обслуживание семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, командой специалистов при «Центре молодежи и православной культуры. Кроме того, рассмотрены основы комплексного решения проблем, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же создание условий, для их полноценной жизни. А также разработаны следующие направления деятельности отделения.

Ключевые слова: консультация семьей, индивидуальный подход, конфиденциальность, личностное развитие ребёнка, обеспечение благополучия и здоровья несовершеннолетних, комплексность помощи.

The article States of psycho-medico-social services to families with children with disabilities, by a team of specialists at the «Center of youth and Orthodox culture. In addition, considered the Foundation for a comprehensive solution of the problems of families raising children with disabilities. Also the creation of conditions for their normal life. And also developed the following activities branch.

Key words: family counseling, individual approach, confidentiality, personal development of the child, the welfare and health of minors, comprehensive assistance.

Так как социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями — одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. Неуклонный рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них — независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, представление о повышении ценности личности и необходимости защищать ее права, характерное для демократического, гражданского общества, с третьей стороны, — все это предопределяет важность социально-реабилитационной деятельности. [1]

При этом для более глубокого понимания сущности социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями нас интересует нормальная семья, имеющая детей и занимающаяся их воспитанием.

Так как семья — ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Сам факт появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Немало случаев, когда родители отказываются от таких детей, оставляют их в родильных домах или передают на воспитание в специализированные учреждения.

Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть возникновение так называемого травматического невроза, т. е. нарушение функционирования психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и заняться воспитанием ребенка. Однако сильный шок, пережитый ими ранее, способен возвращаться к ним в виде «ретроспективных» тревог, бессонницы, нервных срывов, периодических депрессий. Выделяют несколько схем поведения родителей на появление ребенка, имеющего тот или иной дефект. Это:принятие ребенка и его дефекта; реакция отрицания; реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранителъства.; скрытое отречение, отвержение ребенка.; открытое отречение, отвержение ребенка. [1]

Для родителей ребенок с дефектом является не только источником отрицательных эмоциональных переживаний. Его появление вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с ребенком и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток, вдали от людей.

К сожалению, вызвано это во многом тем, что наше общество, не подготовлено к восприятию таких детей. Между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности существует своеобразная «психологическая стена». От этого страдают не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

Многие семьи не могут смириться с тем, что ребенок у них родился с дефектом и, нередко зная, что изменить ситуацию невозможно, прилагают неимоверные усилия, не считаясь ни со временем, ни со средствами, странствуют по врачам и экстрасенсам, надеясь на «чудо».

У родителей немало вопросов возникает в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с учетом дефекта. Так как большинство из них, ожидая рождения здорового ребенка, оказываются и психологически и практически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с физическими или с психическими ограничениями.

Поэтому появление ребенка с ограниченными возможностями в семье ставит родителей перед фактом расширения социальных контактов с различными учреждениями, организациями и службами. Осознавая свою ответственность перед малышом, родители должны, не теряя времени, начинать действовать, проявляя соответствующую активность с целью создания необходимых условий для организации полноценного развития и воспитания ребенка.

Так как семьи, имеющие детей с ограниченными возможностями, имеют сходные проблемы и затруднения. Нередко им недостает физических и моральных сил. Все они нуждаются в психологической поддержке, потребности поделиться с другими людьми своими сомнениями и трудностями. Эти связи с внешним миром являются устойчивым источником психологической поддержки при возникновении тех или иных семейных проблем.

Развитие аномального ребенка ставит перед родителями все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. При этом, социальные связи семьи в связи с появлением ребенка с ограниченными возможностями значительно расширяются. Установления и поддержания нормальных деловых отношений решать многие проблемы воспитания и развития ребенка крайне затруднительно. Однако, чтобы от таких взаимоотношений была польза для семьи и ребенка, нужна воля и активность самих родителей. Только при их желании и целеустремленности можно овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его более эффективного психического и личностного развития.

Все выше перечисленные трудности, а также мнения и пожелания были учтены при организации социально-реабилитационного процесса ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности в специализированном отделение психо — социально — медицинского обслуживания семей, которое было открыто на базе Яковлевского муниципального учреждения «Центр молодежи и православной культуры», в 2010 году, командой социальных работников.

При этом целью отделения данного типа является: формирование основ комплексного решения проблем, семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно создать, максимально используя все имеющие возможности семьи, специалистов центра, такое реабилитационное пространство, где каждый ребенок должен пройти свой путь становления, шаг за шагом освоить основные виды деятельности: игровую, познавательную, коммуникативную, трудовую, то есть, то без чего не может состояться личность. Так же создание условий, для их полноценной жизни.

В своей работе отделение руководствуется Уставом «Центра молодежи и православной культуры», Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», международными Актами, действующими Законами РФ касающиеся проблем инвалидности и инвалидов. [1]

Отделение создано для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-трудовой, социально-бытовой) в условиях надомного обслуживания и дневного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в отделении, а также обучения родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации. Для того чтобы реализовать поставленную цель были разработаны следующие направления деятельности отделения, а именно: выявление в городе и районе детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, их учёт и создание базы данных; разработка и поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта; организация досуга детей с ограниченными функциями; обучение детей — инвалидов навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения; работа с родителями в целях реабилитации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптация детей в семье; оказание консультаций семьям. Специалисты в своей работе руководствуются следующими принципами: индивидуальный подход к каждому ребёнку; конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов; защита прав и достоинств каждого; личностное развитие ребёнка; обеспечение благополучия и здоровья несовершеннолетних; комплексность помощи. Работа в отделении начинается с доставки в семью, индивидуальной программы реабилитации. В индивидуальной программе реабилитации прописаны необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья реабилитационные мероприятия. Эту программу в семью доставляет медицинский работник специализированного отделения, который посещает МСЭК.

Таким образом, успех социально-реабилитационных воздействий зависит не только от содержания, методических приёмов, используемых в воздействии на ребёнка, но и его отношения к тому, что предлагается в процессе социальной реабилитации. Специфика объекта социально-реабилитационной деятельности состоит в том, что ребёнок приобретает необходимые социально-психологические качества не в прямой зависимости от социально-реабилитационного воздействия, а по законам психического развития.

Задача всех лиц, работающих с ребенком, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учёт как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность. Отсюда деятельность специалиста по социальной реабилитации детей должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.

Литература:

1.                  Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle