Библиографическое описание:

Меджидов З. У. Основы формирования и характеристика особых экономических зон туристско-рекреационного типа на территории РФ // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 183-185.

Идея создания особой экономической зоны (ОЭ3) обусловлена стремлением к интеграции с мировой экономикой либо же необходимостью становления отдельных видов деятельности, имеющих весомое значение для национального хозяйства.

ОЭ3 — зона, которая определяется Правительством Российской Федерации, часть территории Российской Федерации, на которой действует специальный режим реализации предпринимательской деятельности согласно Федеральному закону РФ от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 76-ФЗ). Это ограниченная территория со специальным юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для отечественных и/или зарубежных инвесторов. Основной целью формирования таких зон является решение стратегических задач развития государства в целом или определенной территории, включая:

-          развитие обрабатывающих и высокотехнологичных направлений экономики;

-          производство новых видов продукции, усовершенствование экспортной базы и импортозамещающих производств;

-          продвижение туризма и санаторно-курортной сферы;

-          привлечение прямых иностранных инвестиций;

-          возникновение новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

-          проверка новых методик управления менеджментом и организации труда;

-          уменьшение уровня коррупции.

С точки зрения инвесторов, формирование особых экономических зон содействует реализации таких целей, как приближение производства к покупателю, освоение новых рынков сбыта, снижение расходов, связанных с отсутствием импортных и экспортных таможенных пошлин, доступ к инфраструктуре.

По исполняемым функциям ОЭЗ принято разделять на:

-          Зону свободной торговли (ЗСТ) — часть территории, которая выведена за пределами национальной таможенной территории. В подобной зоне осуществляются операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке.

-          Промышленно-производственную зону (ППЗ) — территория, внутри которой налажено производство определенной промышленной продукции и при этом предпринимателям предоставляются различные льготы.

-          Технико-внедренческую зону (ТВЗ) — часть территории, которая выведена за пределами национальной таможенной территории и внутри которой размещены проектные, научно-исследовательские и другие организации. Примерами ТВЗ могут выступать технопарки и технополисы.

-          Туристско-рекреационную зону (ТРЗ) — территория, на которой ведут туристско-рекреационную деятельность — формирование, реконструкция, улучшение качества объектов инфраструктуры туризма и отдыха, продвижение и оказание услуг в сфере туризма.

-          Портовая зона — реализуется на территории морских портов, которые открыты для международного сообщения и захода зарубежных судов, а также на территориях, которые предназначены для строительства, реконструкции и эксплуатации морского порта.

На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют специальные экономические зоны 4 типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые.

В данной статье пойдет речь о туристско-рекреационных зонах, а именно описание принципа действий как российских, так и зарубежных зон данной тематики и попытка реализации идеи формирования туристско-рекреационной особой зоны на территории Республики Дагестан.

Туристско-рекреационные специальные экономические зоны — это не новейшее явление в мировой экономической практике. В 120 странах насчитывается свыше 3 тыс. разных специальных экономических зон с годовым товарооборотом 600 млрд $. Для нынешней Российской Федерации создание туристско-рекреационных специальных экономических зон стало делом государственной значимости, потому что туристическая привлекательность страны теряет свою силу. Туристическая прибыльная индустрия России второго десятилетия не может избавиться от бесчисленных загвоздок, связанных, скажем, с нехваткой инвестиций для строительства гостиниц и фактически всей нынешней инфраструктуры, нужной для привлечения путешественников и переориентации российских граждан, выбирающих отдых за рубежом, на внутренний туристский рынок. Предполагается, что создание в России туристско-рекреационных специальных экономических зон будет содействовать обеспечению благоприятного инвестиционного микроклимата, возникновению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь становления.

В связи с тем, что процесс создания туристско-рекреационных специальных экономических зон в России начался относительно незадолго и говорить о достигнутых итогах пока несвоевременно, значительный интерес представляет изучение исходных этапов их образования в условиях нынешней экономики.

Таким образом, дозволено определить цель данной научной статьи — обнаружение особенностей образования и становления туристско-рекреационных специальных экономических зон на территории Российской Федерации.

Еще в 2006 году был запущен процесс образования туристско-рекреационных ОЭЗ: из двадцати восьми заявок были утверждены семь проектов по организации данного типа особых зон. Победителями среди регионов стали Ставропольский, Краснодарский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай, Калининградская и Иркутская области. В 2010 году присоединился также Приморский край. Таким образом, в настоящее время на территории РФ действуют восемь туристско-рекреационных ОЭЗ:

1.         ОЭЗ «Алтайская Долина» (Республика Алтай) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 67. Расположена на территории Майминского района на побережье реки Катунь с общей площадью 855 га. Планируется создать на данном участке курорт с возможностью для развития водных видов спорта, поскольку река Катунь считается одним из удобнейших мест для сплавов, а также здесь можно проводить занятия по экстремальным видам водного спорта. В состав курорта будут включены не только лечебно-оздоровительные, спортивные и развлекательные объекты, но и гостиничный комплекс.

2.         ОЭЗ «Байкальская гавань» (Республика Бурятия) основана согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 68. Особая экономическая зона находится в Прибайкальском районе Республики Бурятия, недалеко от озера Байкал. Планируется создать на территории спортивно-оздоровительный комплекс, современную гостиницу, центр восточной медицины, порт, обустройство маршрутов и экологических троп.

3.         ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» (Алтайский Край) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 69. Расположена на территории Алтайского края с общей площадью 3326 га.

Экономическая зона создается для функционирования курортно-рекреационного комплекса, который ориентирован на максимальное использование природного потенциала и особенностей местности. В целях создания зоны предполагается также строительство горнолыжной трассы, различных кемпингов, охотничьих угодий и других объектов с наличием общего количества мест для туристов 3,5 тыс.

4.         ОЭЗ «Новая Анапа» (Краснодарский край) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 70. Располагается между Черным морем и Кизилташским и Бугазским лавинами на территории города Анапа с общей площадью земельного участка 882 га. В проект создания туристкой зоны «Новая Анапа» входит не только реализация идеи курорта, с возможностью спокойного отдыха в различных видах: отдых на пляже по системе «все включено», культурный отдых с детьми, СПА-терапия, отдельно расположенные мини — отели, но и активного спортивного отдыха: теннис, гольф, бассейны, аквапарк, виндсерфинг, парусный спорт.

5.         ОЭЗ «Гранд Спа Юца» (Ставропольский край) основана согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 71. Данная зона имеет площадь 843 га и располагается на территории Ставропольского края на горе Юца и ее окрестностях, на расстоянии 35 км от аэропорта г. Минеральные Воды и 10 км от г. Пятигорска.

Цель образования экономической зоны заключается в создании современного бальнеологического курорта, достижения большей гибкости в оздоровительных программах, улучшения сервиса, формирования широкого спектра развлекательных возможностей для отдыхающих и развития смежных видов туризма.

6.                  ОЭЗ «Ворота Байкала» (Иркутская область) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N 72. Экономическая зона расположена на побережье озера Байкал. Проект включает в себя строительство объектов тепло- и энергоснабжения, объектов наружных сетей канализации и водоснабжения, а также реконструкция аэропорта в Иркутске. Кроме того, неподалеку границы особой зоны предполагается разместить гостиницы класса 3, 4 и 5 звезд; объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, делового и развлекательного назначения.

7.                  ОЭЗ «Куршская коса» (Калининградская область) образована согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2007 г. N73. Общая площадь акватории в охранной зоне составляет 9 800 га, а национального парка — 6 621 га. Западная граница экономической зоны проходит по берегу Балтийского моря, а восточная — по берегу Куршского залива. Рекреационный потенциал туристко-рекреационной зоны, позволяющий развивать не только оздоровительный, экологический, велосипедный, спортивно-развлекательный виды туризма, но, и водный, деловой, экскурсионный и познавательный.

8.                  ОЭЗ на территории острова Русский (Приморский край) основана согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201. Туристко-рекреационная зона расположена на земельном участке с общей площадью 2,8 тысячи гектаров. В рамках развития зоны планируется строительство океанариума, нескольких гостиниц, международного делового центра и Тихоокеанского научно-образовательного центра.

Исходя из вышесказанного видно, что практически в каждой из ОЭЗ туристко-рекреационного типа одними из приоритетных направлений является оздоровительный, экологический, спортивный туризм, а также во всех регионах предусмотрено строительство спортивных и гостиничных комплексов разной направленности. По поводу структуры инвестиций, стоит отметить, что лишь в одном регионе формирование туристско-рекреационной зоны будет состоять из бюджетного финансирования практически на 70 %, тогда как в других туристических зонах внебюджетные поступления составят от 16,5 до 45 %.

На протяжении 2007 года были выбраны площадки, определены и утверждены границы всех туристко-рекреационных ОЭЗ. В первом квартале 2008 г. была завершена разработка и согласованы концепции формирования и развития каждой из зон, которая состоит не только из анализа рынка и определения их позиционирования, но и привлечения инвесторов и разработки маркетинговых стратегий продвижения.

Согласно концепции были организованы и проведены конкурсы на разработку проектов планировки территорий каждой особой экономической зоны. В 2008 г. было начато проектирование и строительство первых объектов инфраструктуры.

В 2008–2009гг. из-за экономического кризиса из семи туристско-рекреационных ОЭЗ строительство продолжилось лишь в трех — «Алтайская долина» в Республике Алтай, «Байкальская гавань» в Бурятии и «Бирюзовая Катунь» в Алтайском крае. Одним из факторов увеличения длительности процесса образования туристско-рекреационных особых экономических зон является, прежде всего, отсутствие опыта создания таких зон на территории России. Кроме того, длительный период предпроектных работ связан с большим сроком окупаемости проектов (12–15 лет). Но несмотря на это, проекты ТР ОЭЗ не были «заморожены» надолго и свернуты — об этом говорит прежде всего принятие Постановления Правительства от 31 марта 2010 года о формировании новой туристской зоны в Приморском крае.

Литература:

1.      Лебедев А. В. Регулирование туристской деятельности на территории туристско-рекреационной особой экономической зоны. Российское предпринимательство. — 2008. — № 5, Вып.1(110). — С.138–141

2.      Павлов П. В. Особые экономические зоны как механизм эффективного развития международной инвестиционной и инновационной деятельности. Журнал «Международные отношения». — 2013г.

3.      Рыбаков С. А. Особые экономические зоны в России. Налоговые льготы и преимущества / С. А. Рыбаков. М.: Грант, 2006. — 256 с.

4.      Смородинская Н. Организация ОЭЗ в Российской Федерации. Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив. Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ. Вып. 3. — М.- 2006.

5.      Зименков Р. И. Свободные экономические зоны: учебное пособие. Юнити-Дана, 2012 г. 180–185с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle