Применение IPF-технологии в рамках повышения конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 30.08.2014

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Немчинов, О. А. Применение IPF-технологии в рамках повышения конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности / О. А. Немчинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 170-175. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12446/ (дата обращения: 25.04.2024).

Авиатранспорт — это один из наиболее значимых секторов мировой экономики. Рынок услуг гражданской авиации является динамично развивающимся и подверженным большому влиянию мировой экономической конъюнктуры.

Роль воздушного транспорта в обеспечении дальнего пассажирского сообщения ежегодно возрастает. В 2013 году пассажирооборот воздушного транспорта более, чем на 110 %, превысил пассажирооборот железнодорожного транспорта, хотя в 2000 году уступал ему более, чем в 2 раза. По долгосрочным прогнозам, опубликованным ГосНИИ ГА, средний темп роста пассажирских авиаперевозок в России и СНГ на ближайшие 20 лет ожидается на уровне 4,8 %.

Темпы роста пассажирооборота российских авиакомпаний в XXI веке почти в три раза превышали темпы роста мирового рынка авиаперевозок (рисунок 1). Это обусловило постепенное восстановление доли воздушного транспорта России в мировом объеме авиаперевозок, которая по итогам 2013 года составляет около 3,8 %.

Рис. 1. Сравнительные тенденции рынка авиаперевозок

Действующий коммерческий парк российских эксплуатантов насчитывает 688 магистральных и 298 региональных пассажирских самолетов, 134 грузовых самолетов, 1124 вертолетов. Доля ВС зарубежного производства в парке пассажирских самолетов достигла 67 %.

В 2013 году в российский парк поступило 113 пассажирских самолета, в том числе 98 самолетов иностранного производства и 13 новых отечественных самолетов (рисунок 2).

Рис. 2. Фактические поставки пассажирских самолетов

При инновационном сценарии развития российской экономики прогнозируется удвоение объемов авиаперевозок за ближайшие 10 лет. При этом к 2031 году пассажирооборот может вырасти в 3,4–4,5 раза по сравнению с 2011 годом, а грузооборот — в 3,2–3,8 раза. [1]

Создание конкурентоспособной авиационной промышленности, удовлетворяющей не только внутреннему, но и, в определенных сегментах, мировому спросу, обеспечит инновационное развитие множества других отраслей и повысит конкурентоспособность авиапредприятий. Более того, развитие авиапромышленности позволит в значительной степени сократить стоимость авиаперевозок и улучшить транспортную систему страны.

Проблема повышения конкурентоспособности авиастроительной отрасли промышленности является чрезвычайно актуальной, т. к. в последние годы предложение российских пассажирских самолетов не может удовлетворить спрос, как на внутреннем рынке, так и на мировом. [2, с.3]

За прошедшие годы отечественная авиационная промышленность практически потеряла не только традиционные экспортные рынки стран СНГ, Китая, Индии, ряда стран третьего мира, но даже внутренний российский рынок [3]. В итоге суммарный объем импорта пассажирских воздушных судов уже сопоставим с их потребным количеством в российских авиакомпаниях, а на импортной авиатехнике выполняется уже существенно больше половины пассажирооборота гражданской авиации России.

Низкий уровень конкурентоспособности устаревших типов самолетов, в первую очередь, отечественных самолетов предыдущих поколений, обусловит их дальнейший активный вывод с рынка пассажирских перевозок. Для их замены и удовлетворения растущего спроса на авиаперевозки российским авиакомпаниям в период до 2031 года потребуются поставки 1804–2217 самолетов различных классов вместимости при преобладании узкофюзеляжных магистральных самолетов. [1]

На данный момент по объему новых закупок российский рынок находится в десятке лидеров по спросу на самолеты и делится между двумя производителями: Airbus и Boeing, рыночная доля которых составляет более 90 %. Однако в среднесрочной перспективе ряд отечественных предприятий заявили о намерении навязать конкуренцию общепризнанным мировым лидерам авиастроения. В первую очередь обоих конкурентов планирует потеснить российская «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), являющаяся системообразующим холдингом в подотрасли самолетостроения РФ, в том числе за счет выпуска самолета МС-21. [2, с.11]

Семейство ближне-среднемагистральных самолетов МС-21 — стратегический проект ОАО «ОАК» по расширению своего присутствия в гражданском секторе авиационной отрасли. МС-21 включает большое количество инноваций, направленных на получение конкурентных преимуществ, предназначен для эксплуатации на ближних и средних авиалиниях и в настоящее время включает две модели по размерности: МС-21–200, рассчитанный на перевозку 153 пассажиров, и МС-21–300 — на 182 пассажира. Планируемое начало поставок — 2017 год. [4]

Кроме того, в 2006 году ОАО «Компанией «Сухой» начато производство новых региональных самолетов Super Jet 100, призванных удовлетворить внутренний спрос в сегменте региональных самолетов, однако схема производства и сбыта этих самолетов нуждается в разработке мер повышения конкурентоспособности.

Каждый из выпускаемых или разрабатываемых отечественных самолетов имеет несколько современных конкурентов, получивших сертификат типа АР МАК. В конце 2012 года сертификаты типа АР МАК были выданы и основным конкурентам российского самолета SSJ-100 (ERJ-190, CRJ-900/-1000, RJ-85/-100).

Среди региональных и легких многоцелевых самолетов, на данный момент, предложение отечественной промышленности ограничено, фактически, самолетами Ан-148 и Ан-140, ситуация с перспективами производства которого не понятна. [1]

На данный момент около 1000 воздушных средств отечественного парка нуждаются в замене в связи с внушительным сроком эксплуатации, налетом и моральным износом. Если учесть темп роста авиаперевозок российских авиакомпаний, который составляет около 6 % в год, можно утверждать, что кроме обновления имеющегося парка авиакомпаниям необходимо дополнительно к 2015 году еще около 480 воздушных средств. Сравнив этот показатель с планом производства и поставки ОАК (654 воздушных судна) в период до 2015 г., было получено значение процента охвата потенциальной емкости внутреннего рынка, равное 44 %. Однако, анализируя фактическое выполнение плана «Объединенной авиастроительной корпорацией», становится очевидным, что плановые показатели производства и поставки самолетов не достигаются, освоение сегмента региональных самолетов откладывается на неопределенный срок, что сильно ухудшает позиции отечественной авиационной промышленности, как на внутреннем, так и мировом рынке. [2, с.12]

Анализ соответствия мировому уровню технологического совершенства продукции российского гражданского самолетостроения позволяет заключить, что технологический уровень основных современных систем и агрегатов, серийно производимых российских самолетов, значительно уступает мировому уровню.

В частности, наблюдается отставание в следующих областях:

-          экономичность и экологичность двигателей;

-          унификация самолётных систем, агрегатов и оборудования;

-          применение новых технологий финальной сборки самолётов;

-          комплексное использование информационных технологий и средств автоматизации на всех стадиях жизненного цикла продукта.

Производство и сбыт конкурентоспособных самолетов обеспечит государству увеличение доли производства наукоемкой продукции в ВВП и создаст условия к импортозамещению самолетов и комплектующих к ним.

К основным барьерам выхода на мировой рынок авиатехники, которые придется преодолеть российским компаниям, разрабатывающим новые самолеты, в первую очередь можно отнести репутацию производителя и уровень предлагаемой послепродажной поддержки на рынке авиатехники, а также широту предлагаемого модельного рядя самолетов с унифицированными системами и запасными частями.

Российская авиационная промышленность объективно заинтересована в выводе на рынки «прорывной» продукции или освоение принципиально новых рыночных ниш — это основные возможности выживания в глобальном конкурентном окружении, так как возможности развития традиционных технологий практически исчерпаны, необходимы радикальные инновации. Их планирование и реализация обладают рядом важных особенностей.

В рамках современных концепций управленческого процесса основой установления и достижения финансовых результатов компаний является оценка ими будущего состояния рынка и позиции на нем организации, а также умение оценить и выбрать основу для устойчивого развития. При этом инструментами анализа и выбора является долгосрочное прогнозирование отраслевого рынка и его сегментов, оценка конкурентоспособности компаний, что позволяет сформировать видение будущего компаний.

Методы исследования в традиционном маркетинге ориентированы на простые, малодифференцированные потребительские товары, множество покупателей, равновесные рынки совершенной конкуренции, массовое производство, значимость эффектов масштаба и опыта.

При сравнении специфики и динамики авиационного рынка, его сложности и нестабильности с технологиями и инструментами традиционного маркетинга обнаруживаются следующие несоответствия:

-          динамичности объектов и методов «сравнительной статики» в их исследовании, что затрудняет адаптацию и выработку опережающих решений в стратегическом управлении;

-          сложности товаров, рынков и их упрощенных представлений при анализе и выборе стратегий и портфеля, что обусловливает неопределенность оценок и решений, риски дорогостоящих потерь;

-          наукоемкости товаров и рынков «рыночной близорукости», традиционных методов их выбора, «деструктивности по отношению к инновации», что приводит к недооценке перспективных долгосрочных проектов и упрощенной выгоде.

Несмотря на малое количество и известность заказчиков и конкурентов, получение информации о рынке и среде сопряжено с рядом трудностей:

-          неопределенностью и сложностью прогнозирования состояния рынков и среды вследствие изменчивости их тенденций, структур и связей;

-          малым объемом информации из-за незначительного числа рыночных субъектов, узкой номенклатуры продукции и коммерческой тайны;

-          сложностью сопоставления информации от разных источников ввиду различий в выборке, системах счета, курсах валют, инфляции и т. д. [5, с. 193]

Прогнозирование является наиболее важным, сложным и неопределенным этапом в поддержке принятия решений по товару и рынку отрасли. Сложность и неопределенность связаны с динамичностью, неустойчивой нестационарностью объектов, а ответственность — с высокими коммерческими рисками в отрасли, возможными многомиллиардными потерями, несостоятельностью и поглощением компании. [5, с. 222]

Для получения максимального эффекта необходима координация усилий, а стабильность функционирования требует моделирования возможных изменений и выработки оптимальных траекторий развития.

В качестве основы построения видения будущего предлагается использовать эволюционный подход с набором ретроспективных и прогнозных моделей рынка и системный подход со структуризацией на сегменты. Это позволяет выделить на рынке авиационной продукции определенные технологии, товарные группы, сферы деятельности, конкурентоспособные с позиций их роста и рентабельности на длительную перспективу.

Также предполагается формирование и оценка альтернативных направлений развития, а также выбор наиболее предпочтительного его варианта. Формирование и оценка альтернативных вариантов развития отрасли представляет самостоятельную ценность для управления. При этом выделяются временные рамки, мероприятия, ресурсы, объемы и источники финансирования, а также ответственные за реализацию.

На основе мирового опыта проведения форсайт-исследований и учитывая попытки проведения форсайта в России можно предложить использование методов экспертного предвидения в рамках постановки плановых индикаторов деятельности авиационно-промышленных предприятий. Однако такие стратегии могут реализовываться только при условии согласия между заинтересованными сторонами в отношении поставленных целей и предлагаемых мер по их достижению.

С учетом специфики и многообразия задач отрасли необходимо комплексное применение всех этих методов в рамках системной методологии как набора процедур, методик и моделей, выраженных в форме алгоритма IPF-технологии (англ. Indicative Planning и Foresight), представленной на рисунке 3. При этом базы данных структурируются по объектам исследования, тематическому признаку и методам обработки информации.

На этапе стратегического анализа предусмотрено использование методик форсайта, упрощающих задачу выявления проблемных мест развития комплекса и организацию успешного взаимодействия участников.

Рис. 3. Схема этапов реализации IPF-технологии

Методы и инструментарии, используемые в форсайте, достаточно многообразны. Чаще всего используют сочетание количественных и качественных методов.

Опора делается на количественные показатели, представленные в различных базах данных, отражающих состояние науки в интересующей исследователей отрасли. При этом объектами исследования являются публикации, сгруппированные по разным признакам: авторам, журналам, странам, тематическим рубрикам и пр.

Одна из ключевых ролей в IPF-планировании отводится методу Дельфи, с помощью которого может быть задействовано большое число ведущих экспертов из различных слоев общества (государство, наука, промышленность, бизнес-сообщества, представители институтов гражданского общества). Данный метод относится к классу количественных методов групповых экспертных оценок. Несмотря на определенные издержки, Дельфи-опрос имеет бесспорную ценность: появляется структурированный пул экспертов, фиксируется точка отсчета для последующих прогнозов.

На базе предварительного качественного анализа временных рядов и влияющих факторов используются количественные методы краткосрочного и среднесрочного прогнозирования: экстраполяция тренда, корреляционно-регрессионный анализ (оценивает значимость факторов по тесноте связи и позволяет формировать более точные многофакторные модели, базирующиеся на причинности связей факторов и показателей).

Результаты долгосрочного прогнозирования должны интегрироваться в единую систему стратегического управления экономикой. Особенностью долгосрочного прогноза является значительный уровень неопределённости и высокая «цена вопроса» при принятии ошибочных решений. Так, даже в рамках самых «мягких» технологий формирования подобного прогноза, учитывающих позицию и видение широкого круга реальных участников технологического процесса, удаётся, как правило, зафиксировать только общие перспективные направления развития. Но «угадать» конкретные прогрессивные решения удаётся с трудом, поэтому реализуется близкий к задуманному вариант развития.

Однако неудачный прогноз, основанный при чрезмерной концентрации на малоперспективном направлении, чреват полной утратой конкурентных позиций в соответствующей сфере (особенно высоки риски при традиционных, административно-ориентированных, способах выбора приоритетов) [6, с. 104].

В связи с этим, разработку развития авиационной промышленности необходимо проводить в комплексе с разработкой рекомендаций по улучшению организации планирования на отдельных предприятиях отрасли, используя методику постановки и оценки количественных параметров хозяйственной деятельности того или иного авиапромышленного предприятия на среднесрочную и краткосрочную перспективу. [7, с. 143]

Специфика прогнозирования отрасли обусловлена продолжительным полным жизненным циклом изделий, достигающим 40–50 лет, что вызывает потребность в долгосрочном прогнозировании. В западных странах эта процедура выполняется производителями (Boeing. EADS, SNECMA), ведомствами (COMSTAC), коммерческими аналитическими компаниями (Futron, Euroconsult, Forecast International, Teal Group и др.).

Следует отметить, что планирование и оценка результатов, проводимые с помощью IPF-технологии, являются не просто видом прогнозирования или предвидения, а скорее способом активного конструирования будущего. Поскольку в результате их очерчиваются возможные перспективы, которые могут быть достигнуты лишь при условии участия большого числа экспертов, напрямую заинтересованных в решении исследуемых проблем (позволяет выработать у них видение конкретных усилий для достижения поставленных в исследовании целей), вложении определённых средств и организации систематической работы.

Литература:

1.                  Состояние и перспективы развития парка ВС гражданской авиации России. Иллюстрированный материал [Текст] / ГосНИИ ГА. — М., 2014. — 23с.

2.                  Гусакова, Е. А. Конкурентоспособность российских региональных самолетов на мировом рынке [Текст]: автореферат дис. … кандидата экономических наук: 08.00.14 / Е. А. Гусакова — М., 2012. — 28 с.

3.                  Карнозов, В. «Сибирь» отказывается от отечественной техники, 02.02.2006 // http://www.aviaport.ru.

4.                  Сайт объединенной авиастроительной корпорации http://www.uacrussia.ru/ru/.

5.                  Бакланов, А. Г. Рынок и маркетинг авиакосмической продукции в условиях нестабильности: [монография] / А. Г. Бакланов. — Москва: Изд-во КДУ, 2007. — 399 с.

6.                  Балашов, В. Г. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций: практика и методы [Текст] / В. Г. Балашов, В. А. Ириков. — М.: ПРИОР, 2002. — 512 с.

7.                  Хайтбаев, В. А. Методика организации и оценки результатов планирования экономической деятельности промышленных предприятий на основе IPF-технологии [Текст] / В. А. Хайтбаев, О. А. Немчинов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С. П. Королева (национального исследовательского университета). — 2012, № 5, С. 140–146.

Основные термины (генерируются автоматически): самолет, долгосрочное прогнозирование, рынок, темп роста, внутренний рынок, воздушный транспорт, мировой рынок, мировой уровень, отечественная авиационная промышленность, стратегическое управление.


Похожие статьи

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка...

Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до уровня 90-х гг.

Отечественная авиация поддерживает рост количества авиаперевозок в стране, которые опережают темпы экономического роста экономики и темпы роста объемов перевозок...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Рис. 3. Российский рынок авиаперевозок по пассажиропотоку, % (составлено автором на основе отчетов авиакомпаний).

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль...

Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке...

На воздушном транспорте система тарифов пассажирских перевозок построена так, что в ней одновременно применяются два вида тарифов: пропорциональный — на

Перспективы реализации политики импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке.

Особенности формирования российского рынка авиаперевозок

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой авиационной промышленности. Международный рынок авиационных перевозок переживает период упрощения и либерализации...

Похожие статьи

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка...

Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до уровня 90-х гг.

Отечественная авиация поддерживает рост количества авиаперевозок в стране, которые опережают темпы экономического роста экономики и темпы роста объемов перевозок...

Развитие гражданского авиационного транспорта РФ в условиях...

Рис. 3. Российский рынок авиаперевозок по пассажиропотоку, % (составлено автором на основе отчетов авиакомпаний).

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль...

Исследование тарифной политики авиакомпании на рынке...

На воздушном транспорте система тарифов пассажирских перевозок построена так, что в ней одновременно применяются два вида тарифов: пропорциональный — на

Перспективы реализации политики импортозамещения на отечественном фармацевтическом рынке.

Особенности формирования российского рынка авиаперевозок

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Системный анализ основных проблем и тенденций грузовых...

Усиленное создание авиационных союзов оказывает существенное влияние на состав и состояние мировой авиационной промышленности. Международный рынок авиационных перевозок переживает период упрощения и либерализации...

Задать вопрос