Библиографическое описание:

Андросова И. В. Интеллектуальный капитал и его роль в высшей школе // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 159-161.

В современных экономических условиях интеллектуальный капитал относят к категории ценного ресурса постиндустриального общества, что и обусловило возрастающую роль интеллектуального капитала в высоких темпах экономического развития и научно-технического прогресса. Интеллектуальный потенциал следует рассматривать как стратегическую составляющую интеллектуальных ресурсов бизнеса, так как он представляет собой возможности и перспективы его развития. Ведущая роль интеллектуального капитала в экономике передовых стран обусловлена тем, что именно высококвалифицированные специалисты, современные информационные технологии и соответствующие рабочие условия определяют их опережающее развитие и рост качества жизни населения. Особенности интеллектуального капитала: подвижность, отсутствие правовой защиты, является достоянием каждого служащего, не может быть отчужден от конкретных людей, дорогостоящий ресурс. Необходимость развития интеллектуального капитала в условиях острой конкуренции очевидна.

Интеллектуальный капитал — это интеллект и профессионализм работников, совокупность их способностей и возможностей обеспечивать эффективное функционирование организации. Сущность определяется функциями. Основная функция заключается в том, что человеческий капитал генерирует покупательский и структурный капиталы, которые в свою очередь выводят организацию на новый уровень развития, приносят доход [2].

К интеллектуальному капиталу принято относить совокупность знаний, совокупность практических навыков и опыта, совокупность творческих способностей работников, моральные ценности компании, корпоративную культуру труда. Признанный авторитет в области менеджмента Ли Якокк заявляет, что все хозяйственные организации можно отнести в конечном счете к трем характеристикам: люди, продукт, прибыль, но на первом месте всегда стоят люди. Собственник всемирно известной фирмы «Sony» Акио Морита главный секрет эффективности компании видит в умении сплотить всех работников в команду единомышленников и в кризисных ситуациях сохранить ядро коллектива компании. Только квалифицированные кадры могут организовать производство товаров и услуг высокого качества, создать имидж фирмы на рынке. При этом они должны проявлять большую активность в деятельности компании, четко понимать цели компании и свою роль в их достижении [3].

Покупательский (клиентский, рыночный) капитал — это совокупность знаний, которые позволяют учреждению найти и сформировать потребителя. Основная функция покупательского капитала — завоевать потребителя либо положительной репутацией, либо просто знанием об учреждении, либо ценовыми связями.

К покупательскому капиталу относят деловую репутацию, товарные знаки и знаки обслуживания, бренды, фирменные наименования, списки клиентов, отношения с клиентами, желание учреждения удовлетворять запросы потребителей, способность быстро реагировать на изменения рыночного спроса, каналы распределения, портфель заказов, повторные заказы, сеть поставщиков, систему реализации, лицензии на право природопользования, лицензии на право использования интеллектуальной собственности.

Особенности покупательского капитала:

-          борьба за потребителя в условиях конкуренции;

-          правовая защита представлена охранными документами, государственной регистрацией, стандартными договорами, лицензионными договорами;

-          часть активов не имеет и не может иметь правовой защиты;

-          зависимость от жизненного цикла товаров и услуг: если в начале жизненного цикла, какие бы усилия учреждение не применяло, например агрессивную рекламу, только 2,5 % потребителей-новаторов будут приобретать продукцию или услуги, то в конце жизненного цикла без особых усилий учреждение будет иметь 16 % потребителей-консерваторов;

-          дорогостоящий актив, так как производить легче, чем продавать.

Структурный (организационный) капитал — это интеллектуальная собственность, техническое и программное обеспечение, организационные структуры и системы, информационные ресурсы, расходы на НИОКР.

Основная функция — способствовать производству высококачественного, конкурентоспособного продукта или услуги со свойствами, присущими только владельцу нематериальных активов.

К структурному капиталу рекомендуется относить интеллектуальную собственность и затраты на НИОКР.

К интеллектуальной собственности относятся:

-          промышленная собственность изобретения, промышленные образцы, программа для ЭВМ, базы данных, топологии ИМС, селекционные достижения;

-          авторское и смежное права (произведения науки; литературы, искусства, аудио-, видео-, радиозаписи, географические и другие карты, планы, эскизы);

-          право на коммерческую и служебную тайну (производственные секреты, ноу-хау, коммерческие секреты, организационно-управленческие секреты);

-          право на пресечение недобросовестной конкуренции.

Основу интеллектуальной собственности составляет интеллектуальный продукт, являющийся результатом творческих усилий его создателей — отдельной личности или коллектива [1]. Интеллектуальный продукт может иметь различные формы: научные открытия и изобретения, образцы новой продукции, новой техники и материалов, новая технология, научно-производственные, консалтинговые, экономико-финансовые, управленческие, маркетинговые услуги, а также различные виды литературно-художественного творчества и т. д.

Роль государства заключается в формировании эффективного использования нематериальных активов в этих двух направлениях. Положительный результат интеграционных процессов в образовании в России напрямую связан с готовностью и способностью государства управлять нематериальными активами.

Россия более 70 лет при Советской власти и уже 20 лет в условиях развивающегося капитализма пытается строить экономику при массовом игнорировании интеллектуальной собственности как основы современного бизнеса, как основного фактора выстраивания всей системы управления. Все ответы на главные вопросы управления любым учреждением высшей школы вытекают из наличия и качества нематериальных активов, которые проанализированы в таблице 1.

Таблица 1

Возможности решения основных вопросов менеджмента высшей школы через наличие нематериальных активов

Основные вопросы менеджмента

Решение вопросов через наличие нематериальных активов

1. Какой вид деятельности выбрать, какой продукт, какую услугу и кому предоставлять?

Анализ тенденций рынка, состояния социальной сферы, анализ возможностей и осуществление привлечения денежных средств, предоставление высококвалифицированной услуги или продукта возможно только при наличии человеческого капитала. Возможность осуществлять тот или иной вид деятельности существует при наличии прав на нематериальные активы и наличие охранных документов

2. Где предоставлять услуги или продавать продукт?

Только в тех регионах и странах, где есть спрос. Решение обеспечивается высококвалифицированными кадрами и наличием охранных документов на интеллектуальную собственность

3. По какой цене предлагать или продавать?

 Цена может быть высокой, если есть квалифицированные кадры и инновационная монополия

4. Кто является конкурентом и как его победить?

Основными конкурентами являются образовательные учреждения, наличие качественных нематериальных активов обеспечивает конкурентное преимущество

5.Как обновлять деятельность?

За счет формирования новых нематериальных активов и инновационной деятельности

6. Кому и за что платить заработную плату в учреждении?

Человеческий капитал генерирует покупательский и структурный капитал, следовательно, особого внимания при распределении зарплаты требует вклад в формирование нематериальных активов, так как материальная составляющая деятельности образовательных учреждений незначительна

Однако распространено мнение, что нематериальные активы существуют только в высокотехнологичном бизнесе, а рядовые образовательные учреждения к ним отношения не имеют. Но конкурентные преимущества, которые формируются в основном за счет нематериальных активов, необходимы каждому учреждению в условиях изменения типа учреждения или формирования эндаумента [4].

Нематериальные активы высшей школы имеют двойную направленность: с одной стороны они генерируют интеллектуальные ресурсы для внешнего окружения, с другой стороны они должны иметь возможность своего развития внутри учреждения для обеспечения экономического роста и конкурентных преимуществ [5]. Развитие интеллектуального капитала должно быть для образовательных учреждений обдуманным процессом, которым управляет руководство. Этот процесс направлен на получение результата, который можно измерить, и поэтому он начинается с оценки того, какие знания необходимо развивать у сотрудников. Главный элемент этой оценки — соответствие знаний и способностей людей изменяющимся и, тем самым, влияющим на их поведение условиям их работы. Людям необходимо развивать и поддерживать способность справляться с трудностями и неопределенностью, которые есть в каждой работе, от самой простой в службе финансовой поддержки до сложнейших исследований на фармацевтическом производстве.

Таким образом, интеграционные процессы в высшей школе также имеют двойственную направленность: с одной стороны взаимодействие науки, образования, финансового сектора экономики и бизнеса требуют высокого профессионализма участников новых возникающих экономических отношений, с другой стороны интеграция высшей школы обеспечивает более высокий уровень развития интеллектуальных ресурсов для экономики в целом.

Литература:

1.         Ершова И. Г., Вертакова Ю. В. Выбор приоритетов эффективного управления интеллектуальными ресурсами в экономике знаний //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2012. № 2. С. 260–270.

2.         Носкова К. А. Многоуровневая система оценки человеческого капитала// Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 13

3.         Симоненко Е. С., Кононов А. А. Повышение конкурентоспособности высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг//Перспективы науки. 2013. № 12 (51). С. 90–94.

4.         Согачева О. В., Симоненко Е. С. Управление конкурентоспособностью вуза на рынке образовательных услуг на основе имиджевой политики// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 3. С. 323–329.

5.         Согачева О. В. Теория и практика коммуникационного менеджмента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2013. № 3. С. 219–221.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle