Современные аспекты контроля качества аудиторской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 18.09.2014

Статья просмотрена: 451 раз

Библиографическое описание:

Сас, К. С. Современные аспекты контроля качества аудиторской деятельности / К. С. Сас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12548/ (дата обращения: 24.04.2024).

В настоящее время со стороны пользователя деятельности аудиторских организаций предъявляются высокие требования к качеству предоставляемых услуг. Это связано с тем, что снижение информационного риска возможно только при доверии к профессионализму аудитора и качеству его работы. Вопросы повышения качества и возможности контроля аудиторских услуг рассматриваются не только на государственном уровне, но и на уровне профессиональных объединений. Качества аудита можно рассматривать по разным критериям, например, исходя из профессиональной компетентности и опыта аудиторов; исходя из рейтингов аудиторской фирмы; исходя из требований аудиторских стандартов и других нормативных актов, и т. д. Такие критерии являются основными, которыми руководствуется потенциальный заказчик при заключении договора.

На ряду с требованиями, предъявляемыми потенциальными заказчиками, аудиторской организации также необходимо установить систему контроля качества оказываемых услуг. В соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными и внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, необходимо обеспечивать уверенность заказчика в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги на высоком уровне.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 13.12.2010) предусмотрены два уровня контроля аудита, внутренний и внешний.

Внутренний контроль качества аудита проводится аудиторской организацией и индивидуальным аудитором по следующим направлениям, которые предусмотрены ФСА № 7 «Внутренний контроль качества аудита» утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405:

-        профессиональные требования;

-        профессиональная компетентность;

-        поручение заданий;

-        контрольные полномочия;

-        консультирование;

-        работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;

-        мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества.

В процессе конкретной проверки аудируемых лиц вышестоящие аудиторы в рабочей группе должны проверять нижестоящих подчиненных им аудиторов и ассистентов.

Система внутреннего контроля работы аудиторской организации включает:

-        соблюдение принципов независимости, объективности, честности, конфиденциальности и норм профессионального поведения;

-        контроль надлежащих навыков и профессиональной компетентности, необходимой для выполнения обязанностей с должной тщательностью;

-        проверку правильного распределения полномочий с учетом опыта и подготовки специалиста;

-        подтверждение наличия и адекватности текущего и последующего контроля работы аудиторов на всех уровнях таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

-        получение необходимой консультации, при недостатке знаний или опыта у сотрудника, как внутри, так и вне аудиторской организации;

-        проверку работы, как с потенциальными, так и с существующими клиентами;

-        контроль проведения регулярных наблюдений за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур контроля качества аудита;

-        принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возлагаемых обязанностей.

Внешний контроль качества аудита осуществляет Минфин России, который является федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности.

Проверки проводятся с целью определения соответствия деятельности аудиторских организаций требованиям законодательства об аудите и лицензировании, других нормативных актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

В ходе внешней проверки проверяются:

-        наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационный аттестат, а также соответствие типов квалификационных аттестатов аудиторов профилю проводимого аудита;

-        соблюдение аудиторской организацией правил внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок и требований к правилам (стандартам) аудиторской деятельности и др.

На аудиторские организации возложена обязанность представлять проверяющим всю необходимую для проверки документацию и иную требуемую информацию.

Внешний контроль осуществляется на основе:

-        данных, полученных по результатам представления аудиторскими организациями (индивидуальными аудиторами) ежегодных отчетов об аудиторской деятельности;

-        в связи с жалобами и обращениями надлежащих пользователей аудиторской отчетности;

-        в связи с обращениями правоохранительных органов.

В случае выявления в ходе внешней проверки качества работы аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов фактов систематического нарушения аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о них в уполномоченный федеральный орган. Виновные могут быть привлечены к ответственности, установленной Законом об аудиторской деятельности, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора или аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В целях учета мнения аудиторских организаций создан Совет по аудиторской деятельности при Минфине России. Совет направлен на подготовку и предварительное рассмотрение основных документов аудиторской деятельности и проектов решений Минфина России. Так же Совет занимается разработкой федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и периодически их пересматривает. В обязанности Совета входят рассмотрение обращений и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и внесение соответствующих рекомендации на рассмотрение Минфина России.

На современном этапе перед всеми экономически развитыми странами встает проблема качества аудита. Решение вопросов повышения качества аудиторских услуг и возможности его контроля рассматриваются не только на уровне профессиональных объединений, но и на государственном уровне.

Данная проблема актуальна как в России, так и за рубежом. Рассматривая стандарты аудита на примере, утвержденном правительством Российской Федерации, федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

Общие стандарты аудита являются ведущими в определении цели, устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов, а так же определяют единые требования к составлению и оформлению документации по результатам проверок.

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т. ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

В отличии от Российских стандартов по Постановлению правительства РФ № 696 от 23.09.2002 г. и № 405 от 04.07.2003 г. (в ред. от 22. 12. 2011) утвержденных 34 Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов.

Международные стандарты не доминируют над национальными стандартами и основаны на двух принципиально различных группах регулирующих документов: законодательных актах государства, аудиторских стандартах и других основополагающих принципах и приемах, этических нормах, которым должен следовать аудитор в своей профессиональной деятельности.

В 2013 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Минфином и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 6447 проверок, в том числе 1227 проверок аудиторских организаций, 146 проверок индивидуальных аудиторов, 5074 проверки иных аудиторов. Данными проверками были охвачены 26 % всех аудиторских организаций, свыше 17 % всех индивидуальных аудиторов и свыше 22 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности в Российской Федерации в 2013 году.

За год Росфиннадзором проведены 293 проверки (115 — в 2012 г.), которыми были охвачены 32 % указанных аудиторских организаций (11 % — в 2012 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 99 % являлись плановыми (98 % — в 2012 г.), 1 % — проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Росфиннадзор жалобами (2 % — в 2012 г.).

Определение контроля качества аудита, по данным международных и российских стандартов, является проблемой внутреннего и внешнего контроля качества аудиторской деятельности, и становится одной из первоочередных для перехода Российского аудита на международный уровень.

Повышение статуса аудиторской профессии и предпочтение выбора аудиторских услуг из категории отечественных аудиторских организаций, знакомых со спецификой российской экономики, возможно только при рациональной и эффективной организации контроля качества аудита.

Литература:

1.      Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности (в ред. от 13.12.2010 N 358-ФЗ) [Электронный ресурс]: (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=159785 (дата обращения: 28.06.2014).

2.      Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: http:// consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43223/?frame=2 (дата обращения: 28.06.2014).

3.      Бычкова, С. М. Контроль качества аудита / С. М. Бычкова, Е. Ю. Итыгилова. — М.: Эксмо, 2008. — 56 с.

4.      Васильчук, О. И. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. пособие для вузов / О. И. Васильчук, Т. Н. Гуськова, Л. А. Насакина; ред. Л. И. Ерохиной. — М.: Высшая школа ФОРУМ, 2011. — 35 с.

5.      Галкина, Е. В. Бухгалтерский учет и аудит: учебное пособие / Е. В. Галкина. — М.: КНОРУС, 2009. — 203 с.

6.      Богданова, Н. А. Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. — Ульяновск: УлГТУ, 2009. — 55 с.

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, аудиторская организация, стандарт, IFAC, проверка, аудитор, профессиональная компетентность, Российская Федерация, требование, государственный уровень.


Похожие статьи

Проблемы внедрения и применения международных стандартов...

аудиторская деятельность, Россия, стандарт, IFAC, область аудита, Российская Федерация, аудиторская проверка, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, высокий уровень.

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели...

Кроме общенационального института существуют в США и другие профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Бухгалтеры-аудиторы имеют право работать в...

Совершенствование системы стандартов аудиторской...

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство, русский язык, саморегулируемая организация аудиторов, аудиторское...

Проблемы перехода российских аудиторских организаций на...

– нарушение требований к независимости аудитора (аудиторской организации)

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, финансовая отчетность, MCA, международный стандарт аудита, Российская Федерация, приказ Минфина России...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор, Счетная палата, государственный финансовый контроль, проведение...

Ограниченная рациональность в поведении аудитора

Профессиональная компетентность важна для аудитора

Функции регионального контроля за аудиторской деятельностью в законодательстве чётко не обозначены. Например, во Франции независимый контроль осуществляется на национальном и региональном уровнях.

Методологические аспекты внутреннего аудита на предприятии

К тому же в условиях вступления Российской Федерации в ВТО требуется адекватный уровень внутреннего аудита, который направлен на

Целью таких стандартов является обеспечение эффективности деятельности подразделений организации и ее адекватности положениям...

Аттестация аудиторов в РФ | Статья в сборнике международной...

Аттестация аудиторов в России была введена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвердившим Временные правила, в соответствии с которыми все физические лица...

Системный государственный аудит: содержание и проблемы...

В различных регионах Российской Федерации государственный аудит имеет свои характерные черты осуществления, они зависят от систем целеполагания и механизмов

Рис.1. Место стратегического аудита с системной аудиторской деятельности Счетной палаты РФ.

Похожие статьи

Проблемы внедрения и применения международных стандартов...

аудиторская деятельность, Россия, стандарт, IFAC, область аудита, Российская Федерация, аудиторская проверка, бухгалтерская отчетность, бухгалтерский учет, высокий уровень.

Профессиональная деятельность внутреннего аудитора: цели...

Кроме общенационального института существуют в США и другие профессиональные аудиторские организации на уровне отдельных штатов, которые называются обществами дипломированных общественных бухгалтеров. Бухгалтеры-аудиторы имеют право работать в...

Совершенствование системы стандартов аудиторской...

аудиторская деятельность, стандарт, Россия, международный стандарт аудита, Российская Федерация, российское законодательство, русский язык, саморегулируемая организация аудиторов, аудиторское...

Проблемы перехода российских аудиторских организаций на...

– нарушение требований к независимости аудитора (аудиторской организации)

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская деятельность, финансовая отчетность, MCA, международный стандарт аудита, Российская Федерация, приказ Минфина России...

Понятие аудиторской деятельности в Российской Федерации

финансовый контроль, аудиторская деятельность, аудиторский контроль, государственный аудит, аудит, Российская Федерация, аудитор, Счетная палата, государственный финансовый контроль, проведение...

Ограниченная рациональность в поведении аудитора

Профессиональная компетентность важна для аудитора

Функции регионального контроля за аудиторской деятельностью в законодательстве чётко не обозначены. Например, во Франции независимый контроль осуществляется на национальном и региональном уровнях.

Методологические аспекты внутреннего аудита на предприятии

К тому же в условиях вступления Российской Федерации в ВТО требуется адекватный уровень внутреннего аудита, который направлен на

Целью таких стандартов является обеспечение эффективности деятельности подразделений организации и ее адекватности положениям...

Аттестация аудиторов в РФ | Статья в сборнике международной...

Аттестация аудиторов в России была введена Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», утвердившим Временные правила, в соответствии с которыми все физические лица...

Системный государственный аудит: содержание и проблемы...

В различных регионах Российской Федерации государственный аудит имеет свои характерные черты осуществления, они зависят от систем целеполагания и механизмов

Рис.1. Место стратегического аудита с системной аудиторской деятельности Счетной палаты РФ.

Задать вопрос