Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 29.07.2014

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Усманов, Ш. Ю. Инновационные направления узбекского боевого искусства при постановке исторических произведений / Ш. Ю. Усманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 318-321. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12430/ (дата обращения: 20.04.2024).

Данная статья посвящена вопросам сценического движения, боя, и пластики, кои являются основой сценического действия актера. А также информирует о современных методах использования национального боевого искусства в постановках исторических произведений.

Ключевые слова: актёр, режиссёр, сценический бой, танец, ритмика, пластика, сцена, спектакль, действие, фехтование, национальное боевое искусство, постановка, тренинги, упражнения.

Коренные реформы во всех отраслей уже приносят свои положительные плоды, особенно следует отметить реформы в сфере духовного просвещения, которые служат воспитанию всесторонне развитого гражданина своей страны. В эпоху независимости особое внимание уделяется духовному обогащению народа, особенно молодежи. Реформы были направлены на то, чтоб каждый гражданин нашей родины осознавал ценности идеи национальной независимости. При этом особое внимание уделяется эстетическому воспитанию молодежи. Этот процесс хорошо отслеживается в реформах в сфере театрального искусства.

Театральное искусство, музыка, танец и другие виды искусства целенаправленны на воспитания, эстетического восхищения и призыва к добру всего человечество, и при достижении этих целей правильно будет полагаться на мастерство исполнителя.

Президент И. А. Каримов сказал: «Конечно, мы должны учитывать требования рыночной экономики. Но, создания высокохудожественного, правдивого, пропитанного духом службы во имя добра произведения должна быть главной мерой театрального искусства. Достижение этих целей, возможно только через воспитания молодых и талантливых драматургов, режиссёров и актёров» [1, с. 145]. В этих словах особенно четко отслеживается мысль о невообразимой силе искусства, особенно театрального искусства. И главной задачей на сегодняшний день является воспитание молодежи.

Возвести на вершину совершенства сценического произведения, может хорошая драматургия — режиссерское видение произведения. А вот главным средством донести мысль и охватить восторгом зрителя является искусство слова исполнителя. Но для полной реализации этих факторов необходимо то, без чего невозможно предстать перед зрителями. Это — несомненно, пластика актера. Итак, режиссура и искусство слова очень важны, но чтоб выразить их, необходима пластика актера.

У каждого будущего режиссера или актера поступившего в высшее учебное заведение, очень сильны желания создать героические образы. Насколько это удастся, непосредственно зависит от усилий студента и мастерства и широты кругозора педагога. В частности, зависит от педагога по актерскому мастерству как воплощение суммы других специальных предметов, таких как пластика, сценическая речь, сценическое движение, сценический бой, вокал, танец и многое другое.

Каждый первокурсник переживает скованность, волнение, стеснение, неумение реализовать свои мысли и это совершенно естественно. Но, несмотря на это в конце учебы студенты должны знать, как работать над образами героев произведения национальной и мировой классики и уметь создать такие образы в рамках дипломных спектаклей. Достижение этого уровня является результатом своеобразного поэтапного процесса воспитания актера.

Мы все знаем, создание образа — создать из себя другого себе подобного. Это совершенный и высочайший результат. Молодые актеры, обучающиеся в нашем институте, сначала пребывают в творческом поиске характеров героев. При этом они показывают полученные навыки по предметам сценическая речь, пластика, танец, сценическое движение и бой. Последнее является одним из главных спец предметов. Студенты учатся, ходят по сцене с правильной осанкой, жонглированию и другим элементам. «Что бы ни происходило на сцене, все должно иметь свою цель. Если сидеть, так сидеть не для того чтоб красоваться перед зрителем, а этим действием достигать какой либо цели. Но это задача не из легких. Этому надо учиться основательно» [2, с. 246], — утверждал К. С. Станиславский. Актер на сцене создает не только внутренний мир героя, но и внешние движения этого персонажа, как проявление внутренних переживаний. Эти элементы актерского мастерства тоже изучаются на предмете сценического действия. Такими элементами также являются особенность поклона разных национальностей и характеров, стиль походки, умение держаться на публике, сидение за столом, движение в разных национальных костюмах, правила этикета и многое другое. Еще одним главным фактором в вопросах необходимости предмета «Сценическое движение и бой» в воспитании молодых актеров, является то, что он активизирует внутреннюю динамику, темп. Овладение этими навыками позволяет студенту освободиться от внутренней скованности. Воображение актера, свободно действующего на сцене, активируется, и создание характера становится более совершенной. Например, внутреннее психофизическое состояние героя таковы — он может двигаться и говорить очень медленно, но при этом его внутренняя динамика на самой высокой точке активности. Эти моменты и являются важными свойствами характера создаваемого героя. Очень важно чтоб студент выполнял даже самые мелкие действия активно и увлеченно.

Эти навыки актера важны и для зрителя сегодняшнего дня. Ведь все упражнения по предмету «Сценическое движение и бой», будь то упражнения на координацию, гимнастическими палочками, упражнениями с подносом и многое другое, являются определяющим фактором в развитии психического и физического состояния актера. Воспитывает в актере внимание, бдительность, быструю реакцию и скорость движения по определенному ритму или музыкальному сопровождению. Кроме этого эти элементы обладают необходимыми принципами постоянного взаимодействия и чувства партнера, раскрытие внутреннего мира героя посредством легких и изящных движений. Именно через занятия по «Сценическому движению и боя» студенты приобретают навыки синтеза действия и речи. Ведь именно в единении действия и речи, лежит возможность донесения до сознания зрителя любое психофизическое состояние создаваемого характера.

В частности предметы «Пластика» и «Сценическое движение и бой» позволяют перебороть внутреннюю и внешнюю скованность, сильное волнение, появление дрожи на теле и многое другое. Вместе с этим на этих занятиях будущие актеры имеют возможность приобрести навыки движения разных эпох и сословий, соответствовать своими движениями костюму героя, работать разными деталями, такими как оружие, зонт, цилиндр, трость, веер, укрощения и другими специфическими предметами разных профессий. Развивают способности исполнения разных видов танца, боевых движений и элементов акробатики и др.

В соответствии духа слов президента И. А. Каримова, хочется еще и еще отметить необходимость знаний, умений работать и воспитания национальной и мировой классики каждого представителя молодого поколения.

Постановки исторических произведений на сценах нашего театра на сегодняшний день не являются результатом работы с оценкой настоящего времени. В прошлом, чтоб показать отношения героев к костюмам, к собственному оружию, использовались простейшие способы боевой техники. А сегодняшнему зрителю эти действия не достаточны и выглядят неправдоподобными. В связи с этим, сегодня актер должен приобретать навыки не только простого боя, но и способами выражение эмоционального состояния, легкого и свободного движения, насыщенности акробатическими элементами, соответствия действий и событий, обязательная победа добра над злом, умением чувствовать эпоху, деталей и костюма. Все это не только может увлечь зрителя по настоящему, но и является логически правильным. Дает возможность вернуть и удержать зрителя в театре, предоставить его вниманию еще более увлекательную и сильную историческую постановку.

Сцены боя в постановках должны возникать из-за необходимости и невозможности избежать его, а не просто ради показа эпохи и нравов. Кроме этого эти бои должны быть красивыми, увлекательными и самое главное безопасными как для зрителей, так и для актера.

Очень важны отношения актеров к оружию, костюмам и другим принадлежностям в процессе постановки спектакля. Например, для солдата являются священными его оружия и латы, он даже клянется ими, потому что и на самом деле его жизнь зависит от них, и если учитывать все эти факторы, то пренебрежение ими в постановках может являться главным недостатком спектакля. В книге «Зафар йули» («Путь победы») приводиться пример из жизни Амира Тимура (1336–1405) в частности говорится: «Я не доверял некоторым эмирам. Потому что нельзя было поверить их подлинной верности мне. Я не скрывал свое недоверие. Когда они узнали об этом они пришли ко мне Кораном и мечом и сказали:

«Если не веришь нашим клятвам — вот тебе Коран; а если хочешь убить нас — вот тебе наши мечи». Я обрадовался этому и удостоверился в их верности».

В этой клятве имеется в виду две вещи:

-       клянясь на своем мече, солдат говорит самые правдивые слова;

-       солдат ставит меч перед собой в знак того, если вторая сторона ему не верит — имеет право отрубить ему голову.

«Вполне естественно, особенно отмечать Амира Тимура. Потому что, являясь символом справедливости, благородства и мудрости, он создал великое государство, оставив после себя и практическое и теоретическое наследие в делах управления государством. Он открыл широкие возможности развития науки, культуры, архитектуры, религии и духовности. Лично я, каждый раз перечитывая «Темур тузуклари» («Сказания Тимура»), как будто получаю некую духовную энергию. В своей деятельности обращаюсь к этой книге вновь и вновь. Сказания его не могут устареть, они служат основой для духовности человека, и по сей день», [1, с. 48] — эти слова еще раз доказывают необходимость точных знаний и полного осознания величия Амира Темура, прежде чем начать постановку. Надо знать его и эпоху, в которой он жил. Так же дело обстоит с каждым историческим персонажем и спектаклями на исторические темы.

Постановки исторических произведений очень редко проходят без боев. Это было неотделимой частью исторических событий. Но даже если по каким-то причинам отсутствуют такие сцены, все равно актер должен знать и уметь действовать с костюмом той эпохи, отдавать поклоны по чину, умело пользоваться плащом и головными уборами во время игры на сцене.

Но, а если ставить бой с фехтованием, то обязательно надо разнообразить его, добавить красоту и акробатических элементов соответствующих эпохе и характеру героя [3, с. 72].

Подводя итог, можно сказать, сегодняшний зритель знает, что такое карате, таэквондо, айкидо и другие боевые искусства, не понаслышке. Многие сами занимаются этими видами спорта. Это ставит перед постановщиками сложную задачу — бой на сцене театра, кино и других представлениях должен быть максимально приближен к реальности, актер должен обладать теми физическими данными, которые необходимы для постановки боя. Он должен знать и уметь действовать как воин.

Есть спектакли, построенные на пластике актера. К таким спектаклям можно отнести «Шинель» по произведению Н. В. Гоголя (Музыкальный театр города Коканда 2010 год, Фестиваль экспериментальных театров, 2011 год Египет, Фестивал «Дебют 2010» Ташкент, режиссер Ш.Усмонов); шоу-спектакль «Мост» (ГИИКУз 2012 год, режиссёр Ш.Усмонов); спектакль «Освободитель» по произведению М.Келли «Маска Зорро» (ГИИКУз, 2013 год, режиссер Ш.Усмонов); Спектакль «Лейли и Меджнун» по произведению А.Наваи (Коканд, 2012 год, режиссер Н.Усманова) спектакль по произведениям Г.Горина (Узбекский государственный театр драмы, 2012 год, режиссер А.Исмаилов) и многие другие.

Вместе с этим, вот несколько советов профессиональным актерам и режиссерам:

-                 необходимо обеспечить содействие всех компонентов боя — темп, стремительность, эмоции и отношение актера, а не только техническое выполнение;

-                 необходимо овладеть современными методами и толкованиями боя, использование оружия, как исторического, так и фантастического;

-                 действия и движения партнеров должны быть не только согласованы и отрепетированы, но и соответствовать эпохе, моде и стилю.

Может быть, исторические произведения не ставятся или же по каким-то причинам в постановке отсутствует бой, но студент обязан знать и уметь вышесказанные. Если, пройдя какое-то время, появится необходимость создания такого образа, актер может не иметь возможности переучиться, тело никогда не двигавшийся так, может не освоить эти движения. Кроме этого овладение навыками вовремя этих занятий дает дополнительные возможности для создания образа. Актер, владеющий сценическим движением и боем всегда бодр на сцене, его тело свободное, готово для импровизаций и сильно развит органика актера. А создавая образы исторических личностей мирового масштаба необходимо полное соответствие эпохи и личности.

Для выполнения некоторых акробатических упражнений по предмету «Сценическое движение и бой», необходима физическая подготовка студентов. Для этого следует не пренебрегать дисциплинами физического воспитания и культуры. Только таким образом этот предмет может помочь студенту стать сильным, гибким и владеющим своим телом.

Драка на сцене и разные акробатические трюки резко отличаются от уличных разборок и должны быть адаптированы к законам сцены. Происходящее на сцене острое положение должно приносить зрителю эстетическое наслаждение. Все что происходит на сцене должно быть продиктовано условиями художественности. Если актер исполняет свою роль в соответствии жестких условий художественного выражения мыслей действием, то впечатления зрителей будут наиболее полными. Студент, который упорством и терпением поэтапно освоил элементы на предмете «Сценическое движение и бой» несомненно, добьется таких результатов. Основываясь на вышесказанном, считаем уместным утверждать следующее, эти элементы имеют важное место и значение в создании образа.

Литература:

1.      И. А. Каримов “Высокая духовность непобедимая сила”. Просвещение 2008 год.

2.      К. С. Станиславский “Работа актера над собой” Ташкент: 1965 год.

3.      А. Ф. Исмоилов “Сценическое фехтование” учебник. Ташкент 2004 год.

Основные термины (генерируются автоматически): Сценическое движение, бой, актер, сцена, театральное искусство, зритель, пластик актера, постановка, предмет, создание образа.


Ключевые слова

упражнения, актёр, режиссёр, сцена, пластика, действие, сценический бой, танец, ритмика, спектакль, фехтование, национальное боевое искусство, постановка, тренинги, упражнения.

Похожие статьи

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Анализируется жизнь и творчество выдающихся отечественных режиссёров и теоретиков театрального искусства.

И как только актер пройдет этот нелегкий путь перевоплощения, зритель сможет ему поверить, понять создаваемый им образ.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

“Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное

“В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка “Black Crook”, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с

В работе над созданием художественного (сценического) образа изучение произведений

— И каждый раз, когда выходишь на сцену, нужно, чтобы зритель ощущал конкретные и яркие...

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Игра на театральной сцене позволяет актерам моделировать эмоционально наполненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а зрителям — познавать и переживать эти ситуации. Таким образом, приобретение личностью нового опыта является наиболее...

К вопросу о «синтетическом» способе создания художественного...

актер, образ, Художественный театр, актерский метод, резкая критика, сценический образ, театральный гротеск, художественный образ, Чехов, актриса гротеска.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

В актерском искусстве исполнитель- актер, а воплощаемый художественный образ — роль.

Пластика — один из аспектов перевоплощения актера.

Эффект присутствия и причастности зрителя к действию создает сама сцена театра танца, которая, подобно...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного...

Ключевые слова: культура, искусство, театр, спектакль, актёр, режиссёр, театр одного актёра, сцена, жанр, сценические этика.

Ответственность сегодняшнего актера перед зрителями огромна, современный зритель чуток и проницателен.

Методы эстетического воспитания учащихся посредством...

Ключевые слова: актёр, эстетика, эстетическое воспитание, метод, методология, театр, эстетические взгляды, режиссёр, сцена, театральное искусство, творческие течения, «Цель ассоциации», «Расположение предметов».

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Постоянство предмета мы видим через изменения, движение.

В условиях театральной сцены компьютерная динамическая визуализация может полностью вытеснить способность зрителя воспринимать актера-человека, поэтому большинство известных хореографов...

Похожие статьи

Театральная режиссура: теория и практика | Статья в журнале...

Анализируется жизнь и творчество выдающихся отечественных режиссёров и теоретиков театрального искусства.

И как только актер пройдет этот нелегкий путь перевоплощения, зритель сможет ему поверить, понять создаваемый им образ.

Зарождение и развитие жанра «мюзикл» в театральном...

“Мюзикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное

“В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка “Black Crook”, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры.

Художественный образ в хореографическом искусстве

Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с

В работе над созданием художественного (сценического) образа изучение произведений

— И каждый раз, когда выходишь на сцену, нужно, чтобы зритель ощущал конкретные и яркие...

Помощь Мельпомены или театр как терапия | Статья в журнале...

Игра на театральной сцене позволяет актерам моделировать эмоционально наполненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни, а зрителям — познавать и переживать эти ситуации. Таким образом, приобретение личностью нового опыта является наиболее...

К вопросу о «синтетическом» способе создания художественного...

актер, образ, Художественный театр, актерский метод, резкая критика, сценический образ, театральный гротеск, художественный образ, Чехов, актриса гротеска.

Театр танца как феномен хореографического искусства...

В актерском искусстве исполнитель- актер, а воплощаемый художественный образ — роль.

Пластика — один из аспектов перевоплощения актера.

Эффект присутствия и причастности зрителя к действию создает сама сцена театра танца, которая, подобно...

Формирование и ступени развития узбекского театра одного...

Ключевые слова: культура, искусство, театр, спектакль, актёр, режиссёр, театр одного актёра, сцена, жанр, сценические этика.

Ответственность сегодняшнего актера перед зрителями огромна, современный зритель чуток и проницателен.

Методы эстетического воспитания учащихся посредством...

Ключевые слова: актёр, эстетика, эстетическое воспитание, метод, методология, театр, эстетические взгляды, режиссёр, сцена, театральное искусство, творческие течения, «Цель ассоциации», «Расположение предметов».

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная...

Постоянство предмета мы видим через изменения, движение.

В условиях театральной сцены компьютерная динамическая визуализация может полностью вытеснить способность зрителя воспринимать актера-человека, поэтому большинство известных хореографов...

Задать вопрос