Библиографическое описание:

Волкова Е. В. Формирование общечеловеческих ценностей у детей группы риска // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 281-284.

В статье дан анализ видов деятельности образовательных учреждений в целях воздействия на детей «группы риска». Акцентировано внимание на внеурочной деятельности, рассматриваются её формы и основные характеристики.

Ключевые слова:дети «группы риска», личность, внеурочная деятельность, ценности, педагогический процесс.

Процесс становления и развития личности учащихся в настоящее время в системе образования занимает весьма значительное место. Наряду с этим формирование отдельных личностных качеств у школьников, отвечающих всем требованиям времени, лежат в основе всех учебных дисциплин, преподаваемых во всех типах средних общеобразовательных и высших учебных заведениях нашей страны.

Анализ и интерпретация процесса воспитания подрастающего поколения на основе общечеловеческих ценностей показывает важность того, что человечество, на протяжении тысячелетий, оставило бесценное педагогическое наследие. В котором переплетены особенности как каждой нации и народности, так и человечества в целом, свидетельствующее о корнях цивилизации, исходящих из одного источника — так называемого человеколюбие. Во всех странах система образования всё больше и больше опирается на эти ценности.

Вопросы о подобного рода ценностей ставились в работах таких философов, как И. М. Попова, А. А. Ручки, А. Г. Здравомыслова, психологов — В. Н. Мясищева, В. А. Ядова, педагогов — В. А. Караковского, Л. А. Степашко и др.

Следует выделить работы В. А. Караковского и А. В. Кирьяковой, в которых осмысляются сущность и педагогическая значимость общечеловеческих ценностей, анализируются педагогические условия формирования в учебно-воспитательном процессе в школе.

Человеческое общество в настоящее время характеризуется динамическими изменениями во всех сферах жизни. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей сегодня является основным направлением единого процесса социализации личности и наряду с трудовым, идейно-политическим, семейным, эстетическим, физическим воспитанием, олицетворяет выработку и развитие человеческой морали [4, с. 17].

Система общечеловеческих норм и ценностей, сложившая в современном обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности, благодаря ее активной внутренней позиции, в процессе ее реальных действий, требующих нравственного выбора и ответственности за них. Высшая цель воспитания на основе общечеловеческих ценностей — это достижение идеала всесторонне гармонически развитой личности в условиях современных общественных отношений. Процесс воспитания в целом как актуальная педагогическая проблема должен строиться с учетом сочетания существующей в обществе морали с прогрессивными ее изменениями, ведущими к обновлению общественной жизни.

Воспитание на основе общечеловеческих ценностей как основной фактор педагогической деятельности является важным процессом всестороннего преобразования подрастающего поколения, делающим его способным стать субъектом собственно гуманистических отношений. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей в педагогической деятельности является процессом обретения человеком гармонической целостности развития и самостоятельной устремленности к созиданию и творчеству безотносительно к любым выгодам и материальным наградам [2, с. 53].

Сейчас, когда идет процесс интенсивного сближения народов мира во всех областях человеческих отношений, очень важно, чтобы общечеловеческие заветы о добре и человеколюбия были востребованы и претворены в жизнь через всех видов воздействия на человека, прежде всего, через внедрение во все учебные дисциплины средних общеобразовательных школ, через организации внеклассных и внешкольных занятий, экскурсий на природу и т. д.

Внеклассная воспитательная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на урок. Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободноевремя, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разнообразная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в общество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т. е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности — творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения — опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределения обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприниматься уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимодействия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Всё чаще в нашем обществе можно наблюдать детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития. Каждый второй ребёнок из пятидесяти учащихся в школе относится к «группе риска».

Чаще всего у детей проявляется равнодушие к себе, насилие над другими людьми. Особенно распространена устойчивая ложь и прогулы, с чем так борется каждая школа нашего времени.

Все отклонения в повелении детей связаны не только с положением в семье, но и с нарушением одного из важнейших прав детей — право на уровень жизни, необходимый дл физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, выделяется значительная группа причин, которые нарушают другое базовое право ребёнка — право на образование. Эти причины связаны с отсутствием в образовательных учреждениях, которые посещают эти дети, вариантных образовательных программ, рассчитанных на детей разного уровня способностей и развития, диагностических методик и технологий, позволяющих своевременно выявлять проблемы обучения и воспитания ребёнка и вносить соответствующие изменения в программу обучения, организационно-управленческих механизмов, обеспечивающих реализацию и защиту прав детей, и контроль за их соблюдением в системе образования.

Известно, что личность развивается в процессе деятельности. Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с одной стороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны — само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него» [1, с. 28].

Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков осуществляется в условиях внеурочной деятельности. Именно во вне урочной деятельности дети «группы риска» знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Как известно, отклоняющееся поведение является следствием нарушения процесса социализации. И её коррекция возможна лишь через вовлечение детей в сферу досуговой деятельности, так как здесь они более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение [5, с. 112].

При рассмотрении вне урочной деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с детьми «группы риска» — объекта педагогического влияния.

Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия вне урочной деятельности на детей «группы риска» во многом зависит от выбора форм как важных приёмов выражения содержания деятельности. Форма — это сочетание способа и средств организации вне урочной деятельности, обусловленное его содержанием [6, с. 7].

Организационные формы работы должны быть направлены на развитие познавательных интересов и способностей. Возможен дифференцированный подход в выборе тех или иных форм, обеспечивающий эффективность их воздействия. Одна из таких форм — художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия.

К данной форме можно отнести — массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми.

Яркой формой организации зрелищных представлений являются балы и карнавалы.

Просветительные формы включают в себя лекции, беседы, диспуты, конференции, экскурсии. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии ребёнок познаёт не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

Встречается такая форма, как познавательно-развлекательная, где игра теряет свою «сказочность», «таинственность» и на первый план выступает познавательная значимость игры.

Наибольший эффект дают формы, заимствованные с телевизионного экрана, например познавательно-развлекательные игры «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Особую роль в развитии духовных начал личности ребёнка, её социализации играют социально-практические формы. Учитывая социальные и практические интересы учащихся, можно создавать комнаты психологической разгрузки, секции, кружки по физической культуре и спорта, обучения шитью, техническому творчеству.

Таким образом, формы внеурочной деятельности имеют целью, прежде всего, духовное развитие личности учащегося, построенного на взаимоотношении с социальной средой и обществом в целом.

Одной из основных сторон внеурочной деятельности является эстетическое воспитание. Его цель — развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Педагогическая задача учреждений культуры состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в свою деятельность с помощью организации шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («Мисс-лето», «Джентельмен-шоу»), встречи с музыкантами, модельерами, поэтами, посещение выставок и многое другое.

В процессе направленного воспитания личности учащегося, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой — идёт своеобразная дифференциация способностей учащегося, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация ученика, которая носит положительную направленность.

Современное состояние педагогического процесса убеждает в том, что их деятельность нуждается в более насыщенном эстетическом направлении, выдвижении на первый план социальных проблем, направленных на гармонизацию отношений между учащимися, удовлетворение отдельной личности и общества в целом.

Необходимо создание целой программы для каждого образовательного учреждения, для реализации работы по формированию общечеловеческих ценностей у детей «группы риска». Если усилится внимание к подобным детям, то и численность преступных действий сократится [3, с. 178].

Общечеловеческие ценности можно разделить на четыре группы и охарактеризовать каждую из них одним словом: Мир, Труд, Справедливость, Добро. Они служат основой становления человека мыслящего, достойного внимания и общепринятого в обществе.

Именно поэтому нужно создавать комиссии по работе с выявление детей «группы риска», вовлечение их в совместную работу, привлечения их к организационным моментам учреждения и жизни общества.

Экскурсии, походы, совместные эксперименты, лабораторные опыты, общественная работа, кружки, театральные постановки, викторины, конкурсы, анкетирование — всё это может послужить перевоспитанию детей и развитию у них общечеловеческих ценностей.

Осознание и принятие человеком общечеловеческих ценностей как личностных — это длительный и неравномерный процесс, который зачастую продолжается в течение всей жизни. Одни ценности человек усваивает раньше, другие позже, некоторые может так и не осознать как ценность — это зависит от множества фактов, причин, обстоятельств, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Но образование, осознавая свою ответственность за будущее подрастающего поколения, не только может, но и должно делать всё возможное для создания благоприятных условий осознания и принятия нашими детьми непреходящих вечных общечеловеческих ценностей, что послужит основой их успешной интеграции не только в общество своей страны, но и в мировое сообщество, станет путеводной звездой в их благородной деятельности на службе Добру, Красоте, Истине.

Литература:

1.    Антонова Л. Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен//Педагогика. — 2010 № 9, 28–33 с.

2.    Баженов В. Г., Баженова В. П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. — Ростов н/Д., 2006. — 320 с.

3.    Гирфанова Л. П. Системный подход к общечеловеческим ценностям как общечеловеческим целям образования//Педагогический журнал Башкортостана. — 2010 № 4(29). — С. 173–178

4.    Гирфанова Л. П. Формирование общечеловеческих ценностей у подростков «группы риска», У.- Изд. БГПУ, 2007. — 155 с.

5.    Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности, 2002. — 288 с.

6.    Назарова Н. Б. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков «группы риска»//Интеграция образования. — 2009 № 1. — С. 7–12

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle