Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №14 (73) сентябрь-1 2014 г.

Дата публикации: 28.08.2014

Статья просмотрена: 15575 раз

Библиографическое описание:

Лебедева, А. С. Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы / А. С. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 14 (73). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/archive/73/12415/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье рассмотрены основные проблемы современной системы городского пассажирского транспорта г. Санкт- Петербург и проанализирована практическая значимость разработанных на государственном уровне и представленных в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года мероприятий, направленных на решение рассматриваемых проблем. Выделены основные требования к качеству городских пассажирских перевозок и предложены варианты инновационных решений, позволяющих обеспечить выполнения указанных требований.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, стратегия, качество услуг, инновации, социальные перевозки.

Внутригородские пассажирские перевозки являются неотъемлемым и одним из самых важных элементов транспортной системы страны. Согласно прогнозам, представленным в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, объем перевозок пассажиров транспортом общего пользования к 2030 году увеличится на 30 % по отношению к 2012 году при базовом (консервативном) варианте развития транспортной системы, на 45 % — при инновационном варианте (рис.1). [1]

Рис. 1. Прогноз объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования до 2030 года, млн. чел.

Увеличение транспортной активности населения обуславливает актуальность вопроса организации эффективной работы городского пассажирского транспорта. Низкие показатели эффективности работы системы внутригородского транспортного сообщения являются результатом нерешенных системных социально-экономических проблем: «недостаточный уровень доступности транспортных услуг для населения, мобильности трудовых ресурсов; недостаточное качество транспортных услуг; недостаточный уровень обеспечения транспортной безопасности, усиление негативного влияния транспорта на экологию». [1] Именно поэтому одной из целей Транспортной стратегии РФ является повышение конкурентоспособности, доступности и качества пассажирских социальных перевозок.

Анализ различных подходов к определению городского пассажирского транспорта [2,3,4] позволил выделить его базовые характеристики:

1. Представляет собой транспортную систему, объединяющую различные наземные (трамвай, троллейбус, автобус, маршрутное такси) и подземный (метрополитен) виды транспорта, исключая водные виды маршрутного транспорта, а также включающую соответствующую транспортную инфраструктуру;

2. Функционирует на территории города и ближайшей пригородной зоны;

3. Основная функция — социальная, которая заключается в удовлетворение спроса на пассажирские перевозки населения города;

4. Функционирует в соответствие с социально-экономическими концепциями города;

5. Выполняет регулярные перевозки по заранее установленным на длительное время маршрутам, известным населению.

Современные условия и темп жизни определяют высокие требования к качеству данного вида транспортного сообщения, которые могут быть удовлетворены при условии эффективного использования научно-технических достижений. Понятие качества городских пассажирских перевозок неоднозначно и, как правило, оценивается как совокупный показатель, отражающий степень удовлетворения конкретных потребностей различных слоев населения, формирующих спрос на данный вид транспортных услуг. Основными требованиями к качеству услуг городского пассажирского транспорта, на наш взгляд, являются следующие:

-       мобильность;

-       высокая скорость передвижения;

-       экологическая безопасность;

-       экономичность;

-       безопасность;

-       комфортабельность.

Первые три требования наиболее актуальны и продиктованы социально-экономическим уровнем развития крупных городов, таких как Санкт-Петербург.

Во-первых, городской пассажирский транспорт должен быть мобильным, то есть способным максимально близко доставить пассажира до пункта назначения, сокращая время на пешеходные передвижения, что снижает общее время в пути. Данному требованию может отвечать только личное транспортное средство. Расширение и «совершенствование маршрутной сети, развитие инфраструктуры и систем общественного транспорта» [1], как способ решения данной проблемы, имеет ряд ограничений, поэтому данная потребность транспортом общего пользования не может быть удовлетворена в полной мере. Следовательно, рост автомобилизации населения продолжится до тех пор, пока транспорт общего пользования не будет соответствовать всем потребностям экономически активного населения.

Одним из вариантов удовлетворения потребности в мобильности населения в будущем станет реализация концепции двухвидового транспорта, которая предполагает совмещение возможности скоростного движения в режиме динамических составляемых поездов на подвесных направляющих новой транспортной инфраструктуры и движение по обычным автодорогам.

Сегодня повысить привлекательность и конкурентоспособность городского пассажирского транспортного сообщения возможно при сочетании его с новыми инновационными разработками в области компактных устройств передвижения, такими как электросамокаты, моноколесо, складные велосипеды, «персональный минитранспорт» и т. п. Анализ заявленных патентов за последние несколько лет свидетельствует о растущем интересе населения к разработкам подобного типа, позволяющих сократить время пешеходных передвижений и не требующих парковочного пространства. Главным недостатком такого способа передвижения в Санкт-Петербурге является отсутствие качественного дорожного покрытия и погодные условия.

Во-вторых, скорость передвижения должна быть достаточно высокой, чтобы максимально сократить время на поездку, которое, как правило, считается неэффективным, «потерянным». Кроме того, длительность поездки негативно сказывается на экономических показателях работы системы городского пассажирского транспорта, психологическом состоянии населения и экологии города. В дорожных условиях мегаполисов с огромным количеством многочасовых пробок это требование может быть удовлетворено только такими видами транспорта, как метрополитен, или на тех участках маршрута, где есть выделенная полоса для общественного транспорта. При этом высокая скорость передвижения снижает уровень безопасности, тем самым, обуславливая необходимость разработки дополнительных мер по снижению риска причинения вреда здоровью и жизни пассажиров.

На научной конференции «Магнитолевитационные транспортные системы и технологии» в 2014 году были представлены проекты по использованию магнитолевитационной технологии для организации высокоскоростного пассажирского городского железнодорожного сообщения. Данная технология предполагает движение поезда с помощью тягового линейного электродвигателя без соприкосновения с путями, что позволяет снизить уровень шума и вибрации практически до нуля и экономит энергию за счет отсутствия электрического контакта с путями. Новый вид городского пассажирского транспорта планируется организовать на участке г. Москва «Дворец конгрессов — станция метро Обухово».

Третьим и наиболее острым сегодня является вопрос экологической безопасности городского пассажирского транспорта. В первую очередь, это касается автобусных перевозок, так как электротранспорт считается более экологически чистым видом транспорта. При этом на современном этапе развития городской электротранспорт не удовлетворяет первым двум требованиям — мобильности и скорости передвижения, что является одной из причин тенденции снижения объема транспортной работы наземным городским электрическим транспортом в среднем на 5 % в год за последние 5 лет.

Данная проблема имеет два варианта решения: обновление автомобильного парка подвижного состава с более высоким классом экологической безопасности или переход на альтернативные виды источников энергии — компримированного природного газа (КПГ) и электричества. Второй способ направлен на решение как экологической, так и ресурсной проблемы в долгосрочной перспективе, поэтому является более предпочтительным.

Так в соответствии с разработанной в 2007 году стратегией ОАО «Газпрома» планируется к 2020 году перевести до 50 % от общего количества единиц техники на газомоторное топливо в городах с численностью населения более 1000 тыс. человек. [6] На первом этапе реализации стратегии предполагается перевести на новый вид топлива автобусные парки и спецтехнику крупных городов.

Однако следует отметить, что темпы развития инновационных технологий в области электродвигателей очень высоки: развивается сеть зарядных станций, заряд батарей и мощность двигателей увеличиваются, совершенствуются технико-эксплуатационные характеристики и потребительские качества электрокаров. Это делает транспорт, использующий электроэнергию, конкурентоспособным и более привлекательным, как с точки зрения экологии, так и с точки зрения безопасности и экономичности.

Использование альтернативных видов источников энергии, с более высоким коэффициентом полезного действия, позволяет одновременно с вопросом экологической безопасности решать проблему экономичности городского транспорта. Затраты на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств и инфраструктуры должны быть максимально снижены. Ни одно предприятие, осуществляющие пассажирские социальные перевозки, не способно приносить прибыль в виду государственного регулирования тарифов и обеспечения условия общедоступности данного вида транспортного сообщения. Сложность финансового состояния транспорта усугубляется опережающими темпами роста цен на потребляемые им ресурсы.

Наконец, городской пассажирский транспорт должен быть безопасным и комфортабельным, с учетом потребностей различных категорий граждан, в первую очередь, инвалидов, пожилых людей и детей. Согласно Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, составит 55 %. Это означает, что отдельная категория пассажиров сможет воспользоваться только каждым вторым автобусом. Снижение частоты движения автобусов вследствие закрытия маршрутов из-за нехватки и неудовлетворительного состояния подвижного состава негативно отражается на комфортабельности поездки пассажиров в часы пик и увеличивает время ожидания транспортного средства. Результаты мониторинга обращений граждан о нарушениях в ходе перевозок по данным СПб КГУ «Организатор перевозок», представленным в таблице 1 [5], также свидетельствуют о недостаточно высоком качестве обслуживания пассажиров.

С целью повышения доступности и качества транспортных услуг на государственном уровне планируются следующие мероприятия:

-          ввод в действие эффективной модели рынка конкурентоспособных пассажирских перевозок и совершенствование допуска к коммерческой деятельности в этой сфере;

-          государственная поддержка и стимулирование создания интеллектуальных транспортных систем с использованием современных инфотелекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками;

-          закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне. [1]

Таблица 1

Сведения оработе перевозчиков на «социальных» маршрутах Санкт-Петербурга с 4 по 10 августа 2014 года

Перевозчик

Количество обращений, связанных с определенными нарушениями

Несоблюдение расписания

Изменение трассы маршрута

Состояние подвижного состава

Безопасность

Культура обслуживания

Несоблюдение правил посадки/высадки, объявлением остановок и пр.

Финансовая культура

СПб ГУП «Пассажиравтотранс»

14

4

22

12

14

32

3

СПб ГУП «Горэлектротранс»

6

-

4

3

2

3

2

ОАО «Третий парк»

4

2

1

3

2

9

1

ООО «ПИТЕРАВТО»

3

-

1

4

1

4

1

ООО «ПТК»

-

-

-

1

-

3

1

ОАО «АТП-31»

1

-

-

-

-

-

1

ООО «Пальмира»

1

-

-

-

-

-

-

ООО «Первая пассажирская компания»

-

1

-

1

-

3

-

ООО «МБС» (Линия аквабуса)

4

-

-

-

-

-

-

ООО «Вест-Сервис»

-

-

-

-

1

2

1

ЗАО «Такси-2»

-

-

-

-

-

1

-

ООО «Шпунт-Северо-Запад»

-

-

-

-

-

-

1

ООО «АТП Барс-2»

-

-

-

-

-

1

-

ООО «М. А. К.С».

-

-

-

-

-

1

-

ООО «Пассажиртранс»

-

-

-

-

-

1

-

ООО «УП «СЛК»

-

-

-

-

-

2

-

Итого

33

7

28

24

20

62

11

Вышеперечисленные мероприятия в той или иной степени были реализованы ранее, однако к ожидаемым результатам они не привели. Так была предпринята попытка закрепления нормативных значений качества пассажирских городских перевозок в рамках отраслевого стандарта проживания в Санкт-Петербурге в 2008 году, которая не получила развития из-за необходимости в сложной и затратной процедуре мониторинга разработанных показателей. Идея создания интеллектуальных транспортных систем обсуждается на протяжении последних 10 лет. А задача создания эффективной модели рынка конкурентоспособных пассажирских перевозок и организации допуска к коммерческой деятельности частных перевозчиков была поставлена перед специально созданным еще в 2005 году промежуточным звеном между Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и участниками процесса пассажирских городских перевозок — СПб КГУ «Организатор перевозок».

Таким образом, список системных социально-экономических проблем городского пассажирского транспорта не только не уменьшается, но и увеличивается с ростом предъявляемых требований к качеству и доступности городских пассажирских перевозок, что особенно ярко проявляется в таких крупных городах, как Санкт-Петербург. Следует отметить, противоречивость некоторых требований — высокая скорость доставки и безопасность, увеличение мобильности и экологическая чистота, что осложняет процесс совершенствования транспортной системы города. Поставленные в Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года цели и задачи направлены на решение данных проблем. Пока трудно судить об эффективности планируемых Правительством РФ и Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга мероприятий, так как в связи с последними политическими событиями произойдет пересчет объемов бюджетного финансирования транспортной стратегии. Но с уверенностью можно сказать об одном: направление «развития систем пассажирских перевозок транспортом общего пользования с гарантированным временем и качеством перевозки» [1], которые должны обеспечить предоставление населению транспортных услуг-заменителей, более предпочтительных по сравнению с использованием личного автомобиля, выбрано верно.

Литература:

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р.

2. Постановление Правительства Москвы от 30.03.1999 № 239 «О проекте закона города Москвы «О городском пассажирском транспорте».

3. Мальчикова А. Г. Организация логистических потоков в системе городских пассажирских перевозок: Автореф.... канд. экон. наук. СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2000, 18с.

4. Эльдарханов Х. Ю. Логистика: управление городским грузодвижением.-Тамбов: Грамота, 2008, 143с.

5. Официальный сайт СПб ГКУ «Организатор перевозок» [Электронный ресурс]. URL: http://www.orgp.spb.ru (дата обращения: 14.08.2014).

6. Аналитические обзоры, статистические и расчетные данные специалистов ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. URL: http://gazprom-gmt.ru/ (дата обращения: 14.08.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): городской пассажирский транспорт, общее пользование, перевозка, Транспортная стратегия РФ, ООО, подвижной состав, Санкт-Петербург, экологическая безопасность, требование, государственный уровень.


Ключевые слова

стратегия, инновации, городской пассажирский транспорт, качество услуг, социальные перевозки., социальные перевозки

Похожие статьи

Перспективы развития городского пассажирского транспорта...

Перевозки пассажиров в общественном транспорте требуют в 3–5 раз меньше энергии, чем на индивидуальном транспорте на те же расстояния, меньших расходов на

Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы.

Обслуживание населения пассажирским транспортом

пассажирский транспорт, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Алтайский край, срок службы, транспортная система, барнаул, городской электрический транспорт, городской транспорт, местная власть.

Противоречия в экономико-организационном механизме...

городской общественный пассажирский транспорт, длительное пользование, перевозка пассажиров, билет, подвижной состав, пассажир, факт, линейное время, бюджетная доплата, маршрутная сеть.

Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения...

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, % Индикаторы второго уровня.

Анализ транспортного обслуживания района Театральной...

Это связано с тем, что: — городской пассажирский транспорт обеспечивает 73 процента от общего объема перевозок пассажиров, а легковые автомобили — только 27 процентов; — резкий рост уровня автомобилизации привел к исчерпанию пропускной способности...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Транспортная подвижность жителей и средняя дальность их поездок растет по мере роста численности и городской территории.

Как следствие износа подвижного состава – снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта...

Нужен ли единой системе городского пассажирского транспорта...

Санкт-Петербург, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, перевозчик, наземный пассажирский транспорт, перевозка, единая транспортная система, билет, маршрутная сеть, маршрут.

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга, второго по величине города Российской Федерации, на современном этапе формируют [1]: 1. Сеть Петербургского метрополитена, которая включает 5 линий общей протяженностью 113,6 км...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

городской пассажирский транспорт, подвижной состав, инновация, система, транспортная система, общественный транспорт, инновационный процесс, инновационный вариант развития, транспортная система города...

Похожие статьи

Перспективы развития городского пассажирского транспорта...

Перевозки пассажиров в общественном транспорте требуют в 3–5 раз меньше энергии, чем на индивидуальном транспорте на те же расстояния, меньших расходов на

Развитие городского пассажирского транспорта в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы.

Обслуживание населения пассажирским транспортом

пассажирский транспорт, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, Алтайский край, срок службы, транспортная система, барнаул, городской электрический транспорт, городской транспорт, местная власть.

Противоречия в экономико-организационном механизме...

городской общественный пассажирский транспорт, длительное пользование, перевозка пассажиров, билет, подвижной состав, пассажир, факт, линейное время, бюджетная доплата, маршрутная сеть.

Выбор целевых показателей (индикаторов) для повышения...

Доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных граждан, % Индикаторы второго уровня.

Анализ транспортного обслуживания района Театральной...

Это связано с тем, что: — городской пассажирский транспорт обеспечивает 73 процента от общего объема перевозок пассажиров, а легковые автомобили — только 27 процентов; — резкий рост уровня автомобилизации привел к исчерпанию пропускной способности...

Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта

Транспортная подвижность жителей и средняя дальность их поездок растет по мере роста численности и городской территории.

Как следствие износа подвижного состава – снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта...

Нужен ли единой системе городского пассажирского транспорта...

Санкт-Петербург, городской пассажирский транспорт, подвижной состав, перевозчик, наземный пассажирский транспорт, перевозка, единая транспортная система, билет, маршрутная сеть, маршрут.

К вопросу о возможности оптимизации маршрутной сети...

Так, городской пассажирский транспортный комплекс Санкт-Петербурга, второго по величине города Российской Федерации, на современном этапе формируют [1]: 1. Сеть Петербургского метрополитена, которая включает 5 линий общей протяженностью 113,6 км...

Основные направления и проблемы развития инновационных...

городской пассажирский транспорт, подвижной состав, инновация, система, транспортная система, общественный транспорт, инновационный процесс, инновационный вариант развития, транспортная система города...

Задать вопрос