Библиографическое описание:

Кадралиева М. А. Использование дидактических игр на уроках обществознания в 5-х классах // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 292-294.

В статье описано значение использования игр на уроках обществознания в 5-х классах. Результативность учебных игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими заданиями.

Ключевые слова:игра, творчество.

Любая система развивающего обучения предполагает наличие высокого уровня творческой активности учителя и его учеников. Творческую личность в ученике может воспитать только творчески работающий учитель.

Создавая в классе атмосферу творчества, мы, учителя, тем самым создаем оптимальные условия для развития ребенка: здоровый микроклимат, рост познавательных интересов, возможности для активного общения детей, для реализации способностей и талантов каждого. Работая творчески сами, мы сохраняем свое здоровье, оптимизм, обновляем свой методический арсенал, пополняем свои знания и лучше понимаем детей.

Развивающая и развивающаяся система Л. В. Занкова предлагает учителю все возрастающие требования к уровню профессионализма, самостоятельности и ответственности перед детьми, перед самим собой. Не зажатый рамками строгих и безусловных предписаний, учитель вправе быть творцом учебного процесса в самом глубоком смысле этого слова. Именно на это ориентирует система Л. В. Занкова, одним из типических педагогических свойств которой является вариантность, вытекающая «из самой природы учебного процесса, многообразно варьирующегося в зависимости от конкретных условий» [2,c.15].

Обществоведческие знания необходимы ребенку для ориентации в том мире, в котором он живет, — в окружающем мире. Из этого следует, что в 5-ом классе он должен получить определенные знания о нашей социальной действительности, так же как и некоторые знания по истории, отражающей прошлое, т. е. по всемирной и прежде всего по родной истории.

В моем опыте работы показалось естественным соединить формирование обществоведческих знаний с формированием общеучебных интеллектуальных умений. Такой подход, на наш взгляд, определяет и систематизирует выбор методов и приемов организации учебной деятельности — основной в жизнедеятельности учащихся 5- х классов и реализуемой в общеучебных интеллектуальных умениях.

Ребенок входит в мир великим исследователем. Уровень его любознательности пятиклассников настолько высок, что нельзя не воспользоваться моментом и не открыть перед ребенком дверь в мир социума. Ребенку хочется учить то, что ему интересно, может быть, трудно, но посильно.

Практика свидетельствует, что детям 10–11 лет (если возраст меньше, то тем более) нравятся занятия, на которых им представляется возможность поиграть. Методисты рассматривают игру как важнейший метод обучения в начальной школе. С древности игра использовалась как средство обучения детей. По Платону, игра — свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия [1,c.56].

А. Н. Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности только в игре.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении [3,c.45].

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий в ходе формирования школьного обучения обнаруживаются и в игровой деятельности детей. В ней своеобразными путями осуществлялось нормирование психических процессов: сенсорных, основных мыслительных процессов анализа, синтеза, абстракции, произвольного запоминания, припоминания и т. д. [4,c.47].

Рассматривая игру как потребность растущего человека, мы выдвигаем ее в ряд педагогических приемов, вызывающих усилие мысли, стимулирующих к познанию мира. Дети познают мир в своих играх легко, свободно, без «нажима» [5,c.87].

На этом основано создание игр, названия которых весьма обнадеживают: интеллектуальные, развивающие, познавательные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение.

В таких играх моделируются более адекватные по сравнению с обычным обучением условия формирования личности, необходимые для профессиональной деятельности в будущем.

Учебная игра — это педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение учебного материала. Игра, способствуя активизации познавательной деятельности школьников, не только помогает им лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определенного слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес, в частности, к обществознанию [6,c.89]. Нехватка времени не позволяет учителям часто проводить игры, занимающие урок или его большую часть: это требует особой подготовки, продумывания, режиссуры. Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (в них принимает участие весь класс), групповые и индивидуальные.

Мы попытались создать систему интеллектуальных игр, сопровождающих процесс начального обучения истории. Приведем пример некоторых таких игр:

I. «Распредели по группам».

Заполните таблицу, используя набор слов:

1.        Способность защищаться.

2.        Способность относиться к другим, как к себе.

3.        Способность делать запасы впрок.

4.        Способность отличать хорошее от дурного.

5.        Способность строить жильё.

6.        Определённый овал лица.

7.        Способность передвигаться.

8.        Способность мыслить.

9.        Способность утолять голод.

Что мы наследуем от родителей

Чему мы должны научиться

Общее у всех людей

Особенное у разных людей

     

II. Игры с текстами.

1. Найди ошибки:

1.        Время, которое остаётся после выполнения обязательных дел, называют личным временем.

2.        Оно нужно для того, чтобы ничего не делать.

3.        Время не нужно правильно распределять.

2. Заполни пропуски:

1.                 От своих предков и родственников человек наследует определённые ___________(свойства).

2.                 Наследственность животного проявляется в его ________, т. е. в определённых действиях, поведении.

3.                 Человек в отличие от животных обладает ________, способен к ___________________, может действовать ___________, имеет хорошо развитый _________________, создаёт ____________________.

3. Придумай своё продолжение этой сказки.

Е. Шварц. Из Сказки о потерянном времени.

«Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом, и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети и сами того не заметили: ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята старыми стариками. Как быть? Что делать?»

В основе любой игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры — ведущее к развязке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат-завоевание первенства своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Результативность учебных игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими заданиями.

Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это — творчество! Я убеждена, что игра может сопровождать человека в течение всей его жизни и служить инструментом его развития.

Собранные игры по обществознанию для учащихся 5- х классов способствуют привитию интереса к новому учебному предмету. Опыт работы показал, что в результате применения игровых приемов на уроках успеха достигали даже самые «слабые» ученики. Интерес к предмету не угасает и в средней школе, ученики остаются любознательными, активными.

Литература:

1.                 Беляков Е. А. 365 развивающих игр. — М., 1992. — 260 с.

2.                 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1967. — 310 с.

3.                 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. — М., 2000. — 270 с.

4.                 Короткова М. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. — М., 2003. — 250 с.

5.                 Платонов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М., 1991. — 210 с.

6.                 Федорчук И. А. Интеллектуальные игры для школьников. История. Ярославль, 1998. — 260 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle