Библиографическое описание:

Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Бизнес-инкубатор как инструмент поддержки малого бизнеса // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 149-151.

Указываются задачи, цели и функции бизнес-инкубаторов в развитии и поддержке предпринимательства в Пензенской области. Приводятся показатели эффективности деятельности бизнес-инкубаторов и статистика их роста.

Ключевые слова: бизнес инкубаторы, малый и средний бизнес, частное предпринимательство, государственная поддержка, региональная экономика.

Рост экономики регионов и благосостояния граждан невозможен без развития частного предпринимательства. Однако зачастую для его развития требуется активная государственная поддержка (в различных аспектах). Рассмотрим на примере Пензенской области механизмы поддержки развития малого и среднего бизнеса на основе создания сети бизнес-инкубаторов.

Основным документом, определяющим методы поддержки, является «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы» [1]. Объём финансовой поддержки за указанный период более 1,5 млрд. рублей. В таблице 1 приведена статистика по реализации финансового аспекта программы [2].

Таблица 1

Объём финансовой поддержки в рамках ДЦП «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы»

Год

Общие финансовые вложения, млн. руб.

Объём финансирования бюджета Пензенской области, млн. руб.

Объем финансирования из федерального бюджета, млн. руб.

Объем финансирования из бюджетов муниципальных образований, млн. руб.

2009

334

85

248

-

2010

248

99

149

-

2011

645

205

430

6

2012

135,

96

34

4

2013

150

150

-

-

2014

160

160

-

-

Столь значительные средства бюджетов всех уровней тратились для решения следующих задач:

-          развитие финансовых механизмов поддержки;

-          информационная поддержка малого и среднего предпринимательства;

-          развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства и инноваций [3…6];

-          создание гарантийного фонда (по кредитам для малого предпринимательства)

-          поддержка начинающих предпринимателей;

-          реализация образовательных программ для развития предпринимательских компетенций (для молодёжи);

-          содействие программ лизинга на льготных условиях для малого и среднего предпринимательства;

-          развитие экспортного потенциала Пензенской области (с помощью ОАО «Корпорация развития Пензенской области»).

Финансовые механизмы поддержки включают в себя различные гранты и субсидии, выделяемые на конкурсной основе. Так, до 2009 годы выдавали гранты начинающим предпринимателям в размере 300 000 рублей; для субъектов малого предпринимательства, проработавших на рынке более года, была возможность получить субсидию 1 млн. рублей. Создан и эффективно работает механизм софинансирования и рефинансирования кредитов для малого и среднего предпринимательства (можно получить субсидию, составляющую до 2/3 суммы кредита, но не более 10 млн. рублей). Хорошо себя зарекомендовала и программа развития льготного лизинга для предприятий (выплату части средств по оплате лизинга техники брало на себя государство).

Самые крупные финансовые вложения приходятся на создание сети бизнес-инкубаторов (создание и поддержка малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, предоставление аренды нежилых помещений на льготных условиях, оказание юридических, бухгалтерских, информационных и других услуг). Основными задачами регионального значения, которые должен решить бизнес-инкубатор, являются:

-          развитие экономики города (оживление экономической активности региона в целом);

-          создание новых рабочих мест;

-          развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение количества новых малых предприятий;

-          более эффективное производство традиционных товаров и открытие качественно новых видов предпринимательской деятельности;

-          целевое развитие отдельных отраслей промышленности и диверсификация местной экономики;

-          решение проблем занятости в среде молодежи, безработных, инвалидов и других социальных групп населения, нуждающихся в определенной поддержке;

-          обучение и повышение квалификации предпринимателей, общее повышение уровня экономического образования в клиентурной среде, предпринимательской способности населения региона;

-          повышение конкурентоспособности местной продукции на отечественном рынке, возрастание возможностей выхода на зарубежные рынки;

-          налаживание связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом;

-          стимулирование процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм.

Среди регионов ПФО Пензенская область занимает первое место по количеству бизнес-инкубаторов, числу резидентов и арендованных рабочих мест. В настоящее время число бизнес-инкубаторов по всей области превышает 30, каждый имеет своё направление деятельности (машиностроение, творческая направленность, сборка и изготовление мебели и др.). Здания для бизнес-инкубаторов были реконструированы или построены по долгосрочной целевой программе «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009–2013 годы [7]. В таб.2 приведена численность резидентов и площадь бизнес-инкубаторов Пензенской области.

Таблица 2

Численность резидентов и площадь ГКУ «ПРОБИ»

Год

Площадь бизнес-инкубаторов (кв.м)

Кол-во резидентов (штук)

2009

10224,58

89

2010

14249,78

183

2011

16250,68

225

2012

32365,25

397

Для управления сети инкубаторов:

-          два инновационных бизнес инкубатора (направление деятельности инновационные технологии);

-          молодёжный бизнес-инкубатор (молодёжное предпринимательство);

-          бизнес-инкубатор «ТАТЛИН» (предпринимательство в области творчества);

-          Каменский бизнес-инкубатор (агропромышленные технологии);

-          Сердобский бизнес-инкубатор (агропромышленные технологии, промышленное производство, консалтинговые услуги);

-          Сердобский бизнес-инкубатор и др.

создано Государственное казённое учреждение «Пензенское региональное объединение бизнес инкубаторов» (ГКУ «ПРОБИ»). Его формы осуществления поддержки предпринимателей:

-          центр консультационной помощи и информационной поддержки;

-          производственный опытно-экспериментальный участок (оказание безвозмездных услуг по изготовлению макетных и опытных образцов с использованием возможностей производственного отдела);

-          бизнес-школа производственных менеджеров;

-          взаимодействие с предпринимательским сообществом.

Основным показателем эффективности деятельности бизнес-инкубатора является количество фирм, выпущенных за время существования; количество новых рабочих мест, созданных его фирмами-арендаторами; процент выживаемости малых компаний, вышедших из бизнес-инкубатора; объём налоговых отчислений (табл.3 по материалам сайта inno-terra.ru; за 4 года выручка резидентов выросла почти в 39 раз).

Таблица 3

Количество рабочих мест и выручка ГКУ «ПРОБИ» (Пензенская область)

Год

Кол-во рабочих мест (чел.)

Выручка (млн.руб)

Налоговые отчисления резидентов ГКУ «ПРОБИ» (тыс.рублей)

2010

191

19,8

3459,3

2011

410

132,8

15925,9

2012

471

363,1

33033,8

2013

782

769,1

40806,51

Директор Семин К. Н. ГКУ «ПРОБИ» наметил дальнейшие этапы развития бизнес-инкубаторов:

-          создание системы образовательных программ;

-          усиление взаимодействия между резидентами;

-          усиление взаимодействия региональных и муниципальных инкубаторов, саморазвития и обмена опытом;

-          создание Клуба аутсортеров при КГУ «ПРОБИ» (с целью оказания квалифицированных консультаций);

-          создание пула экспертов и наставников;

-          развитие отдела коммерциализации инновационных технологий;

-          развитие системы «бизнес под ключ».

Развитие бизнес-инкубирования стало обязательным элементом современных экономических программ. Важность развития этого вида поддержки малого предпринимательства в регионах очевидна: с их помощью молодые компании смогут преодолеть период ранних стадий развития, характеризуемый нехваткой финансовых средств и необходимого предпринимательского опыта. Сегодня решается важная задача разработки консолидированного подхода и практических рекомендаций для создания бизнес-инкубаторов, позволяющих значительно уменьшить риски, поднять эффективность работы новых созданных инкубаторов и тиражировать успешный опыт Пензенской области в другие регионы страны.

Литература:

1.         Распоряжение Правительства Пензенской области от 09.10.2008 номер правового N 305-рП «О разработке долгосрочных целевых акта о принятии программ» (с последующими изменениями).

2.         Постановление Правительства Пензенской обл. от 04.07.2012 N 481-пП «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Пензенской области на 2009–2014 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 27.10.2008 N 713-пП (с последующими изменениями)»

3.         Москалец П. В., Гарькин И. Н. Опыт развития инновационной инфраструктуры в Пензенской области //Молодёжь в науке: проблемы и перспективы. Сб.мат. VI меж.регион. съезда молодых учённых. — Воронеж. — 2012. — С.125–127.

4.         Фадеева Г. Д., Гарькин И. Н., Железняков Л. А. Опыт развития инновационной инфраструктуры (на примере Пензенской области) / Молодой ученый. –2013. — № 10. — С. 212–214.

5.         Гарькин И. Н., Гарькина И. А., Маркелова И. В. Реализация кластерной политики: повышение конкурентоспособности экономики региона // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2; URL: http://www.science-education.ru/116–12936 (дата обраще-ния: 30.04.2014).

6.         Гарькина И. А., Гарькин И.Н Строительный кластер: взаимодействие между строительными организациями / Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 155–156.

7.         Постановление Правительства Пензенской области от 2008–12–26 № 929-пП Об утверждении ДЦП «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области» на 2009–2013 годы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle