Библиографическое описание:

Куличенко А. И., Козлов Д. В., Шпинько Э. А. Модернизации системы управления образовательным учреждением путем использования современных электронных технологий // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 98-100.

В данной статье проанализированы проблемы автоматизации управления образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрены программные продукты для модернизации системы управления образовательным учреждением, путем использования современных электронных технологий.

Ключевые слова: автоматизация, дистанционное обучение, информационные системы, управление, образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Для эффективного управления образовательными учреждениями и принятия грамотных и эффективных управленческих решений требуется точная и достоверная информация о деятельности образовательного учреждения. В связи с низким уровнем автоматизации учета в колледжах получение оперативной и достоверной информации порой затруднительно или занимает настолько продолжительный промежуток времени, что к моменту получения нужной информации ее актуальность исчезает.

Успешность реализации задач управления образовательными учреждениями профессионального образования на сегодняшний момент не может быть достигнута без применения эффективных информационно-коммуникативных технологий в управлении. Использование этих информационно-коммуникативных технологий в образовательном учреждении является залогом успешности вывода образовательного учреждения на качественно новый уровень управляемости, последующего устойчивого развития системы образования в целом и является фактором успешности реализации задач модернизации образования.

На сегодняшний день ситуация в системе профессионального образования усугубляется следующими факторами:

-          накопившееся отставание в сфере информатизации учебных заведений;

-          повышение требований к скорости и качеству принятия управленческих решений, эффективности использования ресурсов;

-          требованиями формирования в учебных заведениях профессионального образования гибкой, оперативно реагирующей на требование рынков труда и технологий инновационной образовательной, исследовательской и технологической инфраструктуры.

В настоящий момент подавляющее число образовательных учреждений среднего профессионального образования имеют так называемую лоскутную автоматизацию, то есть имеют в наличие ряд различных информационных систем, внедренных на отдельных участках (этапах) процессов учебного заведения. Это означает, что между ними (информационными системами) отсутствует взаимосвязь (или она реализована частично). Такая ситуация обязательно приводит к необходимости многократного ввода однх и тех же данных, увеличивает трудоемкость при переносе данных из одной системы в другую, значительно увеличивает вероятность ошибок.

В связи с этим в системе профессионального образования возникает потребность в переходе от «лоскутной» информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения к единой платформе и создание единой точки ввода информации, локализация информационных потоков внутри одного решения (включая учет контингента, приема, трудоустройства, управленческий учет, учет материальных ценностей, кадровый учет, и т. д.).

Такая система также позволит управлять информацией об обучающихся с первого момента их регистрации в информационной системе, накапливать информацию о движении обучающихся на всех ступенях получения образования в учебном заведении, взаимодействовать с выпускниками после окончания обучения. Важнейшей потребностью является потребность в эффективном управлении ресурсами в рамках образовательной деятельности (аудиторный фонд, специализированный фонд — лаборатории, компьютерные классы, спортивные сооружения, материально-техническая база, обучающиеся, преподаватели).

Для эффективного управления низкоэффективными образовательными учреждениями и успешности их последующего устойчивого развития информационная система должна обеспечивать отслеживание и автоматизацию широкого спектра информационных потоков по следующим направлениям деятельности образовательного учреждения профессионального образования:

1.                 Прием абитуриентов;

2.                 Движение студенческого контингента;

3.                 Трудоустройство выпускников;

4.                 Социальная часть;

5.                 Контроль успеваемости;

6.                 Контроль посещаемости;

7.                 Формирование расписания;

8.                 Планирование учебного процесса (формирование учебных планов);

9.                 Учет преподавательской нагрузки;

10.             Кадровый учет;

11.             Формирование дипломов;

12.             Учет библиотечного фонда

Такая автоматизация должна привести к сокращению времени на подготовку отчетности для внутреннего использования и отчетности для вышестоящих организаций.

Современный мир диктует условия и в части организации образовательного процесса. Все большее число учебных заведений в мире начинает использовать электронные и дистанционные образовательные технологии. Все большая и большая доля знаний начинает передаваться при помощи компьютеров, планшетов, смартфонов.

Дистанционное обучение — это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средством. Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов [1,3]:

-          среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

-          методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

-          Дистанционное обучение позволяет:

-          снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

-          проводить обучение большого количества человек;

-          повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т. д.

-          создать единую образовательную среду.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернет применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения среднего профессионального образования. Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме on-line и в режиме off-line. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

-          Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

-          Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания;

-          Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения [3,6].

Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.

Сравнение эффективности дистанционного и аудиторного обучения на основе опроса преподавателей США в институтах, предлагающих курсы дистанционного обучения и там, где такого обучения нет показало: по мнению 57 % преподавателей, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3 % опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного [5].

Доступность и открытость обучения — возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Можно учиться, находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. Дистанционные технологии упрощают организацию процесса обучения, как для обучаемых, так и для организаторов обучения, убирают формальные ограничения для начала обучения.

При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время, при этом не нужны визы, билеты, гостиницы.

Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения [2].

Использование электронных образовательных технологий может позволить студентам совмещать обучение и работу, а также предоставить возможность для обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, при использовании программ дистанционного обучения учебное заведение может получить большее количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

На сегодняшний день для решения этих задач разработаны различные программные продукты:

-          «Управление колледжем» — разработана на новой технологической платформе «1С: Предприятие 8.2», предназначенный для комплексной автоматизации управления бизнес-процессами учреждений среднего профессионального образования, в частности, оперативного управления учебно-методическим процессом, студенческим контингентом, работой приемной комиссии, библиотекой и т. д.

-          «Портал колледжа», представляющий собой, быстро разворачиваемый типовой сайт ССУЗа тесно интегрированный с управленческой системой «Управление колледжем».

-          1С: Электронное обучение. Образовательная организация («1С: ОО») — программный продукт, предназначен для поддержки электронным обучением традиционного аудиторного образовательного процесса колледжей.

-          1С: Колледж ПРОФ — представляет собойкомплексное решение для управления деятельностью образовательных организаций профессионального образования.

-          Система автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости» — это современный, не имеющий аналогов программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средне-специальных учебных заведений — лицеев, колледжей [4,7].

-          Система автоматизации образовательного процесса «Megacampus: Электронный колледж» — это инновационное решение для создания единого информационного пространства в колледже, позволяющее автоматизировать документооборот, управление и учет, использовать технологии электронного обучения, развернуть социальную сеть и современный сайт колледжа.

Таким образом, применение данных продуктов позволит вывести учебное заведение на новый уровень управления, снимет проблемы, связанные с выполнением рутинных операций и позволит освободить время для глубокого анализа качества предоставляемых услуг. Ведь это очень важно, так как никакая модификация экономики невозможна без хорошо обученных специалистов.

Литература:

1.         Актуальность дистанционного образования (блог второй минигруппы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.openclass.ru/blogs/42315

2.         Введение в дистанционное обучение [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://art.ioso.ru/wiki/index.php/Обсуждение:Цифровая_фотография

3.         Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение

4.         О программе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gs-vedomosti.ru/

5.         Преимущества и недостатки дистанционного обучения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.skachatreferat.ru/referaty/Преимущества-и-недостатки-дистанционного-обучения/271288.html

6.         Что такое дистанционное обучение? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sdo.bashedu.ru/mod/page/view.php?id=4785

7.         GS-Ведомости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://soft.softodrom.ru/ap/GS-Ведомости-p6959.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle