Библиографическое описание:

Коростелева Н. А., Леонов В. В., Краснов А. М., Володина Е. Г. Анализ имиджа преподавателя в казахстанских школах // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 276-279.

В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в Казахстане изменяются требования к личности профессионала [1]. Профессия учитель по классификации Е. А. Климова относится к типу «Человек-человек», что подразумевает постоянное общение с различными людьми [2]. Профессиональный педагог должен уметь найти подход к каждому из них. Это зависит от умения производить на людей «правильное» впечатление. Успешной презентации своих профессиональных и личностных качеств, способствует имидж, т. е. то представление, которое человек, неосознанно или намеренно, создает о себе в глазах других [3]. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или рубашки, но это неверный подход, потому что, заботясь о красоте учителя, нужно прежде всего начинать с сердца и души [4].

Профессиограмма учителя включает в себя личностные, профессиональные и врожденные качества педагога. Учитель должен обладать такими личностными качествами, как ответственность, пунктуальность, эмпатия, справедливость, трудолюбие и многими другими. К профессиональным качествам педагога относятся: наличие педагогического образования, знание своего предмета, знание методики преподавания, знание основ психологии, знание возрастных особенностей детей, обладание педагогическим тактом. Согласно профессиограмме к врожденным качествам преподавателя относятся: отсутствие дефектов речи, отсутствие дефектов умственной сферы, достаточный уровень здоровья и уравновешенность нервной системы. Из этого можно сделать вывод, что имидж это не только внешний вид, но и внутренние качества человека. «Важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам», — пишет В. М. Шепель [3].

Итак, объектом нашего исследования был профессиональный имидж в целом, а предметом исследования — профессиональный имидж преподавателя в школе. В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: требования предъявляемые учениками и учителями к профессиональному имиджу педагога — идентичны. Целью исследования было: проанализировать имидж преподавателя в школе, составить профессиограмму современного учителя с точки зрения основных субъектов образовательного процесса. Базой исследования явилась ОСШ № 81, г. Караганды. Исследованием было охвачено 15 учащихся 11 класса и 10 преподавателей.

Анализ проведенного исследования показал, что отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Они убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное «быть, а не казаться». В структуре имиджа профессионала, предложенной Л. М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты, которые представлены ниже (Таблица 1).

Таблица 1

Структура имиджа профессионала

Внешний компонент

Процессуальный компонент

Внутренний компонент

Мимика, жесты, тембр и сила голоса, костюм, манеры, походка. Внешний вид преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Профессионализм, пластичность, выразительность и т. д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.

Внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Основным диагностическим средством выступал разработанный нами тест «Профессиональный имидж идеального учителя». Тестирование учащихся проводилось анонимно, без классного преподавателя, без оценки. Задания для исследования были разработаны с учетом темы, возрастных особенностей школьников и не вызывали сложностей в понимании. При анализе ответов тестируемых нами были изучены требования предъявляемые учениками 11кл. и учителями ОСШ к профессиональному имиджу идеального педагога. Проанализировав ответы учеников, было выявлено что:

1.      27 % (4 ученика) хотели бы, что педагогом была женщина, 33 % (5 чел.) хотели бы видеть педагогом мужчину, а 40 % (6 чел.) полу педагога не придают значения (Рис. 1).

Рис. 1. Данные, полученные в результате анализа «Пол идеального учителя»

1.      Возраст учителя: 40 % (6 уч.) считают, что педагог должен быть в возрасте 30–40 лет, 20 % (3 чел.) хотят видеть педагога в возрасте 20–30 лет, 27 % (4 уч.) считают, что преподаватель должен быть в возрасте 40–50 лет и 13 % (2 чел.) считают, что возраст преподавателя не имеет значения (Рис. 2).

Рис. 2. Данные, полученные в результате анализа «Возраст идеального учителя»

2.      Профессиональные качества учителя: 54 % (8 уч.) считают, что главным профессиональным качеством идеального педагога должно быть глубокое знание своего предмета и умение увлечь им учеников, 20 % (3 чел.) выделяют главными качествами знание делового этикета, соблюдение субординации, 13 % (2 уч.) ответили, что преподаватель должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику, 13 % (2уч.) считают, что учитель должен любить детей (Рис.3).

Рис.3. Данные, полученные в результате анализа «Профессиональных качеств учителя»

3.      Личностные качества идеального учителя: 33 % (5 уч.) считают, что главными личностными качествами педагога являются строгость, справедливость и требовательность, 20 % (3 чел.) выделили ответственность, порядочность и пунктуальность, 20 % (3 уч.) отметили, что преподаватель должен быть общительным, дружелюбным, доброжелательным, 20 % (3 уч.) считают главными личностными качествами педагога эмпатию (способность сопереживать), чуткость и отзывчивость, 7 % (1 чел.) выделил юмор и креативность (Рис.4).

Рис.4 Данные, полученные в результате анализа «Личностных качеств учителя»

4.      На вопрос должен ли идеальный учитель заниматься спортом 47 % (7 уч.) ответили да, 6 % (1 чел.) нет, и 47 % (7 уч.) ответили, что это не имеет значения.

5.      Речь преподавателя: 40 % (6 детей) ответили, что она должна быть выразительной и содержательной, 33 % (5 уч.) считают, что учитель должен обладать правильной и понятной речью, 20 % (3 уч.) ответили, что речь должна быть уместной и в умеренном темпе, 7 % (1 чел.) считает, что речь педагога не имеет значения.

6.      При рассмотрении вопроса об используемых преподавателем жестах 87 % (13 чел.) ответили, что они должны быть уместны, эстетичны, выразительны, 13 % (2 уч.) затрудняются ответить на данный вопрос.

7.      Действия и передвижения преподавателя во время урока: 40 % (6 чел.) считают, что преподаватель должен постоянно передвигаться по классу, 40 % (6 уч.) ответили, что учитель должен постоянно менять тембр голоса и скорость речи, 20 % (3 чел.) считают, что во время урока преподавателю необходимо сидеть за столом и не вставать. (Рис.5).

Рис.5. Данные, полученные в результате анализа «Действий преподавателя во время урока»

8.                         Арома-имидж преподавателя: 73 % (11 уч.) считают, что преподаватель должен обладать свежим, притягивающим, легким, едва заметным ароматом духов, 27 % (4 чел.) ответили, что запах преподавателя не имеет значения.

9.                         Внешний вид преподавателя: 40 % (6 чел.) ответили, что преподаватель должен выглядеть опрятно, аккуратно, ухоженно, 27 % (4 уч.) считают, что внешний вид должен быть строгим, официальным, деловым, для других 27 % (4 уч.) внешний вид преподавателя не имеет значения, а 6 % (1 чел.) хотят видеть педагога в скромной, неприметной (серый), не вызывающей одежде. Влияет ли внешний вид преподавателя на отношение к нему и к преподаваемому предмету: 54 % (8 чел.) ответили да, 20 % (3 уч.) ответили нет, а 26 % (4 уч.) затрудняются ответить на данный вопрос.

10.                     На вопрос есть ли в вашей школе преподаватель с идеальным имиджем: 67 % (10 уч.) ответили — нет, 26 % (4 чел.) ответили, что в их школе есть 1–2 преподавателя, 7 % (1 чел.) считает, что все преподаватели их школы обладают идеальным имиджем.

Затем идентичные вопросы были использованы при тестировании преподавателей. Проанализировав ответы учителей, было выявлено, что:

1.    30 % (3 учит.) считают идеальным педагогом женщину, а 70 % (7 чел.) полу педагога не придают значения.

2.    Возраст учителя: 40 % (4 учит.) считают, что педагогом должен быть специалист в возрасте 30–40 лет, 20 % (2 чел.) ответили, что идеальный возраст педагога 40–50 лет, 40 % (4 учит.) считают, что возраст преподавателя не имеет значения.

3.    Профессиональные качества учителя: 50 % (5чел.) считают, что главным профессиональным качеством идеального педагога должно быть глубокое знание своего предмета и умение увлечь им учеников, оставшиеся 50 % (5 учит.) ответили, что преподаватель должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику.

4.    Личностные качества идеального учителя: 20 % (2 учит.) считают, что главными личностными качествами педагога являются строгость, справедливость и требовательность, 30 % (3 чел.) выделили ответственность, порядочность и пунктуальность, 10 % (1чел.) отметил, что педагог должен быть общительным, дружелюбным, доброжелательным, а 40 % (4 учит.) выделили юмор и креативность.

5.    На вопрос должен ли идеальный учитель заниматься спортом 10 % (1 педагог) ответил, да, и 90 % (9 чел.) считают, что это не имеет значения.

6.    Речь преподавателя: 40 % (4 учит.) ответили, что она должна быть выразительной и содержательной, 50 % (5 чел.) считают, что учитель должен обладать правильной речью, 10 % (1 чел.) ответил, что речь должна быть прежде всего уместной.

7.    При рассмотрении вопроса об используемых преподавателем жестах 100 % (10 чел.) ответили, что они должны быть уместны, эстетичны, выразительны.

8.    Арома-имидж преподавателя: 100 % (10 учит.) считают, что преподаватель должен обладать свежим, притягивающим, едва заметным ароматом духов.

9.    Внешний вид преподавателя: 90 % (9 учит.) ответили, что преподаватель должен выглядеть опрятно, аккуратно, ухоженно, 10 % (1 чел.) считает, что внешний вид должен быть строгим, официальным, деловым.

10.     Влияет ли внешний вид преподавателя на отношение к нему и к преподаваемому предмету: 60 % (6 чел.) ответили да, 30 % (3 чел.) ответили, нет, а 10 % (1 чел.) затрудняется ответить на данный вопрос.

11.     На вопрос есть ли в вашей школе преподаватель с идеальным имиджем: 100 % (10 чел.) ответили, что в их школе есть 1–2 преподавателя с идеальным имиджем.

Проведя тестирование «Идеальный учитель» и составив профессиограмму имиджа современного педагога, мы составили портрет преподавателя с идеальным имиджем. В результате исследования выяснилось, что идеальным учителем может быть как мужчина, так и женщина в возрасте 30–40 лет. Педагог, по мнению учащихся и учителей в первую очередь должен хорошо знать свой предмет и уметь увлечь им учащихся, уметь найти индивидуальный подход к каждому. Также он должен быть умным, уверенным в себе, в меру строгим, добрым человеком с хорошим чувством юмора.

Итак, мнения о возрасте, профессиональных качествах педагога и его внешнем виде у тестируемых обеих групп совпадают. Главными профессиональными качествами идеального педагога, как учащиеся, так и учителя считают знание предмета и умение увлечь им учеников, профессионализм, умение найти индивидуальный подход к каждому ученику. Однако мнения об индивидуально-личностных качествах у учащихся и учеников различные. Главными личностными качествами педагога учителя выделяют наличие чувства юмора, креативность, а учащиеся считают, что преподаватель в первую очередь должен быть строгим, справедливым и требовательным.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что не существует готовых рекомендаций в вопросе создания имиджа. Каждый педагог самостоятельно решает, каким ему быть. Именно, представление учителя о самом себе является фундаментом, на котором строится его индивидуальность.

Литература:

1.    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/professionalnyi-imidzh-sovremennogo-pedagoga-prezentatsiya-i-statya

2.    http://www.psylive.ru/articles/1753_psihologicheskie-tipi-professii-po-e-a-klimovu.aspx

3.    Шепель В. М. Имиджелогия. Как нравиться людям. — М.: Народное образование, 2004.

4.    Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя.- М.: Изд — Владос, 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle