Библиографическое описание:

Суворова Л. В. Формирование здорового образа жизни на уроках математики // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 24-26.

Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…

В. А. Сухомлинский

Ключевые слова:здоровье, здоровьесбережение.

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников.

Цели здоровьесбережения ориентируют весь учебный процесс на обязательное выполнение требования: никакие обучающие, развивающие и воспитательные цели не должны достигаться ценой здоровья, а также должны реализовываться через другие компоненты методической системы здоровьесберегающего обучения математике.

Для многих учащихся математика — сложный предмет, поэтому необходимо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с заниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвоения.

Для достижения здоровьесбрежения на уроках математики можно использовать учебный материал (тексты задач) с валеологическим содержанием, т.епутём увязки математических тем с какими-либо сведениями о здоровье, о медицинских приборах, о нормальных показателях здоровья.

Задачи, которые содержат сведения о правильном питании, рациональном режиме дня, о качественном и количественном содержании витаминов в том или ином продукте, и др., можно увязать с многими математическими темами.

Таким образом, дети в ненавязчивой форме узнают или закрепят знания о здоровом образе жизни.

Вот пример такого урока математики в 6классе по теме «Все действия с десятичными дробями».

Цели:

1.   Закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме;

2.   Развивать вычислительные навыки, мышление; интерес учащихся к математике и расширять кругозор;

3.   Формирование ценностей здорового образа жизни, потребности в нём.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор,учебник, рабочие тетради.

Ход урока.

1.                  Организационный момент «Настроимся на урок!».

Учитель: «Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе». (М. И. Калинин).

Так давайте не будем упускать эту возможность и займемся математикой. Одно из замечательных качеств математики — развитие любознательности. Вы уже умеете выполнять все действия с десятичными дробями.

На сегодняшнем уроке мы не только будем решать задачи и примеры на применение правил действий с десятичными дробями, но и немного поговорим о здоровье — одной из главных ценностей человеческой жизни, источнике радости. Ещё древне — греческий философ Сократ сказал, а вот что он сказал, мы с вами сейчас узнаем, но для этого нам нужно выполнить следующее задание.

2.      Устный счет.

Вычислите:

1)                 0,8 *2

2)                 3,4*10

3)                 0,6+0,4

4)                 40: 0,2

5)                 1,2*3

6)                 0,65+0,65

7)                 1,2: 2

8)                 23,8*10

1) 1,6 2) 34 3) 1 4) 200 5) 3,6 6) 1,3 7) 0,6 8) 238

«Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто». Сократ.

3.      Фронтальный опрос.

1.      Какая дробь называется десятичной?

2.      Сформулируйте правило сложения и вычитания десятичных дробей.

3.      Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000.

4.      Сформулируйте правило умножения десятичных дробей

5.      Сформулируйте правило деления десятичных дробей на натуральное число, на десятичную дробь.

Учитель: Ребята, выполнив следующее задание, вы поймёте, о чём конкретно пойдёт речь дальше.

4.                  Задание. Решите уравнения

1)      х + 10,5 = 18,98

2)      34,5 — у = 16,25

3)      а * 1,9 = 3,8

4)      12,6: с = 12,6

1

ы

8,48

з

0,2

а

17,25

г

18,25

у

2

б

Ответы закодированы буквой. Ответ первого уравнения — это первая буква нашего слова: ЗУБЫ

Учитель: Да, сегодня на уроке мы поговорим именно о зубах. Как же это красиво, когда у человека белые и ровные, как драгоценный жемчуг, зубы! Они ведь нужны не только для того, чтобы кусать и жевать, но и для того, чтобы человек мог ослепительно улыбаться и все вокруг могли бы видеть, что он здоровый, сильный, веселый и с удовольствием может работать.

Ведь по зубам судят о здоровье. В наших зубах, как в зеркале, отражается состояние организма в целом. Недаром в народной пословице говорится: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».

Вопрос: Ребята, вы, наверное, знаете, что для хорошего здоровья большое значение имеет питание. А вы хотите узнать, какие продукты влияют на укрепление зубов?

5. Тестирование.

1) 234,56 + 123,9

А- 358,46 — баранина

Б — 356,36 — свинина

2) 47–12,36

А — 34,74 — кофе

Б — 34,64 — чай

3) 23,2 * 1,4

А — 324,8 — картофель

Б — 32,48 — рыба

4) 234,4: 0,02

А — 11720 — черный хлеб;

Б — 1172 -– белый хлеб;

5) 34,7: 2

А — 17,305 — почки

Б — 17,35 — печень

6) 456 + 122,6

А — 578,6 — желток

Б — 168,2 — белок

7) 123,45 * 0,001

А — 12345 — лук

Б — 0,12345 — морепродукты

Учитель: Если вы хотите, чтобы ваши зубы были здоровыми, не забывайте употреблять эти продукты чаще в пищу.

Учитель: Ребята, вы хорошо поработали, а сейчас давайте немного отдохнём, поиграем в игру. Я называю обыкновенную дробь, если ее можно перевести в десятичную, то вы встаете, нет — сидите на месте.

Учитель: Отдохнули, зарядились энергией и продолжим работу.

Отработка вычислительных навыков.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, чем люди чистили зубы в старину?

Давайте решим задачи, а ответы и будут ответами на мой вопрос.

1)                 Две собаки подбежали к хозяину одновременно. Одна бежала 0,46 с со скоростью 3,5 м/мин, а другая 1,04 с со скоростью 1,5м/мин. Какая собака была дальше от хозяина и на сколько (ответ выразите в см)?

2)                 Площадь кухни 8,4 м², а площадь комнат в 2,8 раза больше. Чему равна общая площадь квартиры?

50 — мёд, желток

5 — мел, молоко,

24,36 — сахар, лимонная кислота

31,92 — зола, соль

Учитель: Чем только не чистили зубы в старину! Для того применяли золу, кусочки угля, поваренную соль, молоко, соду, мел, толченую скорлупу яйца с медом. Китайцы пользовались порошком из бобов мыльного дерева, жители Сибири и Урала варили из сосновой смолы жевательную мастику (так называемую серу), очищавшую зубы и укреплявшую десны.

Наверно, многие из вас испытали зубную боль и побывали у врача. Поэтому, не нужно относиться к чистке зубов легкомысленно.

Вопрос: Ребята, а вы знаете, какое минимальное количество щёток должен сменить человек в течение года?

А чтобы найти правильный ответ на этот вопрос, давайте выполним следующее задание. Ответы записываем, складываем и делим на 4,5.

1)      У стола отпилили один угол. Сколько углов у него теперь?(5)

2)      В тарелке лежали три морковки и четыре яблока. Сколько фруктов было в тарелке? (4)

3)      У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько щенят у Мурки? (0)

4)      Прилетели два чижа, два стрижа и два ужа. Сколько стало птиц всего Возле дома моего? (4)

5)      Один банан падает с елки каждые 5 минут. Сколько их упадет за один час? (0)

6)      На столе стояло 5 стаканов ягод. Миша съел один и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5)

Учитель: Ребята, зубную щетку следует менять не реже, чем каждые 3 месяца. Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой.

Домашнее задание. Составить примеры с зашифрованными ответами о здоровье.

Запомните: Очень сложно болезни лечить,

Легче болезни предупредить.

Спасибо за урок. До свидания.

Вывод. Цель уроков обучения учащихся здоровому образу жизни — формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

Организация уроков по формированию здорового образа жизни предполагает решение следующих задач:

-          формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;

-          выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;

-          закрепление гигиенических навыков и привычек;

-          приобщение к разумной физической активности;

-          обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

При построении уроков следует помнить, что:

-          Необходима смена видов деятельности каждые 3–5 минут;

-          Введение нового материала начинается на 10–12-й минуте;

-          Динамические паузы обязательны, возможны и две: первая проводится как активная и подвижная для всего тела, а вторая предполагает отдельные упражнения для глаз, рук или шеи;

-          Домашнее задание дается творческого характера.

Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя — помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т. к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.

Литература:

1.         Антонова Л. Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л. Н. Антонова, Т. И. Шульга, К. Г. Эрдынеева. — М.: Изд-во МГОУ, 2004.-100с. — (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001–2005 гг».).

2.         Воротилкина И. М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // № 4. С. 72.

3.         Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

4.         Система работы по формированию ЗОЖ на уроках математики / Усова, Г.П., 2010. -8с.

5.         Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРТИ, 2003. –272 с.

6.         «Школа 2000…». Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг// Под ред. Г. В. Дорофеева, И. Д. Чечель.- М.: «Школа 2000».., 2002 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle