Библиографическое описание:

Куличенко А. И., Козлов Д. В., Шпинько Э. А. Модернизации системы управления образовательным учреждением путем использования современных электронных технологий // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 98-100.

В данной статье проанализированы проблемы автоматизации управления образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены программные продукты для модернизации системы управления образовательным учреждением, путем использования современных электронных технологий.

Ключевые слова: автоматизация, дистанционное обучение, информационные системы, управление, образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и эффективных управленческих решений требуется точная и достоверная информация о деятельности образовательного учреждения. В связи с низким уровнем автоматизации учета в колледжах получение оперативной и достоверной информации порой затруднительно или занимает настолько продолжительный промежуток времени, что к моменту получения нужной информации ее актуальность исчезает.

Успешность реализации задач управления образовательными учреждениями профессионального образования на сегодняшний момент не может быть достигнута без применения эффективных информационно-коммуникативных технологий в управлении. Использование этих информационно-коммуникативных технологий в образовательном учреждении является залогом успешности вывода образовательного учреждения на качественно новый уровень управляемости, последующего устойчивого развития системы образования в целом и является фактором успешности реализации задач модернизации образования.

На сегодняшний день ситуация в системе профессионального образования усугубляется следующими факторами:

-          накопившееся отставание в сфере информатизации учебных заведений;

-          повышение требований к скорости и качеству принятия управленческих решений, эффективности использования ресурсов;

-          требованиями формирования в учебных заведениях профессионального образования гибкой, оперативно реагирующей на требование рынков труда и технологий инновационной образовательной, исследовательской и технологической инфраструктуры.

В настоящий момент подавляющее число образовательных учреждений среднего профессионального образования имеют так называемую лоскутную автоматизацию, то есть имеют в наличие ряд различных информационных систем, внедренных на отдельных участках (этапах) процессов учебного заведения. Это означает, что между ними (информационными системами) отсутствует взаимосвязь (или она реализована частично). Такая ситуация обязательно приводит к необходимости многократного ввода однх и тех же данных, увеличивает трудоемкость при переносе данных из одной системы в другую, значительно увеличивает вероятность ошибок.

В связи с этим в системе профессионального образования возникает потребность в переходе от «лоскутной» информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения к единой платформе и создание единой точки ввода информации, локализация информационных потоков внутри одного решения (включая учет контингента, приема, трудоустройства, управленческий учет, учет материальных ценностей, кадровый учет, и т. д.).

Такая система также позволит управлять информацией об обучающихся с первого момента их регистрации в информационной системе, накапливать информацию о движении обучающихся на всех ступенях получения образования в учебном заведении, взаимодействовать с выпускниками после окончания обучения. Важнейшей потребностью является потребность в эффективном управлении ресурсами в рамках образовательной деятельности (аудиторный фонд, специализированный фонд — лаборатории, компьютерные классы, спортивные сооружения, материально-техническая база, обучающиеся, преподаватели).

Для эффективного управления низкоэффективными образовательными учреждениями и успешности их последующего устойчивого развития информационная система должна обеспечивать отслеживание и автоматизацию широкого спектра информационных потоков по следующим направлениям деятельности образовательного учреждения профессионального образования:

1.                 Прием абитуриентов;

2.                 Движение студенческого контингента;

3.                 Трудоустройство выпускников;

4.                 Социальная часть;

5.                 Контроль успеваемости;

6.                 Контроль посещаемости;

7.                 Формирование расписания;

8.                 Планирование учебного процесса (формирование учебных планов);

9.                 Учет преподавательской нагрузки;

10.             Кадровый учет;

11.             Формирование дипломов;

12.             Учет библиотечного фонда

Такая автоматизация должна привести к сокращению времени на подготовку отчетности для внутреннего использования и отчетности для вышестоящих организаций.

Современный мир диктует условия и в части организации образовательного процесса. Все большее число учебных заведений в мире начинает использовать электронные и дистанционные образовательные технологии. Все большая и большая доля знаний начинает передаваться при помощи компьютеров, планшетов, смартфонов.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов [1,3]:

-          среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

-          методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

-          Дистанционное обучение позволяет:

-          снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

-          проводить обучение большого количества человек;

-          повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

-          создать единую образовательную среду.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернет применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения среднего профессионального образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

-          Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

-          Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;

-          Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения [3,6].

Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах, предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57 % преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3 % опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного [5].

Доступность и открытость обучения — возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Дистанционные технологии упрощают организацию процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, убирают формальные ограничения для начала обучения.

При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы.

Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения [2].

Использование электронных образовательных технологий может позволить студентам совмещать обучение и работу, а также предоставить возможность для обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, при использовании программ дистанционного обучения учебное заведение может получить большее количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

На сегодняшний день для решения этих задач разработаны различные программные продукты:

-          «Управление колледжем» — разработана на новой технологической платформе «1С: Предприятие 8.2», предназначенный для комплексной автоматизации управления бизнес-процессами учреждений среднего профессионального образования, в частности, оперативного управления учебно-методическим процессом, студенческим контингентом, работой приемной комиссии, библиотекой и т. д.

-          «Портал колледжа», представляющий собой, быстро разворачиваемый типовой сайт ССУЗа тесно интегрированный с управленческой системой «Управление колледжем».

-          1С: Электронное обучение. Образовательная организация («1С: ОО») — программный продукт, предназначен для поддержки электронным обучением традиционного аудиторного образовательного процесса колледжей.

-          1С: Колледж ПРОФ — представляет собойкомплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций профессионального образования.

-          Система автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости» — это современный, не имеющий аналогов программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средне-специальных учебных заведений — лицеев, колледжей [4,7].

-          Система автоматизации образовательного процесса «Megacampus: Электронный колледж» — это инновационное решение для создания единого информационного пространства в колледже, позволяющее автоматизировать документооборот, управление и учет, использовать технологии электронного обучения, развернуть социальную сеть и современный сайт колледжа.

Таким образом, применение данных продуктов позволит вывести учебное заведение на новый уровень управления, снимет проблемы, связанные с выполнением рутинных операций и позволит освободить время для глубокого анализа качества предоставляемых услуг. Ведь это очень важно, так как никакая модификация экономики невозможна без хорошо обученных специалистов.

Литература:

1.         Актуальность дистанционного образования (блог второй минигруппы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.openclass.ru/blogs/42315

2.         Введение в дистанционное обучение [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Обсуждение:Цифровая_фотография

3.         Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение

4.         О программе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gs-vedomosti.ru/

5.         Преимущества и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.skachatreferat.ru/referaty/Преимущества-и-недостатки-дистанционного-обучения/271288.html

6.         Что такое дистанционное обучение? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sdo.bashedu.ru/mod/page/view.php?id=4785

7.         GS-Ведомости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://soft.softodrom.ru/ap/GS-Ведомости-p6959.

Основные термины: профессионального образования, среднего профессионального образования, дистанционного обучения, учреждений среднего профессионального, в системе профессионального образования, результаты дистанционного обучения, образовательного учреждения, управления образовательными учреждениями, учреждениями профессионального образования, образовательных учреждений среднего, профессионального образования гибкой, учреждения профессионального образования, системы управления образовательным, управления образовательным учреждением, учреждения среднего профессионального, организаций профессионального образования, современных электронных технологий, дистанционного и аудиторного обучения, дистанционного обучения учебное, формы дистанционного обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle