Библиографическое описание:

Ахмедова Х. О. Сотрудничество преподавателя и студента — творческий потенциал // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 261-263.

В национальной программе по подготовке кадров Узбекистана обращено особое внимание на национальную модель системы образования в Республике Узбекистан. Эта модель включает в себя 5 компонентов: личность, государство и общество, непрерывное образование, наука, производство.

На первом месте стоит «личность» — основной компонент национальной модели образования. Другими словами, вся система образования, в том числе и сам процесс обучения, должен быть ориентирован на личность. [1]

Сегодня в нашей стране интерактивное обучение широко применяется во всех сферах непрерывного образовательного процесса: в детских садах, в школах, в колледжах, в лицеях, вузах, на курсах и тренингах. Очень важно раскрыть некоторые теоретические направления интерактивного обучения и его организации при обучении русскому языку в спортивном вузе.

В условиях глобализации международного сотрудничества Узбекистана в области культуры и спорта рынок труда диктует острую необходимость в компетентных, профессионально-грамотных мобильных и конкурентоспособных специалистах, такой как Равшан Ирматов, который является атрибутом успешного специалиста.

Равшан Ирматов судья международной категории Федерации футбола Узбекистана, рефери ФИФА. Недавно 3 миллиарда людей следили за событиями мирового первенства по футболу в Бразилии. Мы уверены, что узбекские фанаты футбола, болея за какую-либо сборную, также мысленно поддерживали и Равшана Ирматова, который был в составе рефери ФИФА. Именно в Бразилии 4-кратный лучший рефери Азии, гордость Узбекистана обновил мировой рекорд. Сегодня имя Равшана Ирматова громко звучит в мире футбола. В истории Мундиаля он является единственным арбитром, обслужившим 9 матчей. Как отмечается в мировой прессе, до сих пор Ирматов не допустил ни одной серьезной ошибки в ходе доверенных ему матчей. В матчах, которые судил наш рефери, основными критериями была справедливость и высокий профессионализм. Естественно, достижения Равшана Ирматова не остались без внимания. 25 июля Указом главы нашего государства Равшан Ирматов награжден орденом «Эл-юрт ҳурмати». В ходе мероприятия наряду с орденом Ирматову были также вручены ключи от автомобиля «Malibu». В настоящее время Равшан Ирматов занимает высокие позиции в списке арбитров ФИФА. Надеемся, что он еще долгое время будет арбитром на многих престижных спортивных мероприятиях и тем самым станет примером для начинающих молодых рефери. В свою очередь, мы от всего сердца поздравляет нашего соотечественника с этой высокой наградой! [Uzreport.uz]

Современная система образования требует усовершенствования новых методов обучения, обеспечивающих его интенсификацию и способствующих деловому сотрудничеству преподавателя и студента, раскрытию нового творческого потенциала в развитии технических средств.

Новые методы обучения, которые применяют сегодня преподаватели вузов для организации учебно-познавательной деятельности студентов, разнообразны, они направлены, прежде всего, на прочное овладение учебным материалом, на творческое мышление. В рамках новейшего образовательного процесса сегодня педагоги могут использовать разные инновационные технологии и методы, обеспечивающие успешное результативное обучения. Инновационная роль технологии обучения, это комплексное воплощение, использование новой методики преподавания и преобразование, переустройство образовательной практики с целью высокого повышения ее эффективности.

На современном этапе развития интерактивного обучения как инновационной технологии становится востребованным по следующим причинам. Во-первых, для преподавателей русского языка неязыковых специальностей актуальной является проблема поиска новых, усовершенствованных методов и методик для повышения познавательного интереса студентов к изучению русского языка, укрепления мотивации в учебном процессе. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование интерактивных методов обучения русскому языку.

Сейчас используются много методов, такие как организация совместной деятельности преподавателя и студента, при которых преподаватель является главным организатором, модератором процесса, который даёт информацию, а студент является заинтересованным и активным участником учебного процесса. Каждое занятие это обучение, изучение, посредством обмена информацией, обсуждения, закрепление, поиск пути разрешения проблем, постоянного усовершенствование, самосовершенствование как преподавателя, так и студентов.

Интерактивное обучение является эффективным средством оптимальной интенсификации учебного труда. Под интенсификацией необходимо понимать достижение цели обучения с минимальной затратой сил учащихся и преподавателей с учетом таких показателей, как качество обучения и экономия времени. К ее основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной емкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация методов обучения и темпа учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютерных технологий в образовательном процессе и других новых информационных технических средств обучения.

Интерактивные методы позволяют спланировать и построить обучение таким образом, чтобы все студенты могли принимать участие в образовательном процессе, постоянно были вовлечены в активную языковую среду на учебном занятии. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, умножить профессиональный терминологический словарный запас, успешно ускорить процесс познания, а учебно-познавательную деятельность перевести на более продуктивно-творческий уровень..

Известные ученые Н. М. Соколов и Г. Г. Тумин в своем труде ″На уроках родного языка″, вышедшем в 1917г., утверждали, что методика русского языка не дает и не может дать раз и навсегда установленных ″классических″ приемов, выполнять которые обязаны все преподаватели русского языка: преподавание есть творчество, в котором огромную роль играют изобретательность и талант учителя, которые подсказывают ему и момент, когда надо употребить тот или иной прием преподавания, и иногда сами приемы, которые он впервые применяет. Но преподавание не всегда вечное творчество новых оригинальных приемов. Некоторые педагоги успешно применяют чужие приемы, не будучи одарены творческим талантом. Основных приемов немного: в громадном большинстве случаев оригинальны комбинации приемов.

Нестандартные занятия — одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки в виде различных игр, оказывают глубокое эмоциональное воздействие на студентов, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. [2]

Для повышения эффективности деятельности студентов, улучшению результатов обучения способствуют игровые технологии, применяемые на уроках русского языка. Игровые моменты создаются посредством различных методов и приёмов, позволяющих эффективно организовать обучение.

Правила игры должны быть понятны, логичны, учитывать возрастные, интеллектуальные, коммуникативные возможности студентов. Они определяют порядок действий и поведение студентов в процессе игры. Действия, выполняемые во время игры, развивают познавательную активность студентов. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они изучают, познают, делают, знают и думают.

Несколько примеров.

-          Особое значение имеет название игры, например, «Словарный кросс» предполагает необходимость вырваться вперёд для достижения результата. Отсюда вытекают разнообразные вопросы, задания, которые носят познавательный характер, требуют наличие определённых знаний по заявленной теме, умения применить знания на практике в необычной ситуации.

-          Игры на развитие навыков устной монологической и диалогической речи, расширение словарного запаса по профессиональной терминологии

-          Кросс по спортивным терминам;

-          Угадай вид спорта;

-          Игра на отработку правильно ставить ударение «кросс на ударение».

-          Цифровой кросс;

-          Кросс на ловлю ошибок;

-          Кросс добавь или нет (ь);

-          Кросс на ремонт (а) или (о);

-          Кросс отними букву;

-          Кросс на составление связного текста по данным словам;

-          Кросс подбери на букву; (О — обруч…)

-          Кросс найти род сущ.;

-          Помоги мне перевести;

-          У кого больше словарного запаса?

Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Надо находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием «В эфире спортивные новости», «Конкурс спортивного комментатора».

В результате применения игровых технологий у студентов формируется: интерес к предмету, пополняется словарный запас, терпение, умение говорить в коллективе, соперничество, умение общаться в коллективе, настойчивость, ответственность, расширение кругозора, любознательность, воспитание сотрудничества, стремление узнать и передавать новое, учатся самостоятельности, само регуляция, улучшается эмоциональный фон в группе, защита результатов, выявляются лидеры, развиваются творческие способности.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Учебная задача ставится перед студентами в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соперничества.

-          Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

-          Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

-          Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

-          Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности и именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает, тренирует, активизирует.

-          Использование новых игровых технологий на занятиях позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости и сохраняет устойчивый интерес к русскому языку на протяжении учебного года.

-          Систематическая игровая работа благотворно влияет на формирование у студентов устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания, повышению орфографической зоркости.

-          Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

-          Главное надо искать новые пути, совершенствовать методику и систему своей работы для высокого уровня владения языком.

-          Игровая технология открывает доступ для обучающихся к мировой информации по различным отраслям знаний, к различным языкам и культурам.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что сегодняшний педагог должен стать организатором игровой деятельности направляющий студентов к цели. Игровую технологию можно успешно внедрять на определенные занятия, преследуя определенные цели, поставить в один ряд с другими приемами и средствами обучения. А это вызовет у студентов повышенный интерес, положительные эмоции, помогает сконцентрировать внимание на учебной задаче, позволяет решить учебные задачи в атмосфере заинтересованности и активности.

Литература:

1.                  Авлиякулов Н. Х. Педагогическая технология.– Ташкент, Издательство «ALOQACHI»,2009 г.148 стр.

2.                  Оспанова Г. А. Игра как вид деятельности на уроке русского языка.– Караганда, 2010 г.

3.                  Ромашина Н. Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме. Москва, «Глобус»,2007.г.

4.                  Uzreport.uz

5.                  http://www.gramota.ru,

6.                  http://rus.1september.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle